ДЛЯ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Об итогах проведенной работы Антимонопольной инспекции по Атырауской области по снижению доли участия государства на рынках и передаче непрофильных активов деятельности в конкурентную среду.
В своем Послании народу Казахстана Глава государства отметил необходимость определения оптимального баланса между рыночными подходами и государственным регулированием экономики.
В Законе РК «О конкуренции» (далее — Закон) впервые были закреплены нормы, предусматривающие рассмотрение целесообразности государственного участия в предпринимательской деятельности посредством определения тех функций государственных предприятий и организаций с государственным участием, которые можно передать в конкурентную среду, и тем самым дать новый импульс развитию конкуренции в секторах экономики.
Для обеспечения доступа на рынки Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) с 1 января 2009 года проводятся мероприятия по снижению участия государства на рынках, передаче непрофильных активов деятельности в конкурентную среду.
Проводимая агентством работа показала значительную долю квазигосударственных структур в экономике (более 6000 организаций), а также необоснованную монополизацию ряда отраслей экономики.
В настоящее время в Казахстане функционируют свыше 5000 государственных предприятий, в нашем регионе — 262, которые созданы не только в социальных сферах, но и на конкурентном рынке.
Помимо этого, государство представлено на рынке юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицам, а их в нашей области свыше 15. При этом госпредприятия, созданные при государственных органах, пользуются этим привилегированным положением и препятствуют развитию конкуренции.
Более того, в последнее время участились случаи, когда такие госпредприятия и акционерные общества со стопроцентным участием государства вместо осуществления хозяйственной деятельности предпочитают выступать в качестве «посредников» между реальным бизнесом и бюджетными средствами.
Еще касательно деятельности государственных предприятий хочется отметить, что в настоящее время в соответствии с нормами Закона РК «О государственных закупках» государственные органы приобретают товары (работы, услуги) у лиц, занимающих монопольное положение на определенном товарном рынке, или 100% доли рынка. В этой связи антимонопольным органом принято решение не указывать в Реестре долю субъектов рынка, занимающих стопроцентное доминирующее положение. Эта норма будет способствовать развитию конкуренции в этих сегментах рынка, а также предотвратит возможные факты коррупции.
В числе наиболее распространенных видов нарушений со стороны госорганов является предоставление отдельным субъектам рынка, в первую очередь, госпредприятиям, льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, а также создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами.
Антимонопольный орган в рамках закона о конкуренции регулирует участие государства в предпринимательской деятельности путем предоставления согласия на создание и дальнейшее функционирование действующих государственных предприятий. Государственные предприятия, не получившие положительного заключения, должны быть переданы в конкурентную среду или преобразованы в государственные учреждения. На сегодняшний день из 262 государственных предприятий антимонопольным органом рассмотрены 262 ходатайства о предоставлении согласия на дальнейшую деятельность государственных предприятий. В основном это предприятия дошкольного воспитания, здравоохранения, культуры и спорта. Вместе с тем, мы не преследуем цели передать в конкурентный рынок те услуги, которые не может оказать частный сектор.
По состоянию на 1 апреля 2012 года Антимонопольной инспекцией по Атырауской области рассмотрено 277 ходатайств о предоставлении согласия на дальнейшую деятельность госпредприятий и юридических лиц с участием государства. В целях снижения высокой доли государственного участия в конкурентной среде Антимонопольной инспекцией по Атырауской области шести госпредприятиям коммунальной сферы, по причине наличия развитой конкурентной среды на рынках функционирования госпредприятий, отказано в предоставлении согласия на дальнейшую деятельность; предоставлено согласие двенадцати предприятиям, в том числе при условии исключения из устава отдельных видов деятельности.
Результаты проведенной работы выявили ряд проблем, свидетельствующих о неэффективном функционировании госпредприятий.
Так, например, виды деятельности государственных предприятий зачастую не соответствуют действующему законодательству и не отвечают целям создания и уставным видам деятельности. Нередко деятельность предприятий дублируется, выполняются функции государственного органа, что прямо запрещено законами. Так, местными исполнительными органами создаются госпредприятия, основным назначением деятельности которых является поддержка и развитие субъектов предпринимательской и инновационной деятельности, при этом предприятиями оказываются услуги, не относящиеся к основной деятельности.
Государственные предприятия, функционируя на рынках, где достаточно развита конкуренция, имеют привилегию в форме поддержки государственных органов, что создает им дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.
Примерами функционирования государственных предприятий, в законодательно не предусмотренных сферах, а также на рынках с развитой конкуренцией, являются ГКП «Қалакөркемдеу», ГКП «Энергия», ГККП «Аналитическая лаборатория по охране окружающей среды», ГККП «Атырауский областной геотехнический центр» и т.д.
Создание государственных предприятий зачастую вызвано не социальной потребностью в производственных товарах, работах предприятий, а необходимостью освоения бюджетных средств.
Нормы Закона РК «О государственных закупках», предусматривающие возможность закупа госорганами из одного источника товаров, услуг у подведомственных предприятий, создание «скрытой» монополии (по информации Министерства финансов, в 2009 году до 97% суммы, выделяемой госорганам на государственные закупки, приходилось на их подведомственные организации). Ввиду отсутствия конкурентных цен данные предприятия предлагают максимально высокие цены, что, помимо ограничения конкуренции, ведет к неэффективности использования бюджетных средств. Зачастую предметом договора государственного закупа у подведомственных предприятий выступают товары, работы или услуги, производимые также и на конкурентном рынке.
В соответствии со ст. 77 Закона государственные предприятия, не получившие положительного заключения на дальнейшую деятельность, должны были быть приватизированы или преобразованы в государственные учреждения. Также в соответствии со ст. 78 Закона акции (доли) юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, не получивших согласия антимонопольного органа на дальнейшую деятельность, до 1 апреля 2012 года должны быть выставлены на торги.
Антимонопольной инспекцией по Атырауской области в целях принудительного исполнения данных статей закона и приказа Антимонопольного органа подано несколько исков в судебные органы.
Подводя итоги работы по реализации данной программы, необходимо отметить ее важность и актуальность для развития предпринимательства. Вместе с тем, нам предстоит еще многое сделать по созданию и совершенствованию необходимых условий для бизнеса. Нельзя забывать о том, что развитие конкуренции — комплексная, сложная и многогранная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
Болат СУЛЕГАЛИЕВ, заместитель начальника Антимонопольной
инспекции
по Атырауской области