Общество

ДЛЯ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Об итогах проведенной работы Антимонопольной инспекции по Атырауской области по снижению доли участия государства на рынках и передаче непрофильных активов деятельности в конкурентную среду.

В своем Послании народу Казахстана Глава государства отметил необходимость определения оптимального баланса между рыночными подходами и государственным регулированием экономики.

В Законе РК «О конкуренции» (далее — Закон) впервые были закреплены нормы, предусматривающие рассмотрение целесообразности государственного участия в предпринимательской деятельности посредством определения тех функций государственных предприятий и организаций с государственным участием, которые можно передать в конкурентную среду, и тем самым дать новый импульс развитию конкуренции в секторах экономики.

Для обеспечения доступа на рынки Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) с 1 января 2009 года проводятся мероприятия по снижению участия государства на рынках, передаче непрофильных активов деятельности в конкурентную среду.

Проводимая агентством работа показала значительную долю квазигосударственных структур в экономике (более 6000 организаций), а также необоснованную монополизацию ряда отраслей экономики.

В настоящее время в Казахстане функционируют свыше 5000 государственных предприятий, в нашем регионе — 262, которые созданы не только в социальных сферах, но и на конкурентном рынке.

Помимо этого, государство представлено на рынке юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицам, а их в нашей области свыше 15. При этом госпредприятия, созданные при государственных органах, пользуются этим привилегированным положением и препятствуют развитию конкуренции.

Более того, в последнее время участились случаи, когда такие госпредприятия и акционерные общества со стопроцентным участием государства вместо осуществления хозяйственной деятельности предпочитают выступать в качестве «посредников» между реальным бизнесом и бюджетными средствами.

Еще касательно деятельности государственных предприятий хочется отметить, что в настоящее время в соответствии с нормами Закона РК «О государственных закупках» государственные органы приобретают товары (работы, услуги) у лиц, занимающих монопольное положение на определенном товарном рынке, или 100% доли рынка. В этой связи антимонопольным органом принято решение не указывать в Реестре долю субъектов рынка, занимающих стопроцентное доминирующее положение. Эта норма будет способствовать развитию конкуренции в этих сегментах рынка, а также предотвратит возможные факты коррупции.

В числе наиболее распространенных видов нарушений со стороны госорганов является предоставление отдельным субъектам рынка, в первую очередь, госпредприятиям, льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, а также создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами.

Антимонопольный орган в рамках закона о конкуренции регулирует участие государства в предпринимательской деятельности путем предоставления согласия на создание и дальнейшее функционирование действующих государственных предприятий. Государственные предприятия, не получившие положительного заключения, должны быть переданы в конкурентную среду или преобразованы в государственные учреждения. На сегодняшний день из 262 государственных предприятий антимонопольным органом рассмотрены 262 ходатайства о предоставлении согласия на дальнейшую деятельность государственных предприятий. В основном это предприятия дошкольного воспитания, здравоохранения, культуры и спорта. Вместе с тем, мы не преследуем цели передать в конкурентный рынок те услуги, которые не может оказать частный сектор.

По состоянию на 1 апреля 2012 года Антимонопольной инспекцией по Атырауской области рассмотрено 277 ходатайств о предоставлении согласия на дальнейшую деятельность госпредприятий и юридических лиц с участием государства. В целях снижения высокой доли государственного участия в конкурентной среде Антимонопольной инспекцией по Атырауской области  шести госпредприятиям коммунальной сферы, по причине наличия развитой конкурентной среды на рынках функционирования госпредприятий, отказано в предоставлении согласия на дальнейшую деятельность; предоставлено согласие двенадцати предприятиям, в том числе при условии исключения из устава отдельных видов деятельности.

Результаты проведенной работы выявили ряд проблем, свидетельствующих о неэффективном функционировании госпредприятий.

Так, например, виды деятельности государственных предприятий зачастую не соответствуют действующему законодательству и не отвечают целям создания и уставным видам деятельности. Нередко деятельность предприятий дублируется, выполняются функции государственного органа, что прямо запрещено законами. Так, местными исполнительными органами создаются госпредприятия, основным назначением деятельности которых является поддержка и развитие субъектов предпринимательской и инновационной деятельности, при этом предприятиями оказываются услуги, не относящиеся к основной деятельности.

Государственные предприятия, функционируя на рынках, где достаточно развита конкуренция, имеют привилегию в форме поддержки государственных органов, что создает им дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.

Примерами функционирования государственных предприятий, в законодательно не предусмотренных сферах, а также на рынках с развитой конкуренцией, являются ГКП «Қалакөркемдеу», ГКП «Энергия», ГККП «Аналитическая лаборатория по охране окружающей среды», ГККП «Атырауский областной геотехнический центр» и т.д.

Создание государственных предприятий зачастую вызвано не социальной потребностью в производственных товарах, работах предприятий, а необходимостью освоения бюджетных средств.

Нормы Закона РК «О государственных закупках», предусматривающие возможность закупа госорганами из одного источника товаров, услуг у подведомственных предприятий, создание «скрытой» монополии (по информации Министерства финансов, в 2009 году до 97% суммы, выделяемой госорганам на государственные закупки, приходилось на их подведомственные организации). Ввиду отсутствия конкурентных цен данные предприятия предлагают максимально высокие цены, что, помимо ограничения конкуренции, ведет к неэффективности использования бюджетных средств. Зачастую предметом договора государственного закупа у подведомственных предприятий выступают товары, работы или услуги, производимые также и на конкурентном рынке.

В соответствии со ст. 77 Закона государственные предприятия, не получившие положительного заключения на дальнейшую деятельность, должны были быть приватизированы или преобразованы в государственные учреждения. Также в соответствии со ст. 78 Закона акции (доли) юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, не получивших согласия антимонопольного органа на дальнейшую деятельность, до 1 апреля 2012 года должны быть выставлены на торги.

Антимонопольной инспекцией по Атырауской области в целях принудительного исполнения данных статей закона и приказа Антимонопольного органа подано несколько исков в судебные органы.

Подводя итоги работы по реализации данной программы, необходимо отметить ее важность и актуальность для развития предпринимательства. Вместе с тем, нам предстоит еще многое сделать по созданию и совершенствованию необходимых условий для бизнеса. Нельзя забывать о том, что развитие конкуренции — комплексная, сложная и многогранная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.

Болат СУЛЕГАЛИЕВ, заместитель начальника Антимонопольной

инспекции

по Атырауской области

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button