Переход на латиницу в Казахстане необходим, но этот процесс будет сложным. Такое мнение прозвучало во время круглого стола, прошедшего в Атырауском государственном университете имени Х. Досмухамедова с участием известного религиоведа и философа Гарифоллы Есима, преподавательского состава учебного заведения.
Требование времени
О переходе страны на латиницу говорил Гарифолла Есим, рассуждая о статье Президента страны Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
– Сейчас вопросы перехода на латиницу бурно обсуждаются в обществе. И самая главная проблема в том, что ученые не могут прийти к одному знаменателю – из скольких букв будет состоять алфавит? Каждый высказывает свое мнение, идет большой спор. Что касается моего мнения, то я всецело поддерживаю идею Президента, – отметил Гарифолла Есим.
Также доктор философских наук особо подчеркнул, что переход на латинский алфавит нужен для молодежи, которой завтра предстоит осваивать мировые научные технологии.
– Это вызов времени. Но хочу сказать, что с казахской кириллицей мы дальше не пойдем, будем топтаться на одном месте. Латиница нужна для наших внуков, правнуков. Будет трудно, особенно старшему поколению, но придется пройти данное испытание. Через это прошли и узбеки, и азербайджанцы, значит, и мы преодолеем все трудности.
– А вы сами готовы к данному новшеству? – прозвучал вопрос от коллег.
– Лично сам готов к любым изменениям. Чем мы хуже тех 30 лучших стран мира? Ничем. А чтобы войти в эту тридцатку, нужно идти в ногу со временем. Когда мы переезжаем из одного дома в другой, то что-то теряем. Здесь точно также. Возможно, будут проблемы с фонетикой. Ведь не может быть все красиво. Новшество нужно принять со всеми плюсами и минусами, – считает спикер.
– А общество?
– Общество нужно готовить. Если мы будем зависеть от общества, застрянем на одном месте.
Гость долго рассуждал и о достижениях Независимости.
– Мы 25 лет живем под мирным небом. У нас выросла молодежь, которая имеет возможность получить хорошее образование, работу, создать семью, обрести собственное жилье. И это молодое поколение определит, по какому пути будет двигаться будущий Казахстан.
Свое философское видение Гарифолла Есим продолжил и во время встречи с коллективом Атырауского университета нефти и газа.
Прокладывая
в поиске свой путь
Слушая на днях выступление академика, философа, профессора, заведующего кафедрой Евразийского университета Гарифоллы Есима на круглом столе, прошедшем в университете нефти и газа, я поймала себя на мысли, что философия – интересная и захватывающая наука. Конечно, если ее преподают такие Личности, как Гарифолла Есим.
Коллеги недаром отмечали, что он проложил свой путь в национальной философии. В своем служении науке он внес много изменений. А начало тому было положено еще в детстве.
– Когда я учился в школе, в нашем районе издавалась газета «Ленинский путь», я ее читал. Когда увидел четырехтомник Мухтара Ауэзова «Путь Абая», я спросил у отца: «Какой это путь? У нас ведь есть один путь, это ленинский?». Немного подумав, отец мне ответил: «Наверное, это казахский путь». Сегодня, достигнув возраста своего отца, считаю, что книгу «Путь Абая» должен прочитать каждый казах. Глубину мыслей Абая постигнуть сложно. Он еще в свое время видел, что в обществе начинается духовное обнищание, и определил свое видение развития общества, безжалостно критикуя соплеменников, – отметил ученый.
По словам журналиста Максата Жарылгасынулы, Гарифолла Есим всегда общественные интересы ставит выше личных.
– Он стал инициатором установки в центре города Павлодара памятника батыру Баяну. А в своем ауле установил памятник Абаю, где ежегодно проводятся Абаевские чтения. Где-то на дороге из Семипалатинска в аул Абая было захоронение девочки Газизы, трагическая жизнь которой описана в романе «Путь Абая». Ее, 13-летнюю девочку, изнасиловал один из гостей, прибывших в дом. Отец у нее умер, бабушка была старой, а мать ослепла от слез. Ночью в зимний мороз Газиза выбежала из аула и побежала к могиле отца. Там она проплакала всю ночь и замерзла. Труп ее нашли только утром. Так вот, ученый все время напоминал, что надо бы найти ее могилку. И слово свое сдержал, мы построили мазар из красного мрамора, на дороге из Семея в 53 км, где она была похоронена на родовом кладбище, – рассказал он.
Коллеги отмечали вклад ученого в увековечивание памяти казахских просветителей, присвоение улицам городов и сел имени Абая, Мухтара Ауэзова, пропаганду их наследия. Его лекции всегда проходят при полных аудиториях и залах. Наш земляк, ученый Зейнолла Кабдолов еще при жизни сказал, что Гарифолла Есим проложил свой путь в казахской философии.
Известный ученый очень скромен. Вот и 70-летний юбилей решил провести не в пышных празднествах, а среди своих коллег и студентов. Встречи с ним прошли в КазГУ имени аль-Фараби, в Евразийском университете, в Семипалатинском университете имени Шакарима. Оказывается, в местном университете ученый еще не был, поэтому он с интересом послушал коллег и поделился своим мнением, в том числе по статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», отметив, что перечитывает ее неоднократно.
– Есть три вида сознания – общественное, государственное и личное. Где находятся их границы? Как они должны сочетаться? Как мы их проявляем? Чаще отдельные люди свое личное сознание ставят выше. К примеру, читают намаз, молятся, считают, что прямиком попадут в рай, а остальное их не интересует. Нам необходимо укреплять гражданское сознание. Почему многие казахи во все времена нарекают своих сыновей именем Азамат? В переводе на русский язык оно означает Гражданин. Вы слышали когда-нибудь такое имя? А у нас такое имя есть. Оно означает, что сын должен расти настоящим гражданином своей Родины, нести ответственность за ее будущее, за землю. Я был в ВКО на днях, завтра еду в Курмангазинский район, где родился автор Гимна, поэт Жумекен Нажимиденов. Расстояние между этими населенными пунктами 3000 км. Если лететь на самолете «Боинг», это 6 часов. За это время могу из Алматы долететь, к примеру, до Малайзии, либо до Сеула. Вот эту землю необъятную оставили нам предки. И мы ее должны сохранить. Я много езжу по областям и скажу, что казахи везде одинаковые, и на севере, и на юге, и на востоке. И язык у нас одинаковый, мы друг друга понимаем. Наше гражданское сознание высокое.
Каким будет наше будущее? Ответ на этот вопрос в духовном обновлении, об этом идет речь в статье Президента – это наш ориентир. И важно помнить, что когда говорим о духовном обновлении, мы должны начать с себя, опираясь на кюи Курмангазы, на Абая, Мухтара Ауэзова. А ваш земляк Жумекен Нажимеденов, ярчайшая звезда в казахской поэзии, равных которому нет. Я поеду на его родину, чтобы поклониться ему, – поведал Гарифолла Есим.
Слушая профессора, поймала себя на мысли, что вот она настоящая философия, отвечающая духовным запросам современности.
В завершение встречи ученому был вручен документ об избрании его почетным профессором. В ответ ученый согласился с удовольствием читать лекции местным студентам.
Ляззат САЛИМОВА
Гульжан ЕЛЕШЕВА