Общество

АНПЗ — ПЕРВОЕ ЗВЕНО НЕФТЕХИМИИ КАЗАХСТАНА

Как мы уже сообщали, в Атырауской области на нефтеперерабатывающем заводе будет создан комплекс глубокой переработки нефти, который позволит значительно увеличить выпуск экологически чистого высокооктанового бензина стандарта Евро-5. Но комплекс рассчитан не только на увеличение выпуска светлых нефтепродуктов.

Что не менее важно, он станет важным звеном в цепочке нефтехимических производств, создаваемых в Казахстане и ориентированных на производство готовой продукции.

Стоимость комплекса глубокой переработки нефти на АНПЗ — свыше миллиарда 700 миллионов долларов. Основное финансирование будет вестись за счет кредита Экпортно-импортного Банка Китая, соглашение с которым было подписано в рамках прошедшего в Пекине в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества с участием Президента Казахстана.

— Кредит предоставляется на 13,5 лет. Комплекс будет строиться по самой современной технологии, с участием японских и европейских компаний. Срок реализации проекта — 41 месяц, — говорит вице-президент китайской нефтехимической инжиниринговой компании   LPEC Вань Син Мин.

Возведение комплекса, а работы уже начались, ведется в рамках Государственной программы ФИИР и станет завершающим этапом реконструкции Атырауского НПЗ. Комплекс рассчитан на переработку 2 миллионов 400 тысяч тонн сырья, в том числе и темных нефтепродуктов — мазута и вакуумного газойля, из которых будут получать в год 1 миллион 700 тысяч тонн высокооктанового бензина.

— Если на сегодняшний день глубина переработки нефти на нашем заводе составляет около 60 процентов, то после окончания реконструкции предприятия глубина переработки сырья будут доведена до 85 процентов. Это значимо не только для нашего Атырауского завода, самого старого в Казахстане, но и для всей страны. Мы будем выпускать бензины, дизельное топливо стандарта Евро-4, Евро-5, которые будут пользоваться спросом не только в Казахстане, но и за его пределами, в том числе в европейских странах. При этом продукция будет соответствовать всем экологическим требованиям, на что делают упор и Глава нашего государства, и Правительство, — говорит генеральный директор Атырауского НПЗ Талгат Байтазиев.

Но от реализации этого проекта будет зависеть не только развитие нефтеперерабатывающей отрасли Казахстана. Комплекс станет важным звеном в цепочке нефтехимических производств, создаваемых в нашей стране.

На АНПЗ после реконструкции кроме высокооктанового и экологически чистого бензина наладят производство ароматических углеводородов — бензола и параксилола. Бензола будут выпускать 133 тысячи тонн, параксилола 496 тысяч тонн в год. Это готовая продукция с высокой добавленной стоимостью, часть которой пойдет на экспорт. Но эти ароматические соединения будут востребованы и в нашей стране.

Они послужат исходным сырьем для газохимического комплекса, к сооружению которого по поручению Президента приступают в Атырау. Его мощность — 1 миллион 250 тысяч тонн полиэтилена и полипропилена в год. А пластические массы, в свою очередь, будут использованы для выпуска тысяч наименований продукции — от одноразовых пакетов до сложных изделий. В процессе создания нефтехимических производств работу получат не менее 15 тысяч человек.

Напомним, договор о  строительстве комплекса глубокой переработки нефти был подписан 29 декабря 2011 года между ТОО «АНПЗ» и консорциумом, в который вошли «Sinopec Engineering» (КНР), «Marubeni Corporation» (Япония) и АО НГСК «КазСтройСервис» (Республика Казахстан). Общая стоимость проекта — 1 миллиард 679 миллионов 892 тысячи 520 долларов США с НДС. Недостающую после подписания кредитного соглашения с китайцами часть средств предоставят японские финансовые институты. Подписание кредитного соглашения в Японии планируется на июль текущего года.

Строительство на АНПЗ «под ключ» комплекса глубокой переработки нефти очень хорошая   новость как для всего Казахстана, так и для нашей области. Не только потому, что страна получит высокооктановый, экологически чистый бензин, не загрязняющий атмосферу. После чего значительно снизит свою зависимость от поставок из-за рубежа. Но и, что для нас очень важно, на строительстве комплекса работу получат около 3,5 тысячи человек. А это в тот момент, когда работы на сооружении Болашака завершаются, крайне важно. Значит, сотни и сотни семей смогут до 2016 года, пока не завершится строительство, не думать о хлебе насущном.

Как уже говорилось, строительство комплекса глубокой переработки нефти предстоит реализовать в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. Комплекс станет, а по сути уже стал, для нашей области самым крупным проектом, сооружаемым по Государственной программе ФИИР.

— Кроме всем понятного увеличения объема выпуска высокооктанового бензина, основными целями строительства комплекса являются также повышение эффективности функционирования завода за счет реконструкции действующих установок и обновления предприятия с использованием новейших технологий и оборудования при номинальной мощности завода 5 миллионов тонн нефти в год. Комплекс глубокой переработки нефти позволит предприятию увеличить производство высокооктанового бензина с нынешних 600 тысяч тонн до 1 миллиона 743 тысяч тонн в год. До 1 миллиона 400 тысяч тонн в год увеличится и выпуск дизельного топлива. При этом, еще раз это хочу подчеркнуть особо, бензин будут соответствовать требованиям Евро-5, — говорит генеральный директор АНПЗ Талгат Байтазиев.

КГПН позволит увеличить производство не только высокооктанового бензина, но и авиационного топлива.

Как отмечают специалисты завода, «одним из важнейших приоритетов при разработке проекта является обеспечение экологической безопасности окружающего региона и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. Анализ мер, заложенных в проекте с целью минимизации выбросов и сбросов в окружающую среду вредных веществ, показывает их соответствие современным требованиям охраны окружающей среды».

— Содержание серы в нефтепродуктах снизится  до 10 ппм. Для сравнения могу сказать, что в Евро-4 ее содержится 50 ппм, в Евро-3 — 350 ппм. Значит, в 35 раз содержание серы снижается — основного ингредиента, который образует вредные вещества при сгорании топлива при эксплуатации транспортных средств, — сообщили заводчане.

Проектно-изыскательские работы выполнены ОАО «Омскнефтехимпроект» (Россия). Более того, в ходе выполнения данных работ с привлечением специализированной организации «Роминсерв-Казахстан» при участии английской компании «КВС».

Была выполнена работа по сравнительному анализу вариантов комплекса глубокой переработки, по итогам которой подтверждена правильность выбора технологических процессов Комплекса.

Подписаны лицензионные соглашения с французскими компаниями «Axens» и «Prosernat», американской компанией «UOP», итальянской «Foster Wheeler» и российской ОАО «Омскнефтехимпроект». Согласованы монтажно-технологические схемы основных технологических установок комплекса. Утвержден окончательный вариант конфигурации глубокой переработки с размещением объектов комплекса на территории Атырауского нефтеперерабатывающего завода.

В конкурсе по выбору исполнителя на строительство комплекса глубокой переработки нефти, который проходил 25 ноября 2011 года в Атырау, принимали участие два консорциума. В первый консорциум,  который в итоге и стал победителем, вошли китайская компания «Sinopec Engineering», японская компания «Marubeni Corporation» и АО НГСК «КазСтройСервис». Во второй консорциум входили компании из Республики Корея — «Hyundai Corporation» и «Hyindai Heavy Industries Co.». Победителем был признан  международный консорциум.

Обязанности в нем распределились так. Компания «Sinopec Engineering» (КНР) несет ответственность за общую реализацию проекта. Компания «Marubeni Corporation» (Япония) организует финансирование от Японского банка международного сотрудничества и связанные с ним услуги, а также участвует в закупках и логистике. АО НГСК «КазСтройСервис» (Республика Казахстан) будет участвовать в строительстве и проведении местных закупок под руководством  компании «Sinopec Engineering».

Предложение южнокорейских компаний по цене было более дорогим. И при этом в него не были включены многие объекты, которые взялся построить при меньшей стоимости проектов международный консорциум.

— Наша компания ставит перед собой три основные задачи. Первая — построить комплекс в обусловленные сроки, обеспечив выпуск бензина стандарта Евро-5. Вторая — полностью реализовать при строительстве выработанную стратегию по защите окружающей среды. И третья — соблюдая законодательство Казахстана, максимально использовать в проекте казахстанское содержание. При этом уже в процессе строительства подготовить на средства консорциума местных рабочих и специалистов для работы на установках комплекса, — сообщил один из руководителей китайской компании «Синопек Инжиниринг» Чжеу Хайсин.

Если говорить о казахстанском содержании более предметно, то 16 процентов оборудования будет закупаться в нашей стране, материалов — 18 процентов, услуг — 35 процентов. В строительстве будут заняты только отечественные компании.

— Этот проект — еще один пример успешного международного сотрудничества Казахстана, экономика которого динамично развивается. Модернизация АНПЗ позволит вашей стране значительно снизить зависимость от импорта бензина, а значит, стать еще более независимой, — заявил в момент подписания документов о начале строительства руководитель японской компании «Марубени» Мотоо Учияма, напомнив, что компания «Марубени» уже принимала участие в реализации первого этапа реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода. А всего компания уже инвестировала в экономику Казахстана свыше 800 миллионов долларов.

— Что еще очень важно: реконструкция будет проходить в условиях действующего производства. Это создает определенные трудности в процессе реализации проекта. Однако уверен, что в 2016 году АНПЗ станет первым предприятием, которое будет производить в Казахстане автомобильное топливо уровня Евро-5, — говорит Талгат Байтазиев.

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Один комментарий

  1. Какой бы ЕВРО-5 на АНПЗ не выпускали, до автолюбителей бензин дойдёт РАЗБОДЯЖЕНЫЙ через автозаправочные станции до нормы ЕВРО-1, ибо за автозаправочными станциями нет абсолютно никакого контроля. Зато у всех АЗС есть КРЫШИ и поэтому мы по прежнему будем дышать сажей и остальными канцерогенными продуктами сгорания.

Back to top button