При раскопках древнего Сарайшыка до сих пор находят керамическую посуду в виде отдельных фрагментов. Собирает их воедино профессиональный художник-декоратор, человек с большим опытом работы Отарбай Кендир.
Государственному историко-культурному музею-заповеднику «Сарайшык» очень повезло: с реставрацией редких артефактов им помогает Отарбай Кендир. Работы выпускника худграфа 1984 года Жезказганского педагогического института О. Кендира хранятся в частных коллекциях в США, Венгрии, Италии и других странах, что доказывает высокий уровень работ творца. Художник не ограничивается только живописью, кроме реставрации он ведет активную преподавательскую деятельность.
Чем же занимается музейный реставратор? Для начала он должен хорошо знать историю своего народа, своей страны. Это помогает специалисту в исследовании и описании предмета, без этого не стоит даже приступать к восстановительным работам. После очистки найденный предмет оценивается, выносится вердикт состоянию – подлежит реставрации или нет, решается, что можно и что нельзя с ним делать. Это может быть устранение деформации предмета, демонтаж, удаление загрязнений, его воссоздание и многое другое.
– Если предмет можно сохранить в первозданном виде, то эти памятники старины обрабатываются и покрываются специальными защитными слоями или химическими веществами. Если есть возможность создать, то все детали собираются в единую форму, – рассказывает Отарбай Кендир. – Чаще всего при раскопках древнего городища Сарайшык находилась и до сих пор находится керамическая посуда в виде разрушенных изделий или отдельных их фрагментов, которые уже не воспринимаются как целые единые объекты, поэтому лучше их собрать воедино. Прежде чем клеить черепки кувшина или горшка, например, реставратор долго перекладывает их, обдумывая порядок сборки. Если начать ее в случайном порядке, то между фрагментами может появиться место, куда трудно или невозможно вставить очередную частичку целого. Утраченные куски восстанавливаются при помощи специальной массы – гипсополимера. Образцом может служить уцелевшая часть горшка или рисунок на посуде. Как признается реставратор, каждый материал требует долгого изучения, понимания. Специалисты со временем начинают его чувствовать по-особому. Нередко земля и все содержащиеся в ней элементы и микроорганизмы бесповоротно уничтожают железо, металл умирает, его уже нельзя восстановить, поэтому он хранится в том виде, в котором нашли.
– В зависимости от конкретного исторического периода диктовалась методика в приемах реставрационной практики, – отмечает О. Кендир. – Так, в XIX веке – во время больших археологических открытий, когда особенно возрос интерес к материальной культуре античности, реставраторы старались воссоздать первозданный облик керамических изделий, тщательно скрывая все повреждения, приобретенные предметом. В настоящий момент принципы и методика реставрационной деятельности значительно изменились. Главной задачей реставраторов является укрепление изделия и сохранение его формы без значительных вмешательств в памятник.
Марина КУАНЫШЕВА
Фото предоставлено музеем-заповедником