ОбществоТет-а-тет

Фактор бонуса

Как меняется принцип оплаты за труд государственных служащих? Помогут ли внедряемые новшества кардинально увеличить заработную плату и соответственно повысить ответственность работников государственной сферы? Об этом мы попросили рассказать руководителя управления государственной службы департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Атырауской области Шолпан Кайненову.

– Шолпан Айдынгалиевна, как меняется система оплаты труда госслужащих?

– В соответствии с Планом Нации «100 конкретных шагов», с начала 2018 года в пилотном режиме внедрена новая система оплаты труда для административных государственных служащих Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Министерства юстиции и акиматов города Астаны и Мангистауской области. Изменения произошли как в отношении исчисления заработной платы, так и в отношении премиальных выплат. Новая система оплаты труда государственных служащих состоит из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть заработной платы основывается на распределении должностей на основе факторно-балльной шкалы, таким образом, уровень оплаты должности зависит от того, какой вклад вносится государственным служащим в достижение стратегических целей государственного органа.

Переменная часть (бонусы) будет определяться исходя из конкретной оценки, полученной госслужащим в соответствии с установленной шкалой. Бонусы будут получать только результативные служащие, для чего Агентством введена система оценки эффективности их деятельности.

– С какой целью это делается?

– Пилотный проект предусматривает совершенствование управленческих ресурсов государства и включает внедрение современных инструментов менеджмента и принципов корпоративного управления в государственном секторе. Благодаря внедрению факторно-балльной шкалы оплата труда в нынешнем году в госорганах, в которых идет апробирование новой системы, в сравнении со вспомогательными, то есть техническими, работниками, больше станут зарабатывать работники отраслевых структур, формирующие политику, аналитики, а также сотрудники регионов. Сокращение диспропорции в окладах госслужащих регионов и центра – это еще один значимый положительный аспект внедрения новой системы.

– Это может отразиться на продвижении государственного служащего по карьерной лестнице?

– Несомненно. Государственным органам дается возможность оптимизировать свою структуру, прояснить содержание должностей, исключить дублирование, повысить эффективность и результативность их деятельности, а также распределить зоны ответственности между руководителями, что поможет более эффективно управлять процессом продвижения по карьерной лестнице, своевременно повышать квалификацию государственных служащих, сформировать конкурентную и справедливую систему вознаграждения.

– Поясните, как определяются размеры новых окладов?

– С учетом стоимости аналогичных услуг на рынке, обеспечивая соблюдение двух основных принципов – внутренняя справедливость и внешняя конкурентоспособность. Методология оценки должностей и системы оплаты труда основана на грейдах.

– А что представляет собой система грейдов?

– Грейдирование – это позиционирование должностей, распределение их в иерархической структуре организации в соответствии с ценностью данной позиции для организации. Очень трудно найти такой универсальный метод оплаты труда, который учитывал бы интересы и работодателя, и сотрудника. Организация всегда старается платить с учетом своих целей, но ровно столько, чтобы работник не уходил, а последний, в свою очередь, стремится получать как можно больше, именно система грейдов позволяет «увязать» оплату труда и логику организации, а также мотивацию. Грейд – это группа должностей, имеющих для организации примерно равную ценность. Для каждого грейда установлен определенный оклад, или «вилка окладов». При этом подобная система оплаты дает возможность горизонтально строить свою карьеру. К примеру, повышение квалификации сотрудника повлияет на его зарплату, а должность не поменяется. В Казахстане данную методологию уже внедрили 174 компании частного и квазигосударственного сектора.

Грейдирование широко применяется во всем мире, в том числе в государственном секторе, к ним относятся США, Сингапур, Франция. Например, в Великобритании факторно-балльная система оценки должностей состоит из двух уровней: высокопоставленные должности политического характера, входящие в открытую структуру грейдов, и административные должности, являющиеся частью закрытой системы грейдов. Аналогичным образом в Германии всем государственным служащим присваивается определенный грейд на основе системы грейдинга, к которой привязаны базовые оклады работников. В целом, существует две категории должностей: государственные служащие и бюджетные работники.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в мире существуют две основные общепризнанные системы факторной оценки должностей. Одна из них принадлежит международной консалтинговой компании «Hay Group», вторая является разработкой «Mercer». Обе компании занимают лидирующие позиции в сфере оценки должностей и являются профессиональными консультантами в сфере управления и развития человеческих ресурсов. Помимо двух вышеназванных, широко распространена система, разработанная «Towers Watson». В процентном же соотношении порядка 50-55% организаций в мире пользуются методом оценки должностей от «Hay Group». Подход «Mercer» используется 20-25% организаций в мире, «Towers Watson» 15-20%. Менее 10% используют иные системы оценки должностей, так или иначе похожие на три основные методологии.

Факторно-балльный метод оценки «Hay Group» подразумевает процесс определения вклада должности в достижение целей организации посредством оценки должности. То есть – сравнение должностей между собой в целях определения относительной ценности должности для организации на основании определенных факторов оценки, например, сложность решаемых вопросов, свобода действий, уровень ответственности. Эти факторы являются параметрами, используемыми в качестве критериев для оценки должностей, которые в свою очередь объединяются для построения факторно-балльных шкал.

– В чем отличие от прежней системы?

– Должностной оклад зависит от характера и сложности работы. Это отличается от традиционной системы, которая учитывает только уровень должности и стаж работы госслужащего. При старой тарифной сетке работники министерств получали значительно больше служащих акиматов, а оклад любого руководителя вне зависимости от содержания работы был выше, чем у исполнителя, что приводило к необоснованной диспропорции в оплате труда и не дифференцировало должности с учетом их значимости для госоргана.

– Каковы результаты пилотного проекта?

– Положительные. Известно, что по департаменту по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Астана заработная плата увеличилась до 2,5 раза. Если раньше главному специалисту начисляли заработную плату в размере 102 тыс. тенге и он получал 80 тыс. тенге, сейчас 230 тыс. тенге и получает 180 тыс. тенге.

Что касается новой системы премирования, то само понятие «премий» изменено на «бонусы», которые будут выплачиваться только в зависимости от результатов работы госслужащих по итогам года. Таким образом, мы уходим от «уравниловки». Важным нововведением является формирование каждым госорганом отдельного бонусного фонда, и теперь каждый госслужащий пилотного госоргана будет иметь возможность получить бонус за высокие результаты работы по итогам года.

Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button