Абай: «Человек не появился на божий свет разумным. Он становится им, слушая людей, видя их дела, трудясь в поте лица. Он постепенно начинает отличать хорошее от дурного, а если ему суждено немало пережить, то он, конечно, многое узнает. Научить ребенка выделять истину — дело тех, кто занимается его развитием и воспитанием. А это в первую очередь родители и мы, педагоги».
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовную потребность. И сейчас общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов.
Усилия образования нацелены на передачу детям книжных знаний, умение добывать средства к существованию, но не направлены на то, чтобы гармонизировать жизнь, преображать её законами чистоты и красоты. Но даже самые лучшие реформы, создание инновационных технологий, составление различных программ не смогут изменить нашу жизнь к лучшему, пока нравственные приоритеты не станут главными в жизни человека.
Многие родители считают, что самое главное для их ребенка — научиться говорить на трех языках, работать с компьютером, читать и считать. А то, что ребенок не может отличить добро от зла, не бережет природу, не уважает взрослых, их не волнует. Также считают и некоторые педагоги, подтверждая, что главное в образовании – это накопление определенных знаний. Я считаю, что обучение не должно ограничиваться сообщением знаний, оно должно развивать мышление и воспитание должно быть нацелено на формирование характера. Самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности. Сегодня необходимо гармоничное развитие образования: интеллектуального (высшее образование для ума) и нравственно-духовного (внутреннее образование для сердца). Необходимо объединить образование и жизнь в одну гармонию.
Одной из основных задач в нашей дошкольной гимназии №1 является нравственно-духовное воспитание, детей воспитываем в любви к родному краю. На это направлен предмет «Самопознание» в старшей группе и в организации учебно-воспитательной работы по авторской программе «Шанырақ».
На занятиях по «Самопознанию» знакомим детей с общечеловеческими ценностями — любовь, мир, правильное поведение, доброта. Обучаем детей азам гармоничной жизни. Развиваем у детей общие представления о человеке, о взаимоотношениях между людьми, о нормах доброжелательного отношения с взрослыми, сверстниками.
Невозможно воспитать человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным. Нельзя полюбить труд, не трудясь, а лишь внушая себе, что труд — высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, окружая человека некрасивым. Нравственно-духовное образование нужно начинать с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения к старшим, соблюдать этикет и вежливость. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
В нашей гимназии мы стараемся привлекать родителей к совместной работе. Одна из форм работ, проводимых у нас в гимназии, это проведение конкурсов «Лучшая гимназическая семья», «Лучший проект». Подобные мероприятия нравятся нашим родителям и педагогам. На прошлой неделе прошел конкурс «Лучший проект», где родители совместно с детьми и педагогами подготовили проекты по интересной теме. Например: родители Айым Али в своем проекте рассказали о нашей землячке, великой поэтессе Фаризе Онгарсыновой. Свой проект о своем подсобном хозяйстве подготовили родители Талгата Зулкарима, а его папа, в свою очередь, поделился, какой он придумал механизм для полива овощей. Такие же интересные проекты представили и другие дети.
Такая работа родителей с детьми дает свои положительные результаты. Мы гордимся своими воспитанниками, которые защищали свои проекты на городских и областных мероприятиях, лучшие проекты наших детей внесены в сборник «Дарынды балалар». А семья Нургалиевых на областном конкурсе к 25-летию «Отаным менің өзімде» удостоены награды «Лучший авторский проект». И мы, педагоги гимназии, будем стремиться к тому, чтобы воспитывать наших детей заботливыми, любящими своих родных, Родину, природу, которая нас окружает.
Алтынгуль УТЕБАЛИЕВА,
директор авторской дошкольной гимназии
№1 города Атырау