КОНСТИТУЦИЯ И НОВЫЙ КАЗАХСТАН В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
30 августа в Казахстане отмечается День Конституции. Накануне этой даты предлагаем вашему вниманию статью одного из авторов комментариев статей Основного Закона республики — члена
Конституционного Совета Республики Казахстан, доктора юридических наук Виктора Малиновского, в которой он размышляет о роли Первого
Президента в становлении нашей страны.
Конституционная практика 90-95-х годов прошлого века, и особенно время после апреля-августа 1995 года, свидетельствует о реализации востребованной самой жизнью тенденции превращения Президента республики в генерального конструктора и организатора всей государственной политики. Принятая на всенародном референдуме Конституция Республики Казахстан 1995 года провозгласила сильную президентскую власть. Центральной фигурой государственного строя Казахстана ныне выступает пользующийся доверием народа, властный и ответственный Глава государства.
Учреждение в Казахстане 24 апреля 1990 года поста Президента явилось принципиальным событием на пути глубокого реформирования государственности и всего уклада жизни страны. Оно было обусловлено рядом факторов и неразрывно связано с экономическими, политическими и идеологическими условиями того периода и последующего времени.
К началу весны 1990 года в механизме осуществления политической власти сложились объективные условия. Государство Республика Советов оказалось неспособным оперативно влиять на развивающуюся негативную ситуацию. Требовался новый, активный, политически не дискредитировавший себя предшествующим развитием государственный орган. Таковым мог стать только Президент.
Конституционно-правовые нормы, регулирующие статус и компетенцию Президента республики; эффективная деятельность Первого Президента по их реализации; функционирование Государственного секретаря республики, Администрации Президента, акимов, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Главе государства, консультативно-совещательных органов и учреждений при Президенте страны, а также иные функциональные, институциональные, организационные, идеологические и политические отношения в своей совокупности составляют казахстанский институт президентуры.
И еще несколько исходных позиций.
Первая. С момента учреждения поста казахстанского Президента прошло всего лишь двадцать с лишним лет. В 2010 году мы праздновали 15-летие казахстанской Конституции 1995 года, которая совершенно справедливо в народе именуется «Конституцией Назарбаева». Необходимо иметь в виду, что политико-правовой статус Президента Республики Казахстан пребывает в постоянной эволюции. По мере своей востребованности все новые грани президентской власти будут материализоваться постепенно, на протяжении определенного исторического периода.
Вторая. Мы все прекрасно помним, в каких далеко не тепличных условиях проходило строительство государственности независимого Казахстана. Если в 90-х годах прошлого века на этапе учреждения президентов новых независимых государств ученые-государствоведы и политики свои рекомендации и решения основывали большей частью на общих теоретических представлениях о выгодах той или иной модели на примерах «устоявшихся демократий», то ныне Казахстан имеет свой собственный опыт государственного строительства, дающий уникальный шанс для взвешенных выводов и дальнейших шагов.
Третья. Очень многое из того, что происходит сегодня в Казахстане, делается впервые, в том числе и в мировой практике. Это относится как к конституционному строительству в условиях всесторонней общественной модернизации многонациональной поликонфессиональной страны в целом, так и к государственному строительству, в частности. Как и у всего нового, путь у казахстанских новелл непростой. В том числе в их понимании, осознании, принятии, разъяснении обществу учеными-конституционалистами, самой публичной властью, а также политиками, пребывающими по разные стороны идеологической линейки.
Четвертая. Персонификация Главы государства, руководство страной сильной харизматической личностью особенно актуальны на том историческом пути, где находится Казахстан. Как бы глубоко ни анализировались конституционные основы статуса Главы государства, его реальная значимость неизмеримо богаче. Поэтому нормативистский подход явно нуждается в дополнительном анализе многочисленных сторон реально функционирующего комплексного института президентуры, как принято говорить — «живого института» — с использованием инструментария различных гуманитарных наук.
Пятая. В некоторых странах налицо кризисы в функционировании государственной власти, являющиеся прямым следствием либо неадекватной реализации в конституциях безусловной потребности в эффективной государственной власти (увлечение внешне красивыми фантастическими проектами из прошлого или отдаленного будущего), либо глубокими расхождениями между положениями основных законов и существующей практикой. Сегодня однозначно видно, что в Казахстане в весьма сложных условиях удалось предотвратить и то, и другое. Именно благодаря Первому Президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.
Шестая. Малоперспективно искать зарубежного «двойника» казахстанского Главы государства. Ведь попытка унифицировать институт президентства бесплодна, точно так же, как и стремление создать приемлемую для всех стран конституцию. Основатель единой турецкой нации и современного государства Мустафа Кемаль Ататюрк в свое время пришел к следующему выводу: «Наше правительство… действительно не похоже с научной точки зрения ни на одно правительство, упоминаемое в литературе. Но оно является правительством, которое позволило в полной мере раскрыться народной власти, суверенитету, власти нации. Такова его сущность. Если нужно дать нашему правительству характеристику с точки зрения науки об обществе, то мы его назовем «народным правительством».
Считаю, что в части доктринального толкования ряда новелл действующей Конституции мои коллеги-конституционалисты пока еще в долгу у Основного Закона.
Конституционная ценность утверждающегося конституционализма
В противовес имеющей широкое хождение философской концепции извечного противопоставления интересов государства интересам личности Заслуженный деятель науки России, доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян, говоря об «общечеловеческих конституционных ценностях», утверждает, что «государство остается главной формой организации жизни людей в политически организованном обществе», и определяет его как «основную конституционную ценность».
Многие мысли и позиции Нурсултана Назарбаева являются конструктивными не только для Казахстана. Они вносят вклад в развитие науки конституционного права. Таковыми выступают идеи об очередности демократических реформ в системе мер по преодолению рисков политического транзита; об объективной обусловленности изменения действующей Конституции; о предмете Основного Закона; о толковании норм Конституции, исходя и в соответствии с провозглашенными в статье 1 Основного Закона принципами деятельности Республики Казахстан; о соотношении народного и государственного суверенитетов; о характере государственности; о безусловном учете общих интересов казахстанцев при разработке и принятии Конституции и многие другие. Именно поэтому одной из характерных черт казахстанского конституционного процесса выступает его научность и системность.
Конечно, верховная власть делает максимум возможного для выявления по конституционной проблематике мнения каждого казахстанца. Вместе с тем, оценки и подходы лидера, уполномоченного выступать от имени всего народа, имеют совершенно иную социальную природу, значимость и конституционно-правовую регламентацию. Ведь за ней — интересы страны, стратегическое видение, мощная научно-аналитическая база, огромный общественный опыт и персональная историческая ответственность. Именно поэтому позиция Главы государства объективно является решающей.
В отношении Конституции особая ответственность Президента республики заключается в том, что он обязан отслеживать соответствие Основному Закону реальной действительности (корректируя эволюцию общества и деятельность государственных структур, акции общественных объединений, граждан) и соответствие самой Конституции запросам реальной действительности (своевременно стимулируя объективно необходимые корректировки).
При разработке и принятии действующей Конституции Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым был применен формат прорывного проекта: Президент предложил, а народ Казахстана принял новую Конституцию страны.
Уверен, что весной и летом 1995 года Первый Президент в очередной раз однозначно подтвердил свою решительность и твердость в защите интересов Казахстана и его будущего. Сломав «конституционную классику» и вызвав огонь критики на себя, он избрал стратегию прямого и откровенного разговора с народом, честно разъяснив ситуацию и предложив свой вариант Конституции.
Новейшей истории Казахстана известны две конституционные реформы: 7 октября 1998 года и 21 мая 2007 года. Формат работы над изменениями и дополнениями Конституции определяется самим подлежащим корректировкам предметом конституционных правоотношений. Во втором случае подготовке законопроекта предшествовал инициированный Нурсултаном Назарбаевым трехлетний общенациональный диалог. И в Постоянно действующем совещании, и в Национальной комиссии, и особенно в Государственной комиссии было обеспечено максимальное представительство различных политических сил и государственных институтов.
Каждый случай даже малейшего вмешательства в текст Конституции должен быть максимально взвешен и всесторонне обоснован. В самой Конституции в 1995 году был установлен, как говорят юристы, достаточно «жесткий» порядок внесения изменений и дополнений. Законом от 7 октября 1998 года механизм корректировки Конституции изменен в сторону расширения прав Парламента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Конституции Глава государства выполняет роль единственной инстанции, по общему правилу, окончательно определяющей целесообразность и процедуры корректировки Конституции. Однако при этом действует не изолированно, а вместе с высшим представительным государственным органом — Парламентом страны. Конституцией установлена возможность Парламента проявить настойчивость в отстаивании своей позиции, вплоть до вынесения «своей» конституционной инициативы на референдум.
Подготовила Шынар ТЕКЕЕВА