КАКИЕ ТАЙНЫ ХРАНЯТ КУРГАНЫ?
В местности Борсык, в десяти километрах восточнее села Курылыс Индерского района, найдены захоронения сарматов, живших в этих краях в V-III веках до нашей эры. Это останки двух человек, кухонная утварь и фрагменты фольги около десяти золотых украшений, которые пришиваются на одежду.
Раскопки ведет группа археологов во главе с заведующим отделом первобытной археологии института археологии имени А.Х. Маргулана, кандидатом исторических наук Арманом Бейсеновым.
Примерно полтора месяца назад они приступили к раскопкам шестого из 16-ти курганов из цепочки высоких насыпей. По словам специалистов, захоронения подверглись ограблениям. Об этом свидетельствуют разбросанные человеческие останки. Один из сарматов захоронен ниже уровня земли на 2,2 метра. Судя по всему, это был глава рода или общины. Возле него специалисты нашли большой казан с четырьмя ушками, небольшой чайник, напоминающий современный заварной. Останки второго человека захоронены почти на уровне земли или материка, как правильно выражаются сами археологи. Это мог быть один из близких родственников главы рода. Рядом с ним были найдены ложка, сделанная из кости, нож и точило. Как правило, грабители ищут в захоронениях золото и оружие, иногда хорошую посуду.
— В курганах найден большой литой казан, который с трудом подняли четыре человека, — говорит Арман Бейсенов. — Предположительно, он сделан из бронзы. Обычно такую вещь грабители не оставляют, всегда забирают с собой. Но казан приплюснутый, с большими дефектами. Судя по всему, его придавило землей, иначе литой металл, из которого сделана посуда, не может быть так сплющен. Казан у казахов — это не просто посуда. Это очаг — дом, символ продолжения рода, покой и достаток в шаныраке. Свой казан казах никогда не отдает кому-то и не оставляет при переезде, он передается из поколения в поколение. И если род обрывается, если больше нет продолжателей рода, то казан закапывают в могилу вместе с последним представителем этого рода. Затем, через несколько лет, если появится первенец, продолжатель рода, то отливали новый казан, который также передавался из поколения в поколение.
Все человеческие останки, а также найденные материалы будут переданы для исследования в российские и зарубежные институты. Но факт остается фактом — находки являются уникальными, дают археологам много материала для исследования, являются еще одним доказательством древней казахской истории.
Еще один специалист из института археологии имени А.Х. Маргулана, археолог Данияр Бисембай утверждает, что, судя по захоронениям, род был достаточно зажиточным.
— Об этом свидетельствуют расположения всех 16 курганов. Причем ограбили захоронения спустя непродолжительное время после погребения, так как раскопки грабители делали уверенно, словно точно знали, что здесь важное захоронение. Если курганы раскапывают, не зная, что и где, раскопки велись бы наугад. Подобные находки считаются ценными, они будут изучены детально. Возможно, в будущем году мы продолжим раскопки.
Раскопки посетили руководитель областного управления культуры, архивов и документации Алтынбек Нсангалиев, директор областного историко-краеведческого музея Рашида Харипова, руководитель областной инспекции по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия Атырауской области Мухамбеткали Кипиев. Алтынбек Нсангалиев отметил, что это крупное за последние годы открытие.
— В нашей области нет археологов, хороших специалистов. Поэтому у нас нет соответствующей лицензии на проведение работы. По инициативе областного акимата в этом году мы пригласили специалистов из Алматы, из института археологии, которые помогли нам провести раскопки курганов. Территория нашей области мало исследована. В 70-е годы прошлого века советский археолог Лев Галкин проводил здесь работы. В начале 2000-х годов археологическими раскопками, исследованиями занимался ученый, доктор исторических наук Зайнолла Самашев. И в последнее время мы также стали практиковать проведение археологических работ. На такие раскопки выезжают специалисты областного историко-краеведческого музея, практикуется совместная работа со столичными учеными.
Как заметила Рашида Харипова, специалисты такого уровня, как ученые из института археологии имени Маргулана, очень востребованы. Особенно их трудно пригласить в регион для работы в теплое время года, когда в стране повсеместно ведутся раскопки. И в нашем случае приезд Армана Бейсенова и других специалистов из Алматы считается большой удачей.
— В нашем музее есть археологический отдел, но специалистов, которые могли бы самостоятельно вести раскопки, не хватает. А исследуемых материалов очень много. Например, в музее у нас не было точила и костяной ложки. Это станет материалом для нашей дальнейшей научной работы.
Жизнь археологов интересная, но очень сложная, а порой даже и опасная. В местности Борсык, куда мы выехали на раскопки, за десятки километров нет ни одного жилого строения. Только изредка сюда забредают домашние животные, в основном верблюды. Живут наши археологи в двух небольших юртах, вода привозная. Сети сотовой связи не ловят сигналы. Поэтому время от времени специалисты выезжают в город. Раскопки ведутся вручную, а это адский труд. Пришлось лопатами перекопать почти пять метров — 2,8 метра сам курган и еще 2,2 — захоронения. Такая удача им выпадает редко. Поэтому нынешние раскопки если не уникальные, то точно редкие.
Марина КУАНЫШЕВА