Стоп, школа!
В последние годы учащиеся Атырауской области отличаются на республиканских и международных олимпиадах. И складывается впечатление, что в образовании у нас есть прогресс. На самом деле 75 процентов всех побед приходится на учащихся Атырауского областного лицея-интерната «Білім-Инновация». К сожалению, как и пять лет назад, качество образования нашей области на самом последнем месте по республике. Об этом шла речь на итоговом заседании управления образования с участием заместителя акима области Жасулана Бисембиева.
Причину такого положения заместитель руководителя областного управления образования Айнагуль Дюсекенова в своем выступлении назвала сразу и открыто — учебные заведения откровенно занимаются припиской, умышленно завышая оценки. В последние годы школы сами награждали учеников нагрудными знаками «Алтын белгі» и аттестатами особого образца — Министерство просвещения РК разрешило учебным заведениям самостоятельно оценивать отличников. И тут школы стали одна за другой выдавать на-гора медалистов.
— В прошлом году по области было 237 претендентов на знак отличия «Алтын белгі». Но как только было решено тестировать их в НИШ, так эта цифра уменьшилась более чем в два раза — до 109. В начале 2022-2023 учебного года отличников было 240, а стало 140.
Почему? Ученик с первого по одиннадцатый класс учился на «отлично». Но как только ему предстояло подтвердить свои знания в НИШ, качество образования его тут же снизилось. Я, как только пришла в управление образования, сразу углядела приписки, завышение оценок, — говорит А. Дюсекенова.
На этот момент и заместитель акима Атырауской области Жасулан Бисембиев обратил внимание, предлагая привлекать к ответственности руководителей учебных заведений, которые практикуют завышение оценок.
— По своим наблюдениям я поняла, что многое зависит от директоров. По этому поводу министерство предложило проводить ротации кадров, когда директор успевающей школы идет руководить отстающей, — отметила заместитель руководителя управления образования.
Айнагуль Дюсекенова отметила, что нельзя игнорировать дошкольное образование — в первый класс ребенок должен пойти относительно подготовленным, иначе осваивать школьную программу начального класса будет нелегко, а ведь именно в 1-4 классах закладывается вся база. И если у родителей нет средств водить детей в детские сады, хорошей альтернативой должны быть мини-центры — пять раз в неделю по два часа малышам достаточно, чтобы освоить азы образования.
— База у ребенка перед школой должна быть. Несмотря на трехсменное обучение, мы должны предусмотреть возможность заняться дошкольным образованием. Допустим, в городской средней школе №22, где дети занимаются в три смены, мини-центры открыты с 12 до 14 часов, во время пересменки старших классов.
В своем выступлении Айнагуль Дюсекенова не стала скрывать недостатки, отметив, что области очень нужны креативные, деловые идеологи-стратеги. Кроме того, у нас целая армия учителей пенсионного возраста. А это не больше, не меньше 253 преподавателя химии, физики, математики в русских классах. Чувствуется сильный кадровый голод.
Тему нехватки педагогов продолжил исполняющий обязанности руководителя городского отдела образования Аманбай Хусынов, отметивший, что если в 2021-2022 учебном году не хватало 55 учителей математики в русских классах, то сейчас — уже 82. Учителей начальных классов в прошлом учебном году не хватало 69, в этом — уже 114. Учитывая, что в год открывается сразу несколько новых школ, а количество детей растет, эту проблему едва ли можно решить в самое ближайшее время.
— Качество образования в городе Атырау составляет 50 процентов. Среди отстающих учебных заведений — школы имени Жамбыла, Муканова, Гагарина, Чехова, Валиханова, — отметил А. Хусынов, называя всем уже известную и набившую оскомину причину — нехватка кадров и сильная уплотненность школ.
Между тем тенденция такова, что качество образования в сельских школах выше, чем в городских, на 1,03 процента, несмотря на то, что в г. Атырау 9 гимназий и 5 лицеев, а в четырех районах области таковых нет вообще. Кроме того, по итогам 2021-2022 учебного года обладателей «Алтын белгі» среди сельских выпускников было больше в три раза, хотя 57 процентов учащихся проживают именно в г. Атырау, где большие возможности заниматься дополнительно, где есть интернет и оснащенность школ получше. Об этом сказал на итоговом заседании руководитель департамента обеспечения качества образования Атырауской области Каныбек Жумашев.
— Если верить статистике, то качество образования в Атырауской области составляет 53 процента, хотя замечу, наша область на последнем месте. Между тем в Павлодарской области, которая лидирует по результатам образовательной деятельности, качество составляет 57 процентов, а в Западно-Казахстанской области, которая в тройке лидеров — всего 55,7. Как вы думаете, каким образом отстающий регион подошел вплотную к лидерам? – говорит он.
Каныбек Жумашев привел еще несколько интересных примеров. В атырауских школах качество знаний выпускников начального звена, то есть четвероклассников, составляет 63,5 процента, а девятый класс они заканчивают с показателями 51,2. Целых 12 процентов теряется в среднем звене. При этом по количеству учителей-мастеров, учителей-исследователей мы имеем средний показатель по стране — талантливых педагогов у нас немало, а по технической обеспеченности школ мы на почетном втором месте по республике с показателями 89,4 процента. Впереди нас только г. Алматы.
— В свое время качество образования, показатели ЕНТ влияли на рейтинг акима области, — отметил К. Жумашев. — Чтобы не ударить лицом в грязь, в школах проводились дополнительные занятия по подготовке к ЕНТ. Как только эту строку с рейтинга убрали, показатели по ЕНТ резко снизились. И мы пять лет подряд самые последние по республике. Если по результатам 2016-2017 года средний балл по тестированию был 65,5 по области, то в прошлом году — 55,8. Это значит, что многие ребята лишены возможности получить грант. А ведь это не только судьба одного человека и положение его семьи, где, возможно, есть еще дети. Присуждение гранта дает социальный эффект для всего населения — семья не будет копить деньги на обучение, может не ограничивать себя, отдыхать, лечиться. Лишение гранта одного человека в целом влияет на социальное положение всей семьи и как следствие – на экономику региона.
На фоне таких минусов озвученные проблемы директором методического центра областного управления образования Данагуль Баймашовой, директором центра выявления и поддержки талантливых детей областного управления образования Русланом Сарбалиным, руководителем КГУ «Атырауский региональный центр развития физической культуры и спорта» управления образования Атырауской области Садиржаном Жекеновым кажутся не такими уж важными. Но они есть, а именно: в 23 школах области нет спортзала, спортивная сфера образования не финансируется с 2017 года, у учителей физической культуры нет своего методиста. У центра выявления одаренных детей нет своего здания, из-за этого соревнования и олимпиады приходится проводить в школах. Особенно тяжело, когда на областные конкурсы приезжают дети из сельской местности. У методического центра недостаточно специалистов.
Что же делать? Как решить проблемы, которые появились не вчера, а годами накапливались? Ведь, как отметил Каныбек Жумашев, в статье 6 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» четко указано, что «основные угрозы национальной безопасности — это снижение уровня и качества здравоохранения, образования и интеллектуального потенциала страны». Проще говоря, плохо обучать детей — это преступление против народа, против подрастающего поколения.
Как сказала Айнагуль Дюсекенова, в Казахстане стартовала специальная программа по привлечению лучших педагогов в регионы с нехваткой учителей и слабым качеством образования. В Министерстве просвещения по этому поводу было согласование, и от Атырауской области Айнагуль Байганиновна была в составе рабочей комиссии.
— Это было в 2021 году. Тогда около пятисот учителей выразили желание приехать в нашу область на работу. Мы должны воспользоваться такой возможностью, потому что налицо кадровый дефицит. Пока к нам приехали только 9 человек.
Также надо работать над ротацией кадров. А школы по области строятся хорошо и активно. Только при соблюдении этих трех пунктов можно добиться изменения складывающейся ситуации в образовании.
Марина КУАНЫШЕВА