БЕЗЗАЩИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Не секрет, что все мы живем в обществе потребления. За все услуги и товары приходится выкладывать кругленькую сумму. Естественно, всем потребителям хотелось бы иметь за это как соответствующее качество товара, так и надлежащий сервис. К сожалению, со всем этим, как говорила героиня одного из полюбившегося нам фильма: «… у нас в стране напряженка…».

На днях состоялся круглый стол по проблемам потребителей с участием органов прокуратуры, суда, внутренних дел и коллегии адвокатов. Как отметил в своем вступительном слове руководитель департамента по защите прав потребителей Атырауской области Умирзак Зинуллин, в 2010 году был принят закон РК «О защите прав потребителей», в котором изложены основные права потребителя и обязанности продавцов. В этой связи всем нам, покупателям, необходимо знать свои права, чтобы не дать возможности недобросовестным предпринимателям преднамеренно их нарушить.
При департаменте и его территориальных управлениях был открыт телефон горячей линии, на который каждый может обратиться за консультацией и защитой своих прав. Анализ поступивших звонков потребителей и их письменных обращений показывает, что более половины, или 50%, потребителей жалуются на нарушения их прав в сфере розничной торговли, особенно при покупке сотовых телефонов и других средств связи. 30% потребителей жалуются на нарушения их прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Согласно статьям 7, 14 и 30 закона РК «О защите прав потребителей» покупатель имеет право в течение 14 календарных дней после покупки вернуть или обменять любой непродовольственный товар как надлежащего, тем более ненадлежащего качества. В сфере розничной торговли 84,6% потребителей, купивших сотовые телефоны, жалуются на предоставление некачественного товара и отказ в обмене или возврате товара. Приняв телефон в сервис-центре, его сотрудники под различными предлогами тянут время, чтобы прошел 14-дневный срок со дня покупки, а потом в отдельных случаях либо обвиняют самого покупателя в ненадлежащем обращении с телефоном, либо предлагают его отремонтировать. Редко кому возвращается сумма, которая, впрочем, внушительная.
Могут ли в департаменте полностью защитить ваши права? Оказывается, здесь могут лишь зафиксировать ваш звонок либо обращение, но выйти с проверкой или принять какие-либо меры к нарушителям ведомство не уполномочено. Покупателю необходимо обратиться в суд, чтобы защитить свои права. Но на это уходит время, к тому же все мы плохо знаем, какие необходимо собрать документы, и все остается по-прежнему. Кстати, если все-таки вы решитесь обратиться в суд, то желательно это сделать через «Национальную Лигу Потребителей», представительство данного общественного объединения открылось в нашей области. В этом случае вам не придется платить госпошлину, которая составляет 1% от суммы иска, как физическому лицу, а данное ОО освобождено от его уплаты. Всего в прошедшем году было зафиксировано 250 обращений. Главный специалист отдела мониторинга и планирования Атырауского областного суда Нурбол Кумырзаев отметил, что до суда дошло 9 дел, 8 рассматривались в городском суде, 1 — в Жылыойском районе. Было удовлетворено всего 2% обращений.
Председатель областной коллегии адвокатов Айсулу Омарова столь низкий процент объяснила тем, что продавцы в магазинах скрывают координаты своих хозяев, а сами не правомочны решать вопросы по обслуживанию клиентов.
Все высказанные предложения по улучшению обслуживания клиентов было решено направить в головной комитет, в котором в данное время изучается ситуация в регионах для внесения изменений в законодательство.

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна