БЕЗ КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕ ОБОЙТИСЬ
Все мы почти ежедневно посещаем тот или иной объект сферы обслуживания или торговли. И неважно, будет ли это магазин или парикмахерская, нам далеко не безразлично, как нас там обслужат. Даже если качество товара будет отменное, но его нам продадут с довеском в виде грубости, уверяю, настроение будет испорчено.
Свидетельством того, что уровень культуры обслуживания в нашем городе еще недостаточно высок, являются обращения наших читателей в редакцию. Длинный, подробный, с деталями рассказ о том, как человека унизили, оскорбили, обидели на почте, в магазине, в автобусе, свидетельствует о том, насколько же грубо надо было обойтись с человеком, что ему приходится в расстроенных чувствах поспешить высказаться.
На первый взгляд может показаться, что ничего сложного в работе продавца нет. Кто только не стоит сейчас за прилавком, но истинных профессионалов, с соответствующим образованием — единицы. Самые молодые, те, что по окончании лицея получают диплом продавца-кассира, как правило, работают за кассой в различных супермаркетах. Здесь главное правильно, с точностью до тиына подсчитать и выдать чек. А вот что касается продавцов, стоящих за прилавками небольших магазинчиков или в бутиках, то далеко не многие из них стремятся овладеть тонкостями этой интересной профессии. Совсем не редкость, когда, войдя в бутик, в котором продается дорогая одежда, или в магазин косметики, можно увидеть, как в уголочке, на виду у покупателей сидит продавщица с приятельницей, а может с такой же продавщицей из соседнего отдела, как и она сама, и трапезничают. Покупатель в данный момент для них что-то вроде досадной помехи. И если спросить стоимость какого-то изделия только потому, что на нем нет ценника, то в ответ можно услышать невнятное, что-то вроде – «Не видите, мы обедаем». Резонно замечаешь, что в таком случае следовало бы вообще закрыть магазин, и не мешало бы на двери вывесить график работы. По логике вещей в такой ситуации, в зависимости от характера человека, или начинается бурный конфликт с требованием подать жалобную книгу, или, махнув рукой, покупатель уходит восвояси с испорченным настроением. Вот только эта самая «Книга жалоб и предложений» имеется далеко не во всех торговых точках. А раньше она висела на самом видном месте в магазинах, салонах красоты, химчистке, и каждый мог внести в нее свою запись, будь то жалоба или благодарность.
Наш читатель Кабдраим Халиков — тоже один из тех, кто позвонил в редакцию, чтобы выразить свое недовольство. Оно касалось качества хлеба.
— Живу я в районе Старого аэропорта, хлеб покупаем в ближайшем магазине, — говорит Кабдраим ага. — Он абсолютно безвкусный. Однажды попалась такая буханка, которую просто невозможно было разрезать – она вся крошилась. В другой раз хлеб был непропеченным настолько, что нож буквально застревал в нем. А недавно и вовсе в хлебе обнаружил кусочек ткани. Я понимаю, что хлеб в магазинах от разных пекарен, бывает, что и хороший попадается, поэтому на замечания продавец просто не реагирует. Но разве владелец магазина не должен быть заинтересован в качестве реализуемого товара?
На все претензии по поводу качества хлеба вразумительного ответа от продавца Кабдраим ага не получил. Просто решил больше в этом магазине хлеб не покупать.
Каждая профессия требует от человека определенных качеств характера, которыми обладают далеко не все. Ведь никто не будет возражать против того, что у диктора должна быть хорошая дикция, приятный голос, а у шофера – отличное зрение и так далее. Вот и продавцу не обойтись без таких качеств, как спокойствие, доброжелательность, общительность, выдержка, терпение. При этом он всегда должен помнить, что ежедневно к его прилавку подходит не среднеарифметический покупатель, а конкретный человек с его неповторимой индивидуальностью. Увы, и среди покупателей попадаются грубияны и придиры, для которых ничего не стоит обидеть человека. Ведь основа профессии продавца – нелегкая наука обхождения, которой тоже надо учиться. Но, видимо, это неведомо тем, кто, помимо того, что хамит, грубит, еще и занимается обвесом, обсчетом.
Пожилой человек Мария Семеновна, стараясь экономить, предпочитает продукты покупать на рынке «Дина», в тех продуктовых рядах, что на улице, там они значительно дешевле. Но помимо того, что почти всегда ей недовешивают то лук, то картошку, к чему она даже привыкла уже, однажды ей подсунули два тюбика майонеза с истекшим сроком годности. Причем эти мошенники, другим словом их и не назовешь, предусмотрительно срезали с упаковки кусочек, на котором значились дата изготовления и срок годности. Если не присматриваться, то вполне можно и не заметить. Дома женщина спокойно надрезает упаковку и выливает содержимое, которое трудно назвать майонезом, на предварительно приготовленный салат. Естественно, блюдо, как и настроение, полностью испорчено.
— Хотела бы пойти и вернуть эту гадость продавцу, чтобы хотя бы деньги вернули, — говорит Мария Семеновна. — Но у меня просто нет физических сил это сделать.
Нетрудно представить, сколько за день продал тот самый продавец испорченного продукта, угрожающего здоровью, прекрасно зная, что этого делать нельзя.
В другой раз в одном из ближайших к дому магазинчиков она же купила кусочек колбасы.
— С виду вроде бы нормальная была, и запах хороший, а разрезав, увидела, что в середине она вся зеленая. Что мне было делать, отдала коту, который есть ее не стал.
Вот так вот, с нашего, получается, молчаливого согласия и происходит подобное. А надо в таких случаях не лениться и с соответствующим заявлением с приложением продукта с истекшим сроком годности обратиться если не к хозяину супермаркета, магазина, рынка (что, конечно же, займет время, пока их найдешь), в зависимости от того, где он был приобретен, то сообщить в горсэс, в городской отдел предпринимательства. Тогда уж точно горе-реализаторам не поздоровилось бы.
И просто нельзя уже в который раз не упомянуть о том, насколько низка культура обслуживания в общественном транспорте. Буквально ежедневно одна и та же картина – пассажиры вошли, начался сбор за проезд, казалось бы, пора автобусу трогаться, но кондуктор продолжает набирать пассажиров, стоя у автобуса, крича во все горло «Балыкши! Орын бар!» Нервы у людей не выдерживают, так как спешат на работу, учебу, и они начинают буквально уговаривать водителя, кто с мольбой: «Ну, поехали уже, ведь на работу торопимся», а кто и крепким словцом сдобрив свое требование «трогаться». Или вот, к примеру, новый маршрут – «четверка». Трогается он из нового микрорайона Нурсая, в котором проживает преимущественно народ, работающий в разных частях города. Но этот маршрут связывает почему-то только две точки – Привокзальный с Нурсаей. А как же Жилгородок, Балыкши? Мало того, что добираться на работу приходится с пересадками, так еще надо смириться и с особым методом езды «четверки». Не едет, а ползет, как улитка, по улицам частного сектора, через каждый метр останавливаясь и подбирая попутчиков. Так что вместо тридцати минут приходится ехать целых полтора часа.
А вот у кого следовало бы поучиться искусству обхождения с клиентами, по моим наблюдениям, так это у работников наших аптек. Как ни старалась, но мне так и не удалось припомнить хотя бы один случай из жизни, когда в аптеке бы мне нагрубили, обсчитали, проигнорировали вопрос. Никакие самые строгие наказания не способны из продавца-грубиянки сделать вежливого, обходительного работника прилавка. Воспитанность, внутренняя культура – она или есть, или ее нет. А потому, если чувствуете, что работа в сфере обслуживания не для вас, лучше распрощайтесь с ней. От этого будут в выигрыше все.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА