Дорогу осилит идущий
Недавно на одном из республиканских интернет-ресурсов был опубликован материал о том, как в далеком 2009 году в Атырауской области 229 человек одномоментно потеряли свои очереди на земельный участок, гарантированный нашим законодательством. Представьте ситуацию, что 229 человек вдруг узнали, что их заявления на получение земельного участка от государства, хранящиеся в здании акимата, сгорели дотла. Всему виной стал пожар, произошедший в сельском акимате пос. Балыкши г. Атырау.
Казалось бы, не столь громкое событие в регионе, к тому же местные власти обещают восстановить очередность граждан в ближайшее время и призывают их не беспокоиться по этому поводу. Но на наш взгляд, это и есть сигнал, сигнал о том, с какими трудностями мы столкнемся, если будем относиться к теме цифровизации поверхностно.
Именно такие случаи показывают необходимость развития и усиления роли электронных реестров, государственных баз данных, информационных систем и IT-инфраструктуры страны в целом. Но об этом чуть позже.
Всем известно, что тема качественного предоставления государственных услуг и их доступность является актуальным направлением любой государственной политики. Именно доступное и качественное предоставление госуслуг является ключевым показателем во многих отечественных и международных рейтингах, а также различных системах оценки.
За последние годы наше Правительство усилиями отечественного IT-сообщества достигло в этом направлении весомых результатов, разрабатывая и внедряя в жизнь разные IT-продукты, направленные на повышение доступности электронных государственных услуг в стране.
Факты говорят сами за себя, Казахстан в 2018 году занял 39 место из 193 стран по индексу развития электронного правительства, опубликованному Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, при составлении которого особое внимание уделялось использованию информационных и коммуникационных технологий для предоставления госуслуг, качество онлайн-услуг и статус IT-инфраструктуры.
Однако, не секрет, что, помимо достижений, существуют и определенные проблемы. Зачастую меры, принимаемые некоторыми государственными органами по переходу на оказание электронных государственных услуг, являются глубоко непродуманными.
Хотелось бы привести основные причины, тормозящие процесс цифровизации в сфере оказания государственных услуг.
Первое, отсутствует интеграция между информационными системами различных госорганов.
Оказание электронных государственных услуг без качественной интеграции информационных систем невозможно.
В этом плане нужно отдать должное положительныму опыту Южной Кореи, где успешно функционируют 20 тыс.(!!!) информационных систем, благодаря чему все государственные услуги автоматизированы на 100%.
Второе, отсутствие четко выстроенных бизнес-процессов оказания госуслуг, приводящих к ряду таких системных проблем, как излишние, дублирующие процедуры, непредусмотренные этапы согласования и затягивание сроков их предоставления и др.
Третье, наличие коллизий (противоречий) в нормативно-правовых и ведомственных актах, регулирующих порядок оказания государственных услуг, которые мешают услугодателям эффективно и оперативно оказывать государственные услуги населению, а порой злоупотреблять этим, толкуя требования закона разнообразно в угоду своего положения. Так, на сегодняшний день, Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции выявлено порядка 180 несоответствий в нормативно-правовых и ведомственных актах госорганов, регулирующих порядок оказания госуслуг.
Четвертое, сохранение госорганами архаичного способа оказания государственной услуги. Именно наличие так называемого альтернативного вида оказания госуслуги (другими словами, бумажного вида) существенно замедляет весь процесс перехода на полноценный электронный формат. Некоторые услугодатели подсознательно хотят, чтобы сохранился бумажный документооборот, тем самым увеличивая нагрузку на госслужащих и снижая эффективность самого государственного органа в части оказания государственных услуг населению.
Пережитки прошлого вроде колоссального бумажного оборота настолько повлияли на всех нас, что иногда при визите в отдельные госорганы создается впечатление, что находишься в какой-нибудь редакции газеты в далекие 70-е годы.
Приведем пример из жизни. «Долгие годы около 50 сотрудников Комитета по правовой статистике и специальным учетам РК вручную обрабатывали более 300 тыс.(!!!) извещений и карточек (ежегодно), которые содержат информацию по судебным решениям, исполнению наказания, движению и освобождению из исправительных колоний осужденных лиц.
Чтобы обеспечить полноту данных, тонны бумаг пересылались из одного органа в другой орган внутри страны.
И это не только человеческие ресурсы, а еще и потраченные бюджетные средства.
В рамках цифровизации процессов данный Комитет завершил эту работу и была проведена интеграция с системами Комитета уголовно-исполнительной системы МВД (КУИС).
«Это один из первых госорганов, который встал на путь системной, полноценной трансформации», — поделился своим мнением бывший председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Б. Мусин.
Опыт этого государственного органа показателен: переход к системной, полноценной цифровизации деятельности повышает эффективность работы и экономит бюджетные средства.
К слову, Департамент Агентства по Атырауской области также не остался в стороне и провел анализ государственных услуг в сфере здравоохранения, где сделан акцент на те услуги, которые имеют «массовый» и «социальный» характер.
Всем известно, что государственная услуга «выдача листа о временной нетрудоспособности», оказываемая субъектами здравоохранения, одна из наиболее востребованных. Согласно представленным данным госорганов, за 9 месяцев 2018 года в Атырауской области всего была оказана 63 491 услуга.
Ежегодно из госбюджета выделяются немалые средства на приобретение специальных бланков «больничного листа», на практике встречаются факты порчи и утери, используются трудовые затраты и временные ресурсы.
В этой связи, Департаментом в адрес акима Атырауской области была внесена рекомендация по переходу на использование электронной версии «больничных листов» с широким применением потенциала медицинского портала «КазМедИнформ» (www.kazmedinform.kz) и «Е-қызмет».
Суть предложения заключается в том, что после осуществления приема врач готовит электронную версию «листа о временной нетрудоспособности» и удостоверяет его посредством ЭЦП и присваивает QR-код (во избежание подделок), после чего изготовленные «электронные» листы направляются с согласия услугополучателя в личный кабинет пациента и электронную почту работника либо организации (работодатель).
Также рекомендуется разработать специальный сайт, где имеющие доступ пользователи (в основном работодатели) смогут проверять подлинность выданного «больничного листа» и необходимую информацию (кроме информации о болезни).
Вместе с тем, в стране успешно функционируют подсистемы «электронный регистр наркологических больных», «электронный регистр больных психическими заболеваниями», а также «национальный регистр больных туберкулезом» информационной системы «Электронный регистр диспансерных больных».
Как показывает практика, в регионе результаты массовых услуг «выдача справки с наркологической организации», «выдача справки с психоневрологической организации», а также «выдача справки с противотуберкулезной организации» вручаются услугополучателям в бумажном виде, что значительно увеличивает бумажный документооборот в повседневной жизни (следует отметить, что такая ситуация наблюдается по всей республике). Согласно представленным данным госорганов, по итогам 9 месяцев 2018 года в регионе было оказано 114 754 госуслуги.
В связи с вышеизложенным, Департаментом в адрес главы региона внесена рекомендация по переходу на использование электронной версии «справок» (справки с наркологической организации, психоневрологической организации, а также «выдача справки с противотуберкулезной организации») путем качественной интеграции вышеуказанных подсистем с различными информационными системами госорганов.
Алгоритм действий таков: в случае обращения услугополучателя в медучреждение врач (психиатр, нарколог или фтизиатр) после осмотра формирует электронную форму справки посредством вышеуказанных подсистем ИС «Электронный регистр диспансерных больных», удостоверяет ЭЦП и присваивает индивидуальный QR-код, после чего вносит в соответствующей подсистеме (электронный регистр) данные о выданной справке с указанием необходимой информации. Выданные справки будут действительны в течение 10 дней. Также электронные версии справок, с согласия услугополучателя, направляются в его личный кабинет, на личную электронную почту либо электронную почту организации.
Таким образом, бумажные справки и листы о временной нетрудоспособности в руки услугополучателя не вручаются, что значительно сократит бюджетные расходы по приобретению бланков.
Мы полагаем, что введение «электронных справок» придаст импульс развитию электронных услуг в стране, значительно снизит «бумажную нагрузку», а также повысит эффективность и оперативность оказания госуслуг.
В заключение хотелось бы отметить, что для интенсивного развития электронного правительства и IT-сектора страны в целом, необходимо объединить усилия и повышать взаимодействие IT-сообщества с госорганами, непосредственно вовлеченными в оказание государственных услуг. Цифровизация — это не создание каких-то информационных систем и предложение «коробочных» и недоработанных решений, а кропотливое изучение отрасли, исследование каждой конкретной проблемы в бизнес-процессах оказания государственных услуг, пересмотр под другим углом сути вопроса, учет всех замечаний и устранение пробелов, возникающих в ходе оказания госуслуг.
Комплексно решая указанные задачи, мы можем решить проблему цифровизации в сфере оказания госуслуг. Ведь дорогу осилит идущий…
Токтамыс ЖУМАГУЛОВ,
руководитель
Департамента
Агентства Республики
Казахстан по делам
государственной службы и противодействию
коррупции по
Атырауской области —
Председатель
Совета по Этике