ДЕЛУ — ВРЕМЯ

По государственной программе микрокредитования женского предпринимательства с 2011 года по 2012 год выделено 1 млрд. 350 млн. тенге. Более 60% заемщиков большинства микрокредитных организаций по республике являются женщины. Они, как отмечают специалисты, самые ответственные клиенты. Однако, начинающим женщинам-предпринимательницам для взятия микрокредитов иногда не хватает финансовой, юридической, правовой грамотности.

Эта тема в числе других вызовов, препятствующих стимулированию бизнеса для женщин на селе, обсуждалась на «круглом столе» «Малый бизнес для женщин в сельской местности». Организаторами «круглого стола» выступили ТОО «Центр поддержки микрокредитных организаций» совместно с акиматом Атырауской области и АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». Открыл заседание «круглого стола» заместитель акима области Шынгыс Мукан.
Модератором мероприятия выступила директор Атырауского филиала АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» Гульзада Шалагулова, предложившая обсудить технические и финансовые аспекты поддержки и развития женского предпринимательства. Поэтому пополнение знаний в области ведения бизнеса очень важно, как и умение вынести проблему, обратиться с ней туда, где действительно могут помочь.
Как следует из презентации результатов программы семинаров по проекту «Малый бизнес для женщин в сельской местности» директора ТОО «Центр поддержки микрокредитных организаций» Астаны Светланы Жанайдаровой, рынок женского предпринимательства на селе в Казахстане имеет потенциал к долгосрочному развитию. С момента деятельности центра было проведено 80 тренингов в 8 городах Казахстана. В ходе проекта состоялись семинары в восьми районах области по основам предпринимательства на селе. По окончании семинаров были отмечены низкая финансовая грамотность среди женщин на селе, свободные незанятые ниши для женщин и, несмотря на боязнь начать свое дело, стремление быть финансово независимыми. Очень слабо идет формирование женских предпринимательских объединений.
— А ведь группе из 4-5 женщин, распределивших между собой обязанности, проще будет и производить продукцию, рекламировать ее, решить вопрос со сбытом, изучив рынок, — подчеркнула Светлана Алмабековна. — Когда женщины берут микрокредит, подписывая документы, они не вдаются в подробности, не изучают условия выплаты процентов по кредитам. Очень невнимательно относятся к планированию своего бизнеса. Сдерживающим фактором для женщин, желающих открыть свое дело, является и пессимистическое отношение общества к женщинам как возможным предпринимателям.
Вместе с тем, по всем этим вопросам женщин готовы проконсультировать в Атырауском филиале фонда развития предпринимательства «Даму», СПК «Атырау», областном филиале НЭП «Атамекен», государственных органах. Желающие начать свой бизнес могут рассчитывать и на участие в программе развития моногородов, «Дорожная карта занятости — 2020», в соответствии с которыми можно получить микрокредит до 3 млн. тенге для открытия своего дела. Как заметила юрист Союза предпринимателей и работодателей Валентина Клименко, в случае, если сами женщины не могут просчитать возможные риски, как избежать задолженности по кредитам и что делать в случае их возникновения, то не надо стесняться обращаться к специалистам — экономистам, юристам, маркетологам.
Одна из предпринимательниц из Кызылкогинского района, взявшая микрокредит по программе «Занятость — 2020» на строительство цеха по переработке мяса, посетовала на то, что много денег из этих средств ушло на подготовку различных документов. А еще надо закупить оборудование, а скоро закончится каникулярное время для заемщика и уже надо будет возвращать кредит.
Две другие рассказали о сложностях со сбытом пельменей и корпе, их реализация идет, но с большим трудом.
В данном случае заместитель председателя областного филиала НЭП «Союз «Атамекен» Ардак Тукенова порекомендовала женщинам серьезно заняться продвижением своего товара до конечного потребителя. Можно даже принять человека, который будет непосредственно только этим заниматься, потому что так делается во всем мире. У каждого товара своя специфика, поэтому мало его изготовить, надо прежде изучить рынок, определить территорию сбыта и, конечно, поработать над рекламой.
По мнению руководителя Ассоциации деловых женщин Атырауской области Нурлы Айтиевой, вопрос обучения женщин предпринимательству очень актуален. Их активное участие в тренингах, семинарах, знакомство с основами бухгалтерского учета, налоговым законодательством, мастер-классы благотворно влияют на формирование настоящих деловых женщин.
Не зря в народе говорят: «Дай женщине микрокредит на открытие бизнеса, и вся ее семья будет жить в достатке». Хотелось бы верить, что столь позитивное высказывание оказалось пророческим.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна