ДО СКОЛЬКИ ГУЛЯТЬ РЕБЕНКУ?
Недавно в составе информационно-пропагандистской группы по разъяснению Послания Президента Атырау посетила заместитель председателя комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Бахыт Алибаева. Несмотря на плотный график, в перерыве между приемом граждан она уделила внимание нашей газете и ответила на некоторые вопросы.
— В последнее время участились случаи подросткового суицида. Например, только в Атырау в прошлом году покончили с собой 4 школьника. Почему это происходит? И что делает ваш комитет для того, чтобы изжить детский суицид как явление в обществе?
— К сожалению, сегодня вопрос суицида очень серьезно стоит во всем мире. Основными причинами принято считать личностно-семейные конфликты, состояние психического и физического здоровья, материально-бытовые трудности, потерю близких и др. Но в большинстве случаев конкретные причины чаще всего остаются объективно невыясненными. По данным агентства по статистике, в прошлом году в Казахстане было зафиксировано 6,8 случаев суицида на 100 тыс. детей в возрасте 12 — 14 лет и 16,4 случая на 100 тыс. подростков в возрасте 15 — 17 лет.
Между тем, за последние три года наметилась тенденция снижения суицидов в данных возрастных группах. «Критический уровень» по шкале Всемирной организации здравоохранения — 20 случаев на 100 тысяч населения в год.
В связи с тем, что факторы риска совершения суицида очень многочисленны, Министерство образования и науки работает над созданием системы оперативного реагирования, предупреждения, психологического обеспечения профилактики суицидального поведения детей и подростков. Нашим Министерством совместно с заинтересованными органами разработан и реализован план мероприятий по профилактике и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2011 год.
В 2011 году Министерством совместно с благотворительным фондом «Алтын Қыран» в помощь школьным психологам разработан проект информационной программы по выявлению тревожных тенденций среди школьников. В программе — рекомендации по развитию антисуицидальных барьеров и организации обучения психологов методам распознавания предвестников суицида у детей и подростков. Пока она дорабатывается Минздравом, но известно, что Детским фондом ООН ЮНИСЕФ рассматривается возможность ее тестирования на базе пока Восточно-Казахстанской и Алматинской областей.
— В 2010 году детприемники были откреплены от МВД и переданы Министерству образования. Как вы считаете, теперь беспризорников станет меньше?
— Данное решение продиктовано стремлением нашего общества изменить сложившуюся систему профилактики детской беспризорности и безнадзорности с учетом общемировых тенденций гуманизации в отношении несовершеннолетних. В этой связи, в течение прошлого года нашим Министерством совместно с местными исполнительными органами принят ряд мер по созданию и улучшению работы в Центрах адаптации несовершеннолетних. Сегодня основные задачи Центров — обеспечение временной и неотложной защиты детей в возрасте от 3 до 18 лет в исключительных обстоятельствах; оперативная помощь в выходе из кризисной ситуации несовершеннолетних, их устройство, воссоединение ребенка с семьей и дальнейшее сопровождение семьи. Услугами Центров были охвачены более 3,5 тысячи безнадзорных и беспризорных семей, 680 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 88 подростков, направляемых в специальные организации образования для детей с девиантным поведением.
В результате деятельности Центров в целом по республике уровень беспризорности в 2011 году снижен на 31,7 процента. Конкретно по Атырауской области в 2011 году уровень детской безпризорности снижен на 8 процентов. То есть, реорганизация ЦВИАРНов в ЦАНы сыграла положительную роль в снижении безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
— В нашу редакцию нередко поступают вопросы такого характера: можно ли усыновить ребенка из детского дома, если человек не имеет в собственности жилья, но достаточно зарабатывает для того, чтобы снимать квартиру?..
— Нет, нельзя. Согласно законодательству республики для усыновления ребенка необходимо собрать пакет документов, в том числе и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Если все документы будут соответствовать требованиям действующего законодательства, то граждане будут поставлены на учет в качестве кандидатов в усыновители. Подробную информацию можно получить в органе образования по месту жительства или на сайте комитета www.bala-kkk.kz
— «Социальное сиротство» — дети при живых родителях. Как вы боретесь с этим явлением? И как скоро возможно его искоренение?
— Это наша общая тревога и боль. В то же время примечательно, что в последние годы держится довольно стойкая тенденция того, что около 70 процентов детей из числа выявленных определяются на воспитание в семьи (опека, попечительство, усыновление, патронат), остальные — в детдома и интернаты. Поэтому наша главная цель и задача — раннее выявление семейного и детского неблагополучия.
Сегодня в стране создаются условия для обучения и воспитания детей, осуществляется их социальная поддержка, развиваются новые формы помощи семьям и детям, открываются центры психолого-медико-социальной помощи детям, «телефоны доверия». Для эффективной организации такой работы в штаты школ введены более 3-х тысяч социальных педагогов. В регионах в целях поддержки семей, желающих принять ребенка в семью, оказания психологической, юридической помощи опекунам, патронатным воспитателям при детских домах, отделах образования действуют 37 школ приемных родителей, 19 служб поддержки семьи.
Идет работа в этом плане и в СМИ: по устройству детей-сирот в семьи казахстанских граждан в рамках госзаказа была подготовлена телепрограмма «Я и моя семья» на телеканале «Казахстан». Выходит серия передач «Наши дети» и на телеканале «Ел арна»». В местных газетах открыты специальные рубрики «Каждому ребенку — семью», «Я ищу маму!», «Мама, найди меня», «Миру нужен я, мне нужна семья». Знаю, что и в «Прикаспийской коммуне» успешно проходит акция «Чужих детей не бывает».
Нами запланировано в рамках профилактики социального сиротства изучить и распространить передовой отечественный и зарубежный опыт по профилактике и предупреждению социального сиротства; возродить семейные традиции и связь между поколениями путем проведения круглых столов, вечеров и других мероприятий; развить систему духовно-нравственного возрождения семьи, повысить престиж многодетной семьи, отцовства и материнства.
— В Атырау наблюдается нехватка психологов в школах. Как решить эту проблему?
— В Атырауской области согласно официальным данным городских и районных отделов образования в 197 государственных общеобразовательных школах региона работают 292 школьных психолога, поэтому об острой нехватке психологов говорить не можем. Из них имеют базовое образование психолога 160 человек, что составляет 54 процента от общего количества педагогов-психологов. Остальные имеют другие специальности: учителя начальных классов, казахского языка и литературы, информатики, физики, иностранного языка, физкультуры.
Замечу, что не всегда проблема суицида связана с нехваткой школьных психологов. В республике, департаментах по защите прав детей действуют телефоны доверия, куда может обратиться ребенок со своими проблемами. Кроме того, в республике действует бесплатная телефонная линия доверия с номером «150» для оказания консультативной, психологической помощи детям и молодежи. Бороться же с этой проблемой нужно всем вместе: педагогам, родителям, медицинским работникам, неправительственным организациям. А говорить, что это проблема только школы или родителей, нельзя.
— Современные дети позиционируют себя как взрослые, здравомыслящие, свободные люди. Что, в принципе, не плохо. Но, кое-какие свободы все же нужно ограничивать. Например, доступ в Интернет. Что вы думаете на этот счет?
— Понимая актуальность и необходимость изучения вопросов обеспечения безопасности детей в информационной сфере, наш комитет совместно с «Центром исследований «Сандж» в 2010 году провел исследование по данному вопросу. Результатом стало издание пособия «Информационная безопасность детей: проблемы и пути решения» и методических рекомендаций «Влияние информационных технологий на нравственно-духовное развитие детей».
Кроме того, комитет принял участие в трех заседаниях судебного процесса в Есильском районе г. Астаны при рассмотрении гражданских дел о признании продукции иностранных СМИ, распространяемой на территории нашей страны, незаконной. В результате приняты решения о прекращении деятельности 24 интернет-ресурсов иностранного происхождения, наносящих ущерб физическому, умственному, духовному и нравственному развитию детей.
Родители на эту тему говорят на собраниях, встречах в режиме он-лайн. В частности, во время проведения интернет-конференции для родителей, учителей и детей было задано много вопросов именно по обеспечению безопасности детей в информационной среде. А вообще, в Законе «О правах ребенка» прописано, что конкретно является противозаконным в использовании средств массовой информации, литературы, зрелищных и других мероприятий.
— Почему в Америке, например, нет детских домов, как у нас, где дети живут годами до совершеннолетия?
— Это правда, в США, как и в других развитых странах, детдомов для постоянного проживания детей нет. Имеются временные приюты для детей до момента помещения ребенка в приемную семью (при этом зачастую речь идет не об усыновлении, а о содержании ребенка в семье, которой выплачивается компенсация). В США приемные семьи — приоритетная форма воспитания сирот. Рекомендуемый период пребывания ребенка в приемные семьи составляет до двух лет, именно такой период в среднем достаточен для социальных служб США в поиске оптимальных вариантов устройства ребенка. В первую очередь работа ведется в биологической семье. Однако усложненная процедура усыновления в США уменьшает эффективность института фостерной (приемной) семьи. Развитие приемных семей стимулируется на государственном уровне отдельными нормативными актами и трудовым законодательством.
— В Атырауской области есть такое постановление прокуратуры — гулять вечерами подросткам можно только до 22.00 часов. После этого времени — только в сопровождении взрослых. Что вы думаете, по этому поводу, и есть ли подобное в других городах страны?
— Действительно, такие меры предусмотрены ст. 336-4 «Нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища», ст. 336-3 «Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время» Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Замечу, что подобные профилактические мероприятия проводятся во всех регионах страны.
— И еще вопрос, наверное, один из самых актуальных. Сейчас в обществе активно обсуждается вопрос с урезанием летних каникул, поднятый недавно министром образования. Обращались ли к вам по этому поводу родители, дети, сетуя на то, что ущемляются права детей?
— На сайт Министерства поступают многочисленные, порой противоречащие друг другу обращения учителей, родителей, учащихся по вопросу изменения структуры каникул школьников. Одни предлагают (по опыту некоторых школ России) регулярно чередовать учебное и каникулярное время: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами. При этом продолжительность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летних каникул остаются неизменными. Другие (по опыту Франции) считают, что сроки каникул должны варьироваться в рамках страны, но быть одинаковы в пределах конкретного региона. Третьи предлагают увеличить продолжительность осенних, зимних и весенних каникул за счет сокращения летних, ввести пятидневную учебную неделю и т.п. Этим вопросом сейчас занимается рабочая группа. Будет изучен мировой опыт, выявлены все плюсы и минусы предлагаемых схем, обязательно проанализировано общественное мнение.
Надежда ШИЛЬМАН