УНИКАЛЬНЫМИ РОЖДАЮТСЯ, ТАЛАНТЛИВЫМИ СТАНОВЯТСЯ
Под таким девизом работают педагоги Авторской дошкольной гимназии №1. Так как наступившая эра информационного пространства и времени предъявляет особые требования к человеку, то начальная ступень воспитания, а именно дошкольная организация, должна дать азы ребенку, как минимум — не растеряться в огромных информационных потоках, как максимум — найти свою нишу в этом потоке, уметь управлять им с целью самосовершенствования и самоутверждения.
Наши сегодняшние уникальные воспитанники — дети нового времени, имеющие иные, от взрослых, мотивы, ценности, интересы. Кто должен помочь детям жить в этом насыщенном информацией мире? Жить так, чтобы процессы его развития и обучения не вступали в противоречие с новым образовательным пространством и временем, чтобы раскрылись его таланты. Наверное, это все-таки педагог…
Воспитание уникальной, талантливой личности, гражданина Республики Казахстан, начинается с раннего детства. Именно поэтому, в целях реализации программы «Балапан» по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением на 2010-2014 годы, гимназия ставит задачу — добиться предоставления качественных услуг образования на достойном уровне, создавая необходимые условия для получения знаний, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности с активной гражданской позицией, на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
Вот уже 35 лет единственная в регионе Авторская дошкольная гимназия №1 встречает своих воспитанников и на протяжении долгого времени остается одним из самых востребованных детских дошкольных учреждений.
За все время работы гимназии воспитанники показывают стабильно хорошие результаты, как в учебе, так и в физическом развитии. Первые выпускники уже давно выросли. Многие из них поступили в школы, лицеи, гимназии, которые окончили с отличием и продолжили свое обучение в лучших вузах бывшего Союза, а затем в странах СНГ. Благодаря сотрудничеству со школами города — это школа-лицей №17, гимназия №30, СТГ, школа №19 виден результат работы педагогического коллектива АДГ №1.
Отличительная черта гимназии состоит в том, что она ведет непрерывную инновационную деятельность, в которой основное направление работы — это углубленное изучение математики по авторской программе «Занимательная математика», начиная с младшего возраста. Программа разработана творческой группой педагогов данного дошкольного учреждения и утверждена областным управлением образования в 1995 году, дополнения и изменения вносятся каждые пять лет. Эта работа проходит в сотрудничестве с научной лабораторией кафедры математики Атырауского государственного университета имени Халела Досмухамедова, имеющей большой профессорско-преподавательский состав. Научным руководителем является Тамара Анатольевна Каражигитова, доктор педагогических наук, профессор АГУ им. Х. Досмухамедова, академик Академии педагогических наук Казахстана. Такое сотрудничество помогает педагогам обладать такими качествами, которые способны оставаться конкурентоспособной, развивающейся, успешной личностью, быть мастером своего дела. Почему маленькие дети должны изучать математику? Потому что у них преимущество воспринимать ее легче, чем взрослому. Существуют две важные причины заниматься царицей наук: первая — занятия математикой связаны с высочайшими функциями человеческого мозга; вторая причина — она крайне необходима для существования в цивилизованном человеческом обществе.
На базе Авторской дошкольной гимназии с 2002 по 2010 годы проводился республиканский эксперимент по программе нравственно-духовного воспитания курса «Самопознание». За этот период были проведены десятки практических семинаров в городе, области и по республике, на которых проходил обмен опытом данного направления работы. Самопознание, как учебный предмет, выполняет ключевую роль в нравственно-духовном развитии личности. Благодаря занятиям самопознания дети познают себя, раскрывают свой внутренний духовный мир, учатся с уважением общаться со сверстниками, любить семью, Родину и окружающий мир, то есть позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознавать свою роль и предназначение жизни.
Кроме этого, в дошкольной гимназии творческой группой педагогов разработаны авторские программы, утвержденные научной лабораторией Областного Атырауского института повышения квалификации и переподготовки кадров. Это:
— «Игра — дело серьезное», занимаясь по которой дети с помощью сюжетно-ролевой игры знакомятся с профессиями взрослых. К тому же, в игре ребенок развивается, как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, а также его отношения к людям;
— «Растишка», для физического развития маленьких воспитанников, которые овладевают некоторыми доступными способами нетрадиционных методов оздоравливания. Именно в данном возрасте, в результате целенаправленного педагогического воздействия, формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для гармонически развитой личности. В программу включен опыт польской школы И. Прошека, датской школы И. Мюллера, немецкой школы Д. Шребера. Использованы нетрадиционные методы оздоравливания: упражнения по хатха-йоге для владения своим телом; дыхательные упражнения;
— «Юный исследователь», программа, позволяющая поддержать и дать начало развитию от рождения заложенного в каждом ребенке интереса к познанию окружающего мира. Стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.
Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социально-культурными особенностями должна быть определенной, иметь общий план работы и конкретные разделы. Именно поэтому, в настоящий момент, в дошкольной гимназии начато экспериментальное исследование по программе нравственно-патриотического воспитания «Шаңырақ», работа по которой поможет детям знать свои корни, традиции своего народа, ведь без этого нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Понимание патриотизма исходит из народной идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Результаты работы АДГ №1 не были бы такими значительными без сотрудничества с родителями. Они являются активными участниками учебно-воспитательного процесса, всегда с удовольствием и огромным желанием оказывают любую помощь. С помощью родителей проведена работа по благоустройству территории гимназии. Теперь детишек каждое утро встречает красивый зеленый двор с прекрасными цветами и великолепными малыми архитектурными сооружениями из любимых детьми сказочных и мультипликационных персонажей. Родители проявили в работе огромную фантазию, которая радует дошколят. Лишь в ходе совместной деятельности, в тесном взаимодействии с семьей можно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка и успешной его адаптации в современном мире. Дошкольная гимназия помогает родителям воспитывать ребенка и обеспечивает условия для организации и развития его как личности.
В целях реализации программы «Балапан», в АДГ №1 открыт «Консультативный пункт», основными задачами которого является оказание психолого-педагогической консультации родителям и детям, не посещающим детский сад, по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей. Такую работу проводит психолог высшей категории, с большим стажем Валентина Ивановна Ломоносова. К каждому родителю и ребенку она уделяет особое внимание, чем достигает отличных результатов по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
На сегодняшний день, в Авторской гимназии №1 воспитываются 500 детей, с 2-х до 6-7 лет. С ними ведут работу 40 педагогов, многие из которых имеют высшую категорию. Это лучшие педагоги, с большим стажем работы, профессионалы своего дела: Ирина Николаевна Куренева, Вера Николаевна Заикина, Марина Яковлевна Сладкова, Улжан Жексембаевна Матешбаева, Калимат Жазаева, Гульмира Кабыловна Курманова, Сауле Джулдасовна Елеусинова, Лидия Владиславовна Челнокова, Маруся Кушеновна Шапатова, Малика Хабезовна Хосжанова, Маншук Амангельдиевна Шамгонова, Оксана Султановна Шидаева. Это педагоги-новаторы, которые находятся в постоянном творческом поиске, внедряющие новые технологии в обучение и воспитание подрастающего поколения.
Направляют воспитателей Авторской дошкольной гимназии №1, координируют работу, оказывают необходимую помощь — методист высшей категории Акмарал Багитжановна Камиева, методист по инновациям, магистр педагогических наук Кристина Борисовна Кадымова. Они придают воспитателям уверенность, поддерживают их в любых педагогических решениях, достойно представляя их опыт работы в городе, области и республике. Внутренний аудит, проводимый методистами, по результатам годовой деятельности позволяет произвести фиксацию проблем и поиск направлений в развитии организации и способствует осознанию стратегических целей развития организации на предстоящий период. В результате анализа происходит установление четкой взаимосвязи между анализом работы за год и проектированием деятельности на следующий период.
Огромный вклад в становление и развитие с открытия гимназии, со дня открытия, внесла директор Наталья Александровна Алюшина — отличник просвещения РК, автор вышеназванных программ. С марта 2012 года, на смену Наталье Александровне пришел достойный профессионал, с 30-летним стажем педагогической деятельности, специалист высшей категории, автор методической разработки «Консультативный пункт — новая форма взаимодействия семьи и детского сада» и программы «Экономика в ДОУ» Алтынгуль Шариповна Утебалиева. Она, продолжая совершенствовать систему работы данного дошкольного учреждения, создает необходимые условия для того, чтобы Авторская дошкольная гимназия №1 и впредь оставалась одним из ведущих дошкольных учреждений города Атырау.
Несмотря на уже достигнутые результаты, для развития уникальной, талантливой личности каждого ребенка, АДГ№1 ставит следующие перспективы на будущее: создать кружки по интересам детей, на территории гимназии оборудовать спортивную площадку для занятий в любое время года, Зимний сад — для экологического воспитания дошкольников, открыть изостудию, а также кабинет психологической разгрузки. Все это в системе позволит повысить качество образовательного процесса.
Егор ВАСИЛЬЕВ
насколько я знаю,раньше в группе было где-то около 30 детей,и то считалось много.А теперь,при количестве детей в группе до 50!?
Какое может быть обучение и вообще можно ли овладеть вниманием всех детей? И где можно узнать,сколько детей должно быть в группе?