Как работает общественный транспорт в пригороде Атырау

ANU 3887

60 автобусов на 10 маршрутных линиях  на сегодняшний день обслуживают  население пригородных сел. Много это или мало? Насколько эти  автобусы соответствуют элементарным требованиям безопасности, не говоря уже о комфорте? Корреспонденты «ПК» попытались выяснить, как работает общественный транспорт в пригородном направлении.

  Для начала немного статистики. За последние десять лет численность населения г. Атырау выросла более чем вдвое: с 150 тысяч в 2009 году до 338 тысяч в 2019-м. При этом около 70 тысяч атыраусцев живут в 18 пригородных селах. Они ежедневно приезжают на работу или по другим делам в город, а вечером обратно уезжают домой, пользуясь общественным транспортом, или на такси.

  Итак, два часа дня. Мы на точке отбытия большинства загородных автобусов — на автостоянке рынка «Дина». Два десятка старых и обветшавших автобусов выстроились в ряд. У каждого из них свой диспетчер. Он здесь главный: контролирует, направляет, кому и когда нужно ехать. Именно отсюда автобусы маршрутов №№5, 51, 53, 54, 55, 57, 58 берут свой старт. «Голова» маршрутов №№10 и 59 находится на площади перед железнодорожным вокзалом.

Что скрывается за бордовой занавеской?

  Наш выбор пал на маршрут №54 «Дина» — Новостройка. По словам диспетчеров, интервал между рейсами — 20 минут. Итак, засекаем время и трогаемся, попутно пытаясь разговорить кондуктора. Однако молодой человек не настроен на разговор, единственное, что из него удалось вытащить, это то, что на работу он заступает в 7.30, а завершает «кататься» в 19.00.

IMG 0967

  Потихоньку озираемся вокруг: сиденья довольно потрепанные, пол грязный, запотевшие окна скрываются за бордовыми занавесками. Непонятно, какова их роль, но ясно одно, что они мешают ориентироваться в направлении движения автобуса. Водитель едет неторопливо, тихонько подпевая магнитофону. Похвально, что он не нарушал правила дорожного движения, не торопился, не обгонял и не разговаривал по телефону, на разговоры не отвлекался. Может быть, все дело в том, что у него почти нет конкурентов, ведь как сказал диспетчер: «Сегодня вышли в рейс всего лишь пять автобусов».

  Остановки тут объявляются по названиям магазинов, кафе и ресторанов, расположенных вдоль дороги. Местные жители, давно привыкшие к ним, с полуслова понимали, где и когда им выходить. На каждой остановке в салон заходили два-три человека и столько же выходили, поэтому давки и толкучки не было. Однако нас смутило то, что все объявленные остановки были стихийными. Нет специально предназначенного места для посадки и высадки пассажиров, нет ни одной скамейки. Люди просто стоят у обочины под открытым небом. Выходит, в непогоду, зимой или летом им негде укрыться?

    На обратном пути мы вышли из автобуса на остановке «Геолог». Ждем автобус маршрута №53, который направляется в с. Бесикты. После 20-минутного ожидания прибыл один такой же изношенный автобус. Время — 4 часа дня. Салон автобуса был относительно пустым. Все сидячие места были заняты пенсионерами и десять человек среднего возраста ехали стоя. Та же картина, как и в предыдущем автобусе: ободранные, грязные сиденья и полы, мрачный салон. Дорога неблизкая, заводим непринужденный разговор с пожилой женщиной.

ANU 3920

  «Отрадно, что в городе обновились автобусы. Но мы, пассажиры данного маршрута, тоже хотим ездить в нормальных автобусах. Вдумайтесь, ведь, по сути, это они «лицо» нашего города. Маршрут большинства из них пролегает через вокзал, приезжие в Атырау в первую очередь видят именно их, просто стыдно», — говорит она, показывая нам обшарпанный салон.

  Пожелав доброго пути нашей попутчице, мы попрощались. Объявили Акжар-2. Мы приехали.

Пешком до трассы

  Теперь нам нужно ехать обратно. Ждем автобус, направляющийся в город. Стоим 15 минут, а маршрутки все нет. На часах — пятый час. Открытая местность. Холодно. Пронизывающий до костей ветер.

   — Каждый день такая ситуация с автобусами? — спрашиваем у рядом стоящих, отбивающих, как и мы, чечетку зубами, людей.

   — А вы что, не местные? Мы привыкли, что автобусов не бывает, поэтому ждем попутку. Я сама живу в Коктеме, в Акжар-2 приехала к сестре. Отсюда уехать непросто. Автобус не заезжает, хотя дорогу сделали, и жителям приходится несколько километров идти пешком, чтобы выйти на трассу и поймать попутку, — поддержала разговор молодая женщина, одновременно поправляя шарфики на двух детишках садовского возраста.

   — А как в Коктеме обстоят дела с автобусами? — интересуемся мы.

   — То же самое! — вздыхает она. — У меня работа по сменам в городе. Слышали, что автобусы якобы ходят с 7 утра, но дождаться их невозможно. Стоять нужно по полчаса, а то и больше. А если дождемся, то едем в набитом битком салоне. А там и пожилые, и дети, и все они вынуждены стоять на ногах всю дорогу. Поэтому чаще всего скидываемся по 200 тенге с человека и едем на такси.

   — Одна моя подруга в Коктем переехала недавно. Работает она в центре города. К тому же дети ее отказались переходить в другую школу и остались учиться в прежней школе №15 на пл. Абая. Вот им, к примеру, очень тяжело, в город они добираются строго на такси. Ведь дети должны вовремя попасть в школу, а взрослые — на работу. Это очень накладно для семьи. Ведь за ребенка тоже надо платить, — подключается к разговору другая девушка.

   — Апа, апа, автобус едет, — прерывает наш разговор мальчуган, неловкими движениями борясь с шарфиком, мешающим ему говорить.

   — Ох, наконец-то, — радуемся мы и дисциплинированно выстраиваемся у двери автобуса.

   К слову, на сегодня наше знакомство с пригородом заканчивается. Вымотанные и вконец измученные мы спешим домой, обещая друг другу, что встретимся завтра на остановке. Впереди у нас новый маршрут.

ANU 3989

Итак, день второй 

   Наученные горьким опытом, сегодня мы сменили курточки на длинные пуховики с капюшонами. Холод не тетка, знаете ли…

   Мы на конечной остановке маршрута №51 в селе Таскала. Вокруг школьники и их родители, которые видя наш кислый вид, пытаются нас приободрить:

    — Да, автобусы, конечно, старые, но интервал в 15 минут выдерживают.

 И, действительно, через 10 минут подъехал старенький коричневый Hyundai. Обстановка в салоне автобуса чинно-вежливая. Приятно!

  Вышли мы на объявленной остановке «Кокарна — магазин». Здесь автобус ждали те, кто едет туда, откуда мы только что приехали, в поселок Тас­кала. Как оказалось, ждали они свой автобус полчаса. И опять обнажается проблема, которую мы увидели в первый день своих автобусных путешествий — отсутствие остановок. Людям, вынужденным стоять по полчаса на 12-градусном морозе, не позавидует никто. Остановки, которая хотя бы укрыла от ветра, попросту нет, вместо нее небольшой кармашек для заезда автомашин.

   В разговоре с нами кокарнинцы поделились, что некоторые автобусы, если нет выходящих или если они переполнены, к ним просто не заезжают. И даже такси по 100 тенге с человека у них бывает редко. Утром добраться до города не просто сложно, а архи­сложно.

   «Утром, чтобы не опоздать на работу, мне приходится пешком 20 минут добираться до здешней школы. Там проезжают автобусы маршрутов №№50, 51, 57, да и такси по этой дороге найти легче, чем в самом ауле», — говорит жительница с. Кокарна. По ее словам, раньше из Кокарны до Авангарда ездил маршрут №65, но три года назад его почему-то отменили. Единственный 51-й маршрут ездит так, как это выгодно только кондукторам и водителям автобусов. Сколько раз жаловались, все безрезультатно.

   Что ж, надо ехать дальше. В этот раз нам удалось сесть в автобус маршрута №57 сообщением «рынок «Дина» — Зарослый», на котором сейчас ездят высвободившиеся с городских линий старые, но большие китайские ФАВы.

   «На «Газелях», которые ездили раньше, добираться было легче, быстрее, — говорит жительница пригорода Маржан. — На новых автобусах опаздываем на работу. Водители подолгу стоят на «конечках», пока большой автобус не заполнится, да и едет он медленно».

   Впрочем, диспетчер маршрута Балганым Сауранбаева настаивает на том, что интервалы движения в 15 минут сохраняются. А из Курилкино до рынка «Дина» автобус едет 45 минут, что соответствует расписанию.

  «Раньше на линию выходили 11-12 «Газелей», — говорит диспетчер. — Сейчас в будни ездит 7-8 автобусов, по выходным — 5-6. Конечно, хотелось бы, чтобы количество автобусов стало больше, чтобы народ не жаловался».

IMG 0991

 Небольшой офис диспетчера представляет собой старенький металлический киоск, который отапливается самодельной печкой-буржуйкой. В эту крохотную будку заходят передохнуть и попить чаю водители и кондукторы. Ни туалета, ни других удобств поблизости мы не заметили.

Ученик, если хочешь сесть, заплати!

 Следующего общественного транспорта по маршруту №50, который следует от п. Балыкши до села Дамба, мы так и не дождались. Пришлось сесть на такси за 200 тенге (самое популярное у дамбинцев средство передвижения), чтобы добраться до конечной остановки этого села. Здесь людей набирала единственная «Газель».

   По словам кондуктора, в этот день на линию вышли 5 автобусов. Они иногда едут полупустые, потому что многие пассажиры предпочитают такси, на котором можно быстрее доехать до дома.

  «Это днем они так хорошо ездят. А в часы пик тут ажиотаж. С утра, когда нужно на работу, автобусы стоят в Балыкши, пока не заполнятся. Потому что ранним утром там нет пассажиров. Вечером, наоборот, наши автобусы без пассажиров не могут выехать из Дамбы. Парадокс. Поэтому легче добираться на такси, лучше доплатить и вовремя до­ехать», — говорит жительница села Дамба Ляйля.

   Решили и мы вернуться в город на «Газели». И тут снова маленький штрих: наши попутчики-школьники протянули кондуктору деньги. Кондуктор без эмоций взяла с них полную сумму проезда — 100 тенге.

   «Почему вы заплатили?» — спрашиваем ребят.

    «Чтобы не стоять и не биться на кочках головой о крышу автобуса», — говорят они.

ANU 3972

 И еще: катаясь по пригородным маршрутам, мы убедились, насколько богата фантазия местных жителей в придумывании названий остановок. К примеру, в сторону поселка Дамба есть остановка «Адвокат», которую почему-то некоторые называют «Сказочный домик». Может, потому, что рядом с остановкой стоит большой красивый трехэтажный дом? Но причем тут сказка? В Таскале есть остановка «Бірінші үй», что переводится как «Первый дом». А проезжая отрезок от Балыкши до Кокарна, мы услышали название остановки «Поворот» аж три раза. Остановку рядом с трансформатором в с. Кокарна прозвали «Трансформатор». «Лидер», «Збан», «Альфия», «Злиха», «Береке» — такие остановки появились в честь магазинов и ресторанов в пригородных селах. Как видите, креативности и творческого полета нам не занимать.

  …Конечно, было бы здорово на оптимистичной ноте завершить наш отчет о наших поездках по пригородным поселкам, но, к сожалению, позитива не получилось. Мы на собственном примере ощутили, насколько тяжело приходится людям, вынужденным ежедневно напрямую сталкиваться с проблемами общественного транспорта и испытывать настоящие мытарства. А ведь мы никуда не торопились: нас не ждал в эти дни работодатель, угрожая лишить премии или уволить, с нами не было наших детей, которые могли простудиться, у нас в руках не было даже буханки хлеба и десятка яиц, как почти у каждой спешащей домой женщины.

   Ответили ли мы на вопросы, которые ставили перед собой в начале нашего повествования? Думаем, да.

IMG 0984

МЕЖДУ ТЕМ…

24 января в ходе отчета акима Кайыршахтинского сельского округа перед населением аким города Атырау Алимухаммед Құттұмұратұлы сообщил, что в 2019 году в городе будет установлено 60 остановок.

   «При этом только 30 из них установим в областном центре, вторая половина будет сосредоточена в сельских пригородных округах. По многочисленным просьбам местных жителей также запланировано приобретение теплых остановок», — отметил аким, отвечая на вопрос сельчан об отсутствии остановок в населенных пунктах Кайыршахты.

    Кроме этого, директор КГУ «Смарт Атырау» Адильбек Танкиев сообщил «ПК», что власти планируют заменить старые маршрутки пригородов, но пока нет точной даты, когда это произойдет. А пока люди со своими жалобами могут обращаться по номеру телефона 75-57-57.

ОТ РЕДАКЦИИ

Но во всем цивилизованном мире общественный транспорт является конкурентной средой, перевозчики сами закупают себе технику, следят за ее состоянием и графиком движения маршрутов.

Стоит отметить, что в прошлом году областным акиматом был сделан серьезный шаг по улучшению общественного городского транспорта – было объявлено о том, что в 2018 и 2019 годах планируется закупить около 300 новых автобусов, и процесс уже пошел. Вы сами это видите – на центральных городских маршрутах начали ездить новые автобусы. Лед тронулся.

На одном из совещаний руководством области было озвучено, что для обновления городского общественного транспорта требуется закупить около 350 новых автобусов. Было создано совместное предприятие между акиматом и одним из самых крупных перевозчиков, техника закупается посредством лизинга, через «Банк Развития Казахстана». Это не может не радовать – власти взялись решать одну из самых злободневных проблем, которая долгие годы не находила своего решения.

Что заставило властей пойти на этот шаг, почему они вынуждены «спасать» перевозчика? Почему перевозчики, зарабатывающие хорошие на нас с вами деньги, создали такую ситуацию, вынуждающую акимат вкладывать деньги в то, что они должны покупать сами?

Почему перевозчики считают вправе вести себя подобным образом?

Об этом мы с вами поговорим в следующих номерах.


Динара КАНБЕТОВА, Ляззат САЛИМОВА

Фото авторов и Ануара Абилгазиева

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна