Чтобы не было триггера
Зачем «наверху» собираются повышать цены на горюче-смазочные материалы, почему это так необходимо и как же принять эту новость казахстанцам спокойно и взвешенно? На эти вопросы в эксклюзивном интервью «ПК» ответил известный в республике социолог, директор исследовательского агентства DAMU Research Group Тимур АЙСАУТОВ.
— Тимур Садыкович, правительство собирается повышать цены на ГСМ. Объясняется это тем, что очень много в последнее время «серого» экспорта ГСМ. Как вы считаете, насколько это правильное решение?
— С экономической точки зрения, возможно, эта мера вынужденная, потому что по периметру наших границ во всех странах цены выше: и в России, и в Узбекистане, Кыргызстане. Насколько я знаю, и в Китае ГСМ дороже. А у нас в стране они почему-то одни из самых низких в мире. С экономической точки зрения очень тяжело будет удерживать эту ситуацию. С социальной точки зрения — жители воспримут эту новость не очень хорошо, и это будет еще одним фактором, который, возможно, повысит протестность среди населения.
Но на месте правительства – в идеальных условиях – надо было бы раньше усилить таможенный контроль. Ведь почему правительство идет на этот шаг? Потому что мы не можем контролировать отток, контрабанду топлива из страны, таможня не способна это обеспечить, пограничная служба тоже. Поэтому правительство фактически признает неспособность таможенными и пограничными механизмами сдержать контрабанду и вынуждено поднять цену.
Возможно, надо было бы работу именно в части усиления таможенной службы активизировать, а мы в данном случае, вероятно, идем легким путем и просто поднимаем цену. Хотя, подчеркну, с точки зрения социальной политики, может, это не самое лучшее решение.
— Получается, противостоять «серому» экспорту можно только повышением цен на бензин? Или есть какие-то другие способы?
— Противостоять «серому» экспорту очень сложно, правительство признает свою неспособность максимально взять под контроль эту ситуацию. На самом деле таможню и пограничную службу коррумпировать довольно легко, по крайней мере, отечественную. Собственно, что и происходит: возникают на границах какие-то преступные группы, которые коррумпируют ситуацию, и они налаживают контрабандный поток казахстанского ГСМ, в частности, в Узбекистан, Кыргызстан и т. д.
В этой ситуации, возможно, правительство приходит к вынужденному решению, поскольку других мер не может предпринять. Других альтернативных мер, видимо, нет.
— На днях общалась с опытным водителем, и он поделился, мол, согласен рассмотреть вариант подорожания ГСМ, в случае если уберут налог на мощность, как в других странах. Как вам такой вариант?
— Да, я слышал, что налог на транспорт «сидит» в стоимости ГСМ, насколько я знаю, это, кажется, в США. Тогда необходимо, наверное, налог на транспорт снижать в нашей стране. То есть действительно нужна какая-то дискуссия между правительством и обществом. Если государство забирает в одном месте, то оно должно компенсировать в другом. Это вполне разумно, особенно, когда наблюдается инфляция в стране, покупательская способность резко падает. Думаю, что правительство должно предложить какую-то альтернативу, чтобы сгладить складывающийся негатив. Потому что повышение цен на ГСМ коснется абсолютно всех. Мы же помним, что в январских событиях триггером послужило удорожание газа, причем, поначалу только в одной области, а спровоцировало такие дальнейшие печальные события.
Очень сложно спрогнозировать, что ждет общество с повышением стоимости топлива. Единственная рекомендация — чтобы оно происходило постепенно, в течение месяца, двух, трех. Резкое повышение цен, вероятнее всего, негативно отразится на обществе. Но, думаю, что на резкое удорожание ГСМ правительство не пойдет.
Одной из важнейших функций государства является перераспределение доходов, национального богатства. Государство должно путем налогообложения забирать у крупных корпораций, богатых лиц их доходы и передавать это все тому населению, которое, в силу своего возраста, физического состояния, отдельных моментов не способно зарабатывать или не смогло заработать на свою жизнь, свое состояние, так как это сделали отдельные корпорации, лица и т д. Поэтому одной из важнейших задач государства является обеспечение и справедливое перераспределение общественного богатства. Если государство эту функцию не способно выполнять или выполняет неэффективно, то поднимать цены не стоит. В противном случае государство должно позаботиться о том, чтобы максимизировать социальную политику. И, возможно, рассмотреть вариант с уменьшением налогов на транспорт.
Надежда ШИЛЬМАН