Общество

«ЭтноӘлем»: глубокое проникновение в культуру

«Держите спину прямо, плечи расслабьте, правую ногу расположите поверх левой, положите инструмент удобно под правую руку». Абай Хайреденовпрофессиональный музыкант, сегодня он обучает жителей Атырау не казахской национальности тонкостям древнего искусства в творческом центре «ЭтноӘлем». Пробный урок решила пройти и я.

Узнала, что недавно такой центр открылся в микрорайоне Лесхоз. В нем обучают казахским традиционным видам искусства: лоскутному шитью, вой­лочному мастерству, игре на домбре, вокалу (разучиваются песни только на государственном языке), стрельбе из лука, борьбе қазақ күресі, причем совершенно бесплатно. И, признаться, посетила творческий центр из профессионального любопытства.

etnoәlem2

Домбыра үйрену

В тот день я попала на урок игры на домбре. Председатель этнокультурного объединения «Тхоньиль-Атырау» Людмила Ли, возглавившая социальный проект «ЭтноӘлем», сама ходит на занятия, чем мотивирует представителей своего этноса.

— Я давно мечтала научиться играть на казахском музыкальном инструменте, и когда мне предложили взять под свое крыло этот проект, согласилась. Вы знаете, в нашей стране, в частности, в Атырау, проживает много представителей разных культур, работают этнические объединения, и мы зачастую с трибун говорим о том, что счастливы жить в Казахстане. Благодарим казахский народ за то, что в свое время он принял на своей земле вынужденных переселенцев — представителей различных национальностей, для которых земля Атырау стала родным домом. Так вот этот проект как раз и направлен на то, чтобы мы — люди не казахской национальности — стали истинными казахстанцами. Чтобы были не сторонними наблюдателями и зрителями, а сформировали типичное «казахское» отношение к жизни, мировоззрение, то есть, как сегодня говорят: сформировать национально-культурный код, — поделилась своим мнением Людмила Валентиновна.

Кстати, надо сказать, что пробный урок прошел и лидер русского этнокультурного объединения «Былина» Андрей Кораблев. Всего по классу домбры в «ЭтноӘлем» обучаются 17 человек разных возрастов и уровней музыкальной грамотности. Преподаватель Абай Хайреденов — артист Академического оркестра казахских народных инструментов имени Дины Нурпеисовой, терпеливо объясняет ученикам, как нужно держать домбру, кисть, пальцы, чтобы научиться технике боя по струнам. Казалось бы, бить всего по двум струнам – легко, но не тут то было. Это тебе не дрын-дрын, а от правильных ударов, ритмов появляется красивое звучание струнного инструмента и возникает мелодия. У девушек Камилы, Индиры, Ариэль, имеющих музыкальное образование и знающих ноты, уже после третьего урока получилось сыграть довольно хорошо несколько ладов. Здорово!

— Через пять месяцев мы должны выступить с показательным концертом. И для финальной его части я выбрал кюй «Ерке сылқым» современного казахского композитора Желдибаева. Занятия — три раза в неделю, кроме того, пройденный материал закрепляется самостоятельно. Думаю, у нас все получится, главное — старание и терпение, — заверил Абай.

Людмила Валентиновна, усердно осваивающая национальный инструмент, попросила девочек нарисовать на бумаге лады на мойын (грифе) домбры и очередность ударов по ішектер (струнам).

— Я не знаю нотной грамоты, и мне так понятнее, — поясняет руководитель социального проекта. — Специально купила домбру, чтобы заниматься дома. Нужно начать с себя, чтобы своим примером мотивировать людей, членов этнических объединений Атырау самим приобщаться к культуре казахского народа. Так что, присоединяйтесь! — призвала меня Людмила Ли.

etnoәlem

Казахский квилт

В следующем кабинете проходил урок лоскутного шитья (искусство, являющееся неотъемлемой частью казахской культуры). Именно в этой технике создавались многие предметы быта кочевников: матрасы, подстилки для сидений, одеяла и другие изделия. У мастера Гульмиры Дюсеновой сейчас обучаются пять женщин русской национальности.

— Мы учимся шить құрақ көрпе, то есть «сшитый вместе» или «собранный из отдельных кусков». Вообще, в каждом казахском доме есть корпе, их шьют для разных событий: принятия гостей, для приданого невесте, — поясняет преподаватель. — Сейчас мы как раз учимся шить құрақ көрпе для приданого «ою көрпе» — одеяла с узорами. Поэтому используем лоскуты из велюра сочных и ярких цветов. Швы соединяем на швейных машинках. Я учу женщин, как правильно сочетать цвета, вырезать формы и оформлять их казахским орнаментом, — не отрываясь от дела, комментирует Гульмира. Пока мы беседовали, женщины старательно рисовали схему узоров на бумаге, чтобы потом перенести их на цветные лоскутки своего изделия. Сама Гульмира – мама особенного ребенка, и когда ей предложили принять участие в проекте, она согласилась.

— Мне очень удобно здесь работать. Я прихожу в центр два раза в неделю и занимаюсь по полтора часа. Участниц пока не так много, но с каждым разом их становится больше. И это радует. Думаю, данный проект хорош тем, что теперь не только казашки будут шить для дома казахские национальные изделия, но и женщины других национальностей, — сказала Гульмира.

А вот освоить еще одно уникальное изобретение казахского народа – изготовление изделий из войлока к мастеру Дине Досаевой приходят целыми семьями. Мастер-класс, на который мы заглянули, назывался «Чаепитие». Здесь учились создавать своими руками изделия для кухни: грелку на чайник, сервировочные салфетки, подставки для горячей посуды.

— Мы применяем традиционную технику казахов — мокрое валяние. То есть, овечья или верблюжья шерсть раскладывается по форме и сбрызгивается теплой водой, также и используется мыло. При валянии шерсти мыло выполняет роль своеобразного «клея». За счет него волокна сцепляются между собой и, давая усадку, превращаются в войлок, — объясняет мастер. – Используем разноцветную шерсть, чтобы изделие было красивым.

Нужно отметить, что в бытовой жизни кочевников войлок занимал особое место, как самый доступный, удобный и податливый в использовании материал. Легкий по весу, обладающий мягкой и приятной фактурой и теплоизоляционными свойствами, он был незаменим в быту. Для его изготовления преимущественно использовали «күзем жүн» — шерсть осенней стрижки. Для окрашивания брали натуральные красители. Сфера использования войлока отличалась большим разнообразием: из него делали верхнюю одежду, головные уборы, обувь. В настоящее время войлок претерпевает настоящий бум. Современные мастера используют его для изготовления платьев, пальто и даже сумок.

Кстати, несколько готовых изделий мы увидели и в кабинете у самой Дины. У нее даже была коллекция «Экология», где мастер изготовляла изделия путем имитации натуральной кожи. Дина Досаева родом из Астрахани, и в беседе с ней мы узнали, что этому виду искусства ее научила бабушка. Теперь свои навыки она передает атыраучанкам.

Не только вид спорта

В социальном проекте «ЭтноӘлем» есть и спортивное направление: стрельба из лука, қазақша күрес. Казахской борьбе — виду единоборства, который стал частью духовной культуры казахского народа, обучает людей не казахской национальности кандидат в мастера спорта по қазақша күрес Биржан Молдашев. В тот день в спортивном кружке занимались всего два мальчика. Понятно, лето, каникулы. Овладеть приемами национального вида единоборства могут жители Атырау любого возраста. Даже тем, кому уже за 60. Биржан, сам являясь палуаном, сообщил, что қазақша күрес это не просто вид спорта, а часть культуры, быта, истории народа.

— Вообще, палуаны всегда считались уважаемыми людьми, занимая место в одном ряду с акынами, певцами, искусными наездниками, беркутчи… Поэтому қазақша күрес включили в социальный проект, — прокомментировал тренер. – Думаю, в сентябре желающих станет больше, просто сейчас многие в отъезде.

 Почетный гражданин Атырауской области, профессор Атырауского университета имени Х. Досмухамедова Бактыбек Таубаев, выступая на церемонии открытия центра, сказал, что это отличное начало и возможность для этносов, проживающих в Атырау, глубже проникнуться культурой казахского народа.

— Хочу, чтобы инициатива управления внутренней политики Атырауской области нашла отклик у подрастающего поколения. Ведь именно от него зависит, каким будет современное общество Казахстана, — высказался аксакал.

Покидая творческий центр, я вспомнила давнюю беседу с профессором, доктором исторических наук, советником Ассоциации корейцев Казахстана Георгием Каном о СМИ. Ученый тогда сказал, что нынешние средства массовой информации должны взять на себя роль регулятора, чтобы гармонизировать гражданскую и этническую идентификации. «Сегодня необходим совершенно другой подход – надо воспринимать идентификацию как степень соучастия. Мы говорим: «Я — гражданин Казахстана». А как узнать, идентифицировался ли я на самом деле? И, на мой взгляд, хорошим индикатором является «мемлекеттіқ тіл». Если ты заговорил на государственном языке, значит, «басқа ешқандай сұрақтар жоқ», при этом, сохраняя свои национальные традиции, культуру, язык, которые должны выступать для своей нации как этносимвол, исполняющий «аманат», оставленный нашими предками», — поделился со мной профессор.

Так вот, в контексте сегодняшней темы, можно сказать, что социальный проект «ЭтноӘлем», направленный на жителей нефтяной столицы не казахской национальности, как раз и мотивирует их к идентификации с коренным народом, чтобы избежать неудобных вопросов.

…Мой первый пробный урок обучения игры на домбре прошел «комом». Но, по словам педагога, освоить инструмент можно при постоянной практике. И, что главное, при желании.

Прямая речь

Заведующая секретариатом АНК управления внутренней политики Атырауской области Маншук Маменова:

Данный проект направлен для представителей не казахской национальности. В этом и состоит уникальность инициативы. К тому же он на сегодняшний день единственный в Казахстане, реализуемый в Атырау. Инициатором данного проекта выступило наше управление в рамках государственного социального заказа, который рассчитан до конца этого года. И если проект будет успешен, мы планируем через Администрацию Президента реализовать его и в других регионах нашей страны.

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button