Брестская крепость
Накануне 75-летия начала Великой Отечественной войны в Фонде Первого Президента Республики Казахстан состоялась презентация книги профессора КазНУ имени аль-Фараби Лайлы Ахметовой «1941. Брестская крепость. Казахстан».
Лайла Ахметова не только профессор, она относится к поколению новых поисковиков. И если в советское время было известно всего лишь об около трех десятках казахстанцев — защитников Брестской крепости, то благодаря ей на 1 мая этого года выявлено всего 556 казахстанцев — защитников Брестской крепости, из них около половины — казахов.
«Прикаспийская коммуна» связалась с автором книги и поговорила о колоссальной работе этого поисковика.
— Лайла Сейсембековна, расскажите, пожалуйста, о книге «1941. Брестская крепость. Казахстан». Правда ли, что вы смогли найти новые имена защитников Брестской крепости из Казахстана?
— Воспитание молодежи в духе патриотизма на примере подвигов своих прадедов в 1941 году в Брестской крепости и в районе города Брест — вот что является целью моей работы.
В книге описаны события предвоенных годов и 1941 года в Брестской крепости и об участии в них казахстанцев. Да, найдены новые имена защитников Брестской крепости из Казахстана, это 556 казахстанцев — защитников Брестской крепости. В книге рассказаны их истории. Кроме того, показана работа поисковиков в архивах, музеях и библиотеках Казахстана, Беларуси, России, Польши, Германии.
Есть также списки участников защиты крепости из Казахстана по полкам и воинским подразделениям.
Можно проследить — по воспоминаниям оставшихся в живых, материалам архивов и другим документам — боевые действия красноармейцев разных полков и соединений, находящихся на 22 июня 1941 года в Брестской крепости.
В век инновационных и цифровых технологий открываются новые возможности изучения архивных источников. Поэтому мы смогли отыскать и дать в книге копии наградных листов, карточек военнопленных, карточек учета и записи, письма солдат, различные документы конца 30-х — начала 40-х годов прошлого века.
Введены в научный оборот новые данные разных архивов и музеев, воспоминания и сведения из различных источников: книг, СМИ, радиоматериалы, журналов учета данных.
Добавим, что презентация книги «1941. Брестская крепость», изданной при финансовой поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан, пройдет кроме казахстанских городов и в городах Минск и Брест, а также в Москве.
Сегодня «ПК» с разрешения автора Лайлы Ахметовой печатает одну из глав книги.
«Брестская крепость и Казахстан»
Не все еще известны имена
Тех, кто стоял здесь насмерть в сорок первом,
Тех, кто отдал ей честь свою и верность,
Когда еще спала вдали страна
С. Орлов
«Я в Брест вхожу, как в сорок первый год…» — слова поэта-фронтовика С. Орлова созвучны душе и сердцу каждого казахстанца, так как с именем Брестской крепости связаны многие страницы памяти и общей истории — Казахстана, Беларуси и России.
Так уж судьбой было предначертано, что несколько казахстанских эшелонов с призывниками осенью 1939-го, зимой и осенью 1940-го, весной 1941 года прибыли в Брестскую область для прохождения военной службы. Не все призывники попали служить в Брестскую крепость. Многие из них служили в фортах Брестской крепости, в районе города Брест и в самой Брестской области. Но все они 22 июня 1941 года вступили первыми в бой с немецко-фашистскими захватчиками. А это значит, что Казахстан, как и все советские республики, пролил свою кровь в первые часы Великой Отечественной войны.
Практически 15 лет после войны о защитниках Брестской крепости, да и о первых днях войны, особо не говорили. Страна гордилась своей Победой. И это оправданно. Мы не любим говорить о потерях и неудачах. А Победа была действительно одна. И мы за ценой не постояли…
Потом благодаря писателю С.С.Смирнову и его знаменитой книге началось героическое шествие защитников Брестской крепости. Это действительно был единый подвиг советских воинов, среди которых были и казахстанцы. Однако об их участии в защите сохранилось, как считалось на тот период, мало сведений.
Писатели, журналисты, режиссеры, архивисты, музейные работники свой гражданский долг выполнили. Сегодня у нас имеется множество материалов того времени и той эпохи. И здесь надо отдать должное и казахстанским исследователям — писателям, историкам, архивистам, среди которых — Азилхан Нуршаихов, Дмитрий Снегин, Николай Шахов, Владимир Владимиров.
Затем новая плеяда журналистов из Казахстана конца ХХ века — В.Малиновский, Ю. Киринициянов.
Однако, пожалуй, только два исследователя — А. Нуршаихов и Н.Шахов — побывали в музее Брестской крепости и работали там в архивах. Я стала третьим исследователем из Казахстана, но уже в ХХI веке.
У всех исследователей в прошлом были свои находки и одна достаточно большая неточность. Записывая воспоминания ветеранов, они не владели ситуацией того времени и никто не мог утверждать и доказать, кто где был. Поэтому были многочисленные неверные сведения, которые живут и сейчас. Отсюда сложилась некоторая мифологизация действий, поступков, дат и материалов.
Например, такого деления на защитников Брестской крепости и участников боев в районе города Брест — ни у кого нет. Всех сразу зачисляли в защитников крепости.
Но это была не вина исследователей, а скорее общая беда всей страны. Не было сведений — по многим причинам. Закрытости архивов, идеологического надзора над всеми, боязни, подписки о государственной тайне — для некоторых, для части людей, побывавших в плену, негласного надзора и многим другим причинам того времени.
Мы всегда любили говорить об общем подвиге народа, а вот о личностях предпочитали молчать.
Сегодня новое время. Практически стали свободны большинство архивов того времени. Сейчас появилась возможность открыто ездить для работы в архивах, музеях и библиотеках любой страны. Благодаря новым технологиям много информации можно найти в Интернете. И здесь главное — инициатива общества. Каждый заинтересованный человек может создать сайт, высказаться в блогах и социальных сетях о своем видении, выставить свои материалы или поделиться публикациями других.
Но почему-то чрезвычайно мало казахстанских исследователей. Причина — в волонтерском труде, незаинтересованности, прагматичности и кажущейся неактуальности.
Появились новые группы исследователей. Я бы назвала их международными. Среди них — Ростислав Алиев и Андрей Ефименко из Новосибирска, исследующий немецкие архивы по Брестской крепости, Бекул Али из Рыскуловского района Жамбылской области, который собирает материалы, в основном, своего региона. Все они — волонтеры.
Эти исследователи занимаются не только поиском защитников Брестской крепости, с учетом современных технологий, но и прослеживают судьбы людей в плену, в участии других военных действий и жизни после войны.
Сейчас можно реконструировать бой, первые часы и дни войны в Брестской крепости, участие каждого, кто оставил воспоминания, и многое другое. Это действительно интересно.
22 июня ровно в 4.00 утра в Брестской крепости уже ежегодно начинается реконструкция событий того страшного самого длинного дня 1941 года.
А в самом Бресте с 12.00 часов дня 21 июня начинается та самая далекая жизнь 1941 года. На центральных улицах города идут люди, одетые по моде и в военной форме 1941 года. У женщин и девушек платья и костюмы больше похожи на западную одежду, по польской моде. Ведь еще совсем недавно, не прошло еще и двух лет с сентября 1939 года, Брест был польским, и, естественно, много еще было того, западного, а не восточного советского.
21 июня я видела женщин, везущих крошек детей в колясках конца 30-х годов, а на самих женщинах элегантного покроя платья и шляпки, которых уже не было у советских женщин. По городу разъезжали грузовики тех времен, старинные машины. Люди преобразились. Они старались следовать той моде, тем обычаям, той жизни далекого 21 июня 1941 года.
Было так интересно очутиться в той эпохе, той жизни, которой никогда не будет больше, того субботнего дня, когда люди шли отдыхать в парки и скверы, фотографироваться на память, танцевать под звуки вальса, просто гулять, как это делали всегда в субботние вечера…
Рано утром 22 июня нам показывали сценки из жизни Бреста, военной жизни, просто жизни людей. Мы видели взвод солдат, идущих в баню, другой взвод солдат делал физическую зарядку. Третьи занимались спортом, четвертые шли на стрельбище. Видели командира, встречающего свою приехавшую с чемоданом жену. Видели танцы и слушали музыку тех лет. Видели поваров и медиков. В общем, видели сценки из жизни, обычной жизни наших далеких уже прадедов.
Там стоит пограничный наряд, а в другом месте — пост дежурных солдат. И вдруг в тумане я вижу немца: одного, другого, третьего… Они совсем рядом. Ждут начала…
И рано утром загрохотали тысячи орудий, сотни снарядов упали на землю крепости, города, всей западной части границы нашей страны.
Естественно, те снаряды, упавшие недалеко от нас, это была совсем ничтожная толика того, что было в далеком 1941 году. Но. Если бы вы знали, как мы все пригнулись. Охнули, спрятали свои головы. Мы ждали и не ожидали такого грохота. Было страшно, хотя мы ведь знали, что не погибнем, ничего с нами не случится, а те, настоящие солдаты и офицеры сразу же погибали в той страшной рубке.
Впечатлений было море! И страшно, интересно, и сразу почувствовали ту сопричастность к нашим бойцам далекого 1941 года…
Я фотографировала, я смотрела на ужасы того, что случилось. Я думала о той памяти, которая есть у нас…
Прибыв в Казахстан, я написала обращение и выставила в «Фейсбук», в котором предложила в 2016 году провести реконструкцию событий тех военных лет, и затем сделать традиционными такие мероприятия.
9 октября 2015 года с такими же словами я обратилась в письмах к Государственному секретарю Республики Казахстан Г.Н. Абдыкалыковой и министру обороны Республики Казахстан И.Н. Тасмагамбетову:
«По данным российских и белорусских поисковиков, из около 7000 защитников Брестской крепости около 1000 воинов было из Казахстана. И несколько тысяч казахстанцев приняли свой первый бой 22 июня 1941 года в районе города Брест. Это наша гордость, о них молодежь практически ничего сейчас не знает.
Прошу рассмотреть мое предложение об участии военнослужащих и отрядов военно-поисковой работы из Казахстана в реконструкции событий 22 июня 1941 г. в Брестской крепости в Беларуси, начиная с 2016 года — года 75-летия начала Великой Отечественной войны.
С уважением, профессор, доктор исторических наук Лайла Сейсембековна Ахметова».
Эти письма были переправлены в акиматы областей и городов Астана и Алматы.
И вот 22 июня 2016 года впервые в Брестской крепости будет участвовать в реконструкции событий 22 июня 1941 года молодежная военно-патриотическая экспедиция «Атырау — Брест» под руководством Талгата Ильясова.
Группа родственников защитников Брестской крепости во главе с поисковиком — краеведом Беккулом Али из Жамбылской области будут наблюдателями из Казахстана во время реконструкции.
Мой вклад в память о яростном 1941-ом — книга о казахстанцах — защитниках Брестской крепости.
На 1 мая 2016 г. у меня в списке 556 защитников Брестской крепости из Казахстана. Практически только о 60 бойцах писали разные исследователи, хотя бы даже фамилию называли, а остальные в списке — неизвестные, новые лица. О них родные получили только письма по запросам, что данный боец пропал без вести.
Сегодня настала пора назвать их всех — погибших за Родину, отдать дань памяти, чести и заслуженной славы.
Настала пора собрать данные и копии материалов казахстанцев — защитников Брестской крепости с региональных архивов и передать их в музей «Брестская крепость-герой». Необходимо на государственном уровне решить вопрос включения всех в списки музея, в архивы, подготовить специальные выступления, книги и издания на эти темы.
В Центральном архиве Казахстана, в Государственных и областных архивах и музеях должны быть такие материалы.
Нужно активно работать и выставлять все сведения на сайты, в социальные сети, используя новые технологии, воспитывать молодежь и общество в духе патриотизма, памяти и гордости за наших соотечественников.
Подготовила Надежда Шильман