Должна быть мотивация

200409081527335e Общество

Председатель Атырауского чечено-ингушского этнокультурного объединения «Вайнах» Нурид Тикаев, свободно владеющий казахским языком, считает, что изучение государственного языка в нашей стране должно быть бесплатным.

Как говорят японцы: «Нельзя заставить человека учить язык, его можно лишь заинтересовать». У нас много платных языковых курсов, лингвистических школ, центров, и я считаю, что во всех этих организациях, независимо от форм собственности, казахский язык должен преподаваться бесплатно. Такая политика должна проводиться на государственном уровне, — выразил свое мнение собеседник. И привел пример.

— Например, волонтеры из Англии или Кореи ездят по миру и бесплатно обучают людей английскому, корейскому языку. Их поддерживает государство за то, что они популяризируют язык и культуру своей страны. Почему бы не перенять этот опыт? — говорит Нурид.

 Также в беседе с нами лидер чечено-ингушского объединения сообщил, что намерен организовать при Доме дружбы бесплатные языковые курсы для всех желающих, и если надо, готов даже сам проводить уроки.

(Кстати, местный методический центр в прошлом году с АНК Атырауской области подписал меморандум об оказании помощи в изучении государственного языка и просил ознакомить все этнокультурные объединения. — Прим. авт).

— Нурид, поделитесь своим опытом: как вы сами научились говорить на казахском языке?

— Здесь нет никакого секрета. Общение, языковая среда и окружение. Я выучил казахский язык за полтора-два года. И можно сказать, что первым моим учителем был молодой парень по имени Амангельды, живший по соседству. Он тоже был не местный — из села Байганин Актюбинской области. Когда мы с ним познакомились, то общались только жестами: он вообще не знал русского, а я ни слова – на казахском. Вот с этого и началось мое познание казахского языка. С ним мы дружим до сих пор, даже дома купили рядом.

Кроме того, по словам Нурида, он почти два года жил в казахской семье.

— После окончания школы передо мной стоял выбор: уехать из Чеченской Республики в Москву, Европу или в Казахстан, и я выбрал Атырау. Это был мой осознанный выбор. Во-первых, менталитет казахов очень близок нашему народу, во-вторых, я не хотел далеко уезжать от дедушки с бабушкой, да и мои родители были родом из Казахстана. И чтобы окончательно обосноваться в Атырау, я работал грузчиком, потом в пекарне. Пока работал, жил в одной прекрасной казахской семье, которая дала мне крышу над головой. Вот так я учился говорить на казахском, и сейчас, уже спустя 22 года, государственным языком владею как родным.

Что касается вопроса изучения казахского языка, то наш собеседник уверен: кнутом и принуждением ничего хорошего не добьешься.

— Тут нужно время. Агрессия со стороны некоторых граждан, которые выдвигают ультимативные требования из-за незнания госязыка, вносит раздоры в наше общество. Не надо забывать: идеология Советского Союза была сильной, и Казахстан в эпоху СССР потерял свой язык, алфавит. В школах казахский язык изучался как иностранный. Тут еще важно не перегнуть палку. То есть, не ставить целью утратить какой-то язык. Например, если мы возьмем Грузию или Армению, то там проблем с государственным языком нет, но есть проблема с русским. Они специально приглашают специалистов, платят деньги, чтобы изучать русский язык. То есть, я хочу сказать, что и в этом случае тоже проблемы возникнут. Тут важно удержать баланс.

Также Нурид Тикаев не сомневается, что государственный язык должен быть в приоритете, но, к сожалению, сегодня Казахстан не имеет такого статуса в мировом сообществе, чтобы например, при принятии на работу или учебу ставить обязательные условия иностранным специалистам знание госязыка, как это делает Америка, Китай, Корея.

— Ведь наши граждане, которые хотят там работать или учиться, сами изучают языки, их никто не заставляет. Казахстан тоже должен добиться именно этого.

— А какие механизмы, на ваш взгляд, можно применить сегодня, чтобы люди сами захотели изучать государственный язык?

— Мотивация, популяризация, причем активная.

 Лично я считаю, что проблемы есть в организации обучения языку, как в школе, так и в условиях системы непрерывного образования. Бессмысленно увеличивать часы казахского в школах с русским языком обучения, если нет эффективной методики преподавания. То же самое касается курсов казахского языка – иногда они проводятся для галочки. Я лично сам был свидетелем, когда проводился тендер на изучение гос­языка, а на самом деле уроки не проводились. Но самое главное — на этих курсах не дают знаний, которые можно сразу применить в деле, к примеру, термины, необходимые в работе. Я уже не говорю об инструментах мотивации – их попросту нет.

Например, изучая эту тему глубже, узнал, что в некоторых странах сотрудникам, владеющим государственным языком, доплачивают. Или почему бы ученику, который хорошо знает казахский язык, не дать кое-какие преференции, то есть поощрять его не за то, что он отличник, а за то, что знает государственный язык.

И наконец, налицо низкая популярность казахского языка в обществе. Посмотрите, даже такие популярные фильммейкеры, как Нуртас Адамбай и Нурлан Коянбаев, снимают свои киноленты на русском, хотя все актеры и актрисы казахоязычные. Дети в своих смартфонах смотрят детские программы на русском языке. Почему бы не создавать такие контенты на казахском языке, сопровождая их субтитрами на русском?

Возможно, через 50-100 лет доля казахов в стране превысит 80, а то и 90 процентов, и количество граждан, разговаривающих на казахском, увеличится естественным образом. Но это не отменяет острую необходимость работы по планированию корпуса по усвоению языка.

Задача государства — создать благоприятные условия для развития языка. Нельзя нагромождать его новыми терминами и правилами, не разобравшись с тем, что уже было сделано в этом направлении.

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна