Беспокойная Сага
В истории казахского народа было много освободительных восстаний. В тяжелые периоды своего развития казахский народ доказывал свое единство и героизм. Слова Президента нашей страны Нурсултана Назарбаева «Мы шагаем в будущее, преклоняясь священному духу наших предков, бережно храня в памяти наше прошлое» дают четкую оценку прошлому, истории народа.
Национально-освободительные движения в Казахстане имеют уже столетнюю историю. Основная причина подобных мятежей — национальный и социальный гнет. В частности, это вопросы изъятия земель у местного населения, бремя Первой мировой войны, и как следствие, рост налогов и поборов, ухудшение положения широких народных масс, политика русификации. Все это привело к нагнетанию недовольства.
Указ Николая II от 25 июня 1916 года о привлечении мужского населения в возрасте 19-43 лет для работ по устройству оборонительных сооружений послужил основным поводом для национально-освободительного движения. Особенностью восстания 1916 года стал охват территории всего Казахстана, начиная с северного побережья Каспийского моря, до Монголии. В нем помимо казахов участвовали уйгуры, киргизы, узбеки.
Для реализации указа царя волостные, сельские старшины принялись за подготовку списка мужчин, годных для черной работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки, независимо от возраста, а байских сыновей освобождали от призыва. В список не попадали служители мусульманской религии, полицейские низших чинов, дворяне и почтенные казахи, счетоводы и бухгалтеры. В тот год отправка казахов на войну пришлась на месяц Рамазан. Все это вызвало массовое недовольство среди казахов, которое вылилось в национально-освободительное вооруженное восстание.
Национально-освободительное движение развернулось и на территории Букеевской Орды. В то время эти земли принадлежали Приморскому округу Астраханской губернии. В 1889 году Приморский округ разделился на 1-й и 2-й Приморские округа. Национально-освободительное восстание 1916 года в основном охватило 1-й Приморский округ (этот регион сейчас относится к Исатайскому району). Восстание против отправки казахов на войну, а если быть точнее, противостояние приказу царя возглавил Утепкали Динбайулы Исатаев, который в течение долгих лет был старшиной 15-й волости. Утепкали Динбайулы был внуком Исатая Тайманулы — предводителя национально-освободительного восстания 1838 года в Букеевском ханстве и на западе Младшего жуза.
Об этом свидетельствуют следующие факты. Первый руководитель Казахской Советской Социалистической автономной республики Сейткали Мендешев писал: «Имевший большое уважение среди народа, старшина Утепкали вместе с близким родственником Едиге Нарынбаевым создали группу противников указа царя. Собрав около 2000 воинов, возвысили флаг над местностью Сага, возвели около 10 юрт, начали готовиться к войне». О том, что в Саге восстание началось, писал в своей статье «Смелый бунт в регионе», опубликованной в газете «Егеменді Қазақстан» 31 декабря 1996 года, и кандидат исторических наук Г. Карабалин. Известный в Атырау краевед, учитель М. Намазгалиев 4 сентября 1987 года в газете «Коммунистический труд» опубликовал статью «Борец за справедливость», написав «…огромное войско возвысило флаг над Сага, возвели юрты, создали штаб».
Причиной того, что мы акцентируем внимание на местности Сага, является тот факт, что в некоторых источниках указывается, что это восстание началось на балке Акай. Но все же правильным будет опираться на факты, указанные в статье С. Мендешева. Там написано так: «Вооруженное восстание казахского народа в июле 1916 года в Нарынских песках возглавил Утепкали Исатаев». Известно, что У. Исатаев родился в Нарынских песках, затем долгие годы был старшиной 15-й волости I-го Приморского округа. В действительности Сага — южный край Нарынских песков, северное побережье Каспийского моря. Жители Нарына в основном сгруппированы на краю морского побережья, то есть в местности Сага. Как написано выше, штаб восстания под предводительством У. Исатаева располагался именно здесь.
После издания указа С. Мендешев, бывший на тот момент обычным мугалимом, отправляется в Петроград, чтобы выразить недовольство народа. Однако его поездка не была успешной, так как царь его не принял. Вернувшись на малую родину, С. Мендешев возобновил агитационно-пропагандистскую работу против указа царя. Об этом пишет и академик К. Жумалиев в работе «Жайсан жандар», выпущенной в 1996 году в г. Алматы. Там сказано, что после издания указа царя У. Исатаев отправился в Жанакала, чтобы встретиться с побывавшим в Петрограде С. Мендешевым, где и было принято совместное решение противостоять отправке казахов на войну для черной работы.
Около двух тысяч казахских джигитов, восставших против царского указа, собрались в местности Сага. Список людей, которых должны были отправить на прифронтовую территорию, был сожжен. Вооруженные 500 фитильными ружьями, штыками и дубинками, джигиты были готовы к отпору. А пароход, прибывший из Астрахани для отправки казахов, несколько дней простояв на балке Акай, отправился обратно пустым. Противостояние на таком уровне растревожило местную администрацию. Начальник округа отправил специального вестового в Астраханскую губернию известить о случившемся.
В Астраханском областном архиве есть сведения об участии жителя Володаровка Хайдара Ермуратова в восстании 1916 года. На встрече с сотрудником научной Академии Казахской ССР Мустафой Исмагуловым Хайдар Ермуратов рассказал: «Я участвовал в восстании под предводительством У. Исатаева. Точную дату начала восстания не помню…» После первой неудачи хитрый генерал-губернатор Астрахани, посоветовавшись с полковником по фамилии Бурый, пошел на уловку. Они распространили ложную информацию о том, что «царь издал указ не брать казахскую молодежь на тыловые работы. Поэтому и воины, и организаторы пусть расходятся по домам. Наказания не будет». В действительности это было придумано лишь для того, чтобы успокоить народ, подавить восстание. Поверив в эту ложь, люди разбрелись по домам.
Чуть позже по указу генерал-губернатора Астрахани карательный отряд под руководством исправителя Красноярского уезда А. Хлынова заключил в Астраханскую тюрьму У. Исатаева, Е. Нарынбаева, Б. Жанатаева, Н. Канатаева, У. Саппаева, М. Маутенова и К. Дутбаева.
В одном из документов центрального госархива Октябрьской революции в Москве про этот случай написано так: «20 июля ситуация среди киргизов была опасной, а 4 августа пропагандисты и подстрекатели были задержаны».
Вот так У. Исатаев вместе со своим соратником, выпускником медицинского факультета Казанского университета Махмутом Шолтыровым восемь месяцев провел в Астраханской тюрьме. В их камеру посадили Сейткали Мендешева и Нугмана Залиева. К ним тайком приносил еду социал-демократ Мустафа Кокебаев. Они были освобождены лишь в 1917 году после победы Февральской революции, свержения династии Романовых. Таким образом, национально-освободительное восстание 1916 года под руководством группы У. Исатаева потерпело поражение.
Это восстание имело огромное историческое значение. Елбасы Нурсултан Назарбаев в своем труде «На волне истории» отметил значение национально-освободительного восстания 1916 года в Казахстане: «Национально-освободительное движение казахов 1916 года было предзнаменованием общенационального кризиса. По охвату всех слоев населения, выдвижению общенациональных призывов, созданию института государственной власти это восстание можно оценить как первую революцию против колониализма царской России».
В прошлом году в связи со 100-летием национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане на северном побережье Каспийского моря на местности Сага, ставшей центром восстания под руководством Утепкали Исатаева, был воздвигнут памятник.
Амангельды ШАМГОНОВ,историк, краевед, профессор
государственного университета им. Х. Досмухамедова