ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Школьные библиотеки занимают особое положение в библиотечной сети Казахстана. Они являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан страны — будущих пользователей всех других типов библиотек. Одновременно школьные библиотеки являются частью отечественной системы образования. Модернизация системы образования, переход школ на новые образовательные стандарты, внедрение инновационных, информационных технологий не позволяют школьным библиотекам стоять на месте. Поэтому наряду с традиционными методами работы внедряются и инновационные формы, которые помогают образовательным учреждениям создавать комфортную образовательно-воспитательную среду. До недавнего времени вся деятельность школьной библиотеки вращалась вокруг книжного фонда и фонда учебников. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование резко меняет ситуацию. Библиотека превращается из хранилища учебной и художественной литературы в информационный центр, осуществляющий оперативный доступ не только к печатным изданиям, но и ко всему многообразию электронных ресурсов. Все это преобразует ее в современный тип библиотеки новой школы — в медиатеку.
Инновационная деятельность школьных библиотек — необходимый элемент их развития. Отвечать требованиям времени — значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности. Школьная библиотека сегодня — это культурно-образовательный центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приемы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим меняется и роль библиотекаря: от человека, рекомендующего хорошую книгу и выдающего ее ученику, до специалиста в области новых информационных технологий, способного сотрудничать с учителями в разработке системного подхода к работе с информацией для организации учебного процесса. Расширились возможности в проведении мероприятий: современные технические средства позволяют оживить рассказ библиотекаря, сделать его более наглядным, привлекать видео- и аудиоматериалы, создавать электронные версии литературных викторин и кроссвордов, использовать огромные ресурсы при подготовке мероприятий, а также шире раскрыть имеющийся фонд и дополнить недостающие материалы. Размножить материал из изданий, что имеются лишь в одном экземпляре, распечатать статью из электронной энциклопедии, или скопировать информацию из Интернета. Для повышения профессионального поиска и творчества библиотекарей, выявления специалистов высокого уровня был проведен областной конкурс «Лучшая библиотека года».
Одно из важнейших направлений государственной политики в образовании составляет патриотическое воспитание. Это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане неоспорима. На базе школы имени Ф. Энгельса Курмангазинского района с. Сафоновка была проведена читательская конференция «Великой Победе — вечная память».
Для понятия и ускорения работы по внедрению автоматизированных библиотечно-информационных программ (МАРК-SQL), способствующих формированию электронного каталога, автоматизации процессов выдачи книг, учета и инвентаризации библиотечных фондов, составления отчетных документов, на базе средней школы №2 г. Атырау был проведен областной практический семинар на тему «Автоматизация библиотечных процессов».
Возрастающая роль и необходимость глубоких преобразований работы школьных библиотек в условиях модернизации системы образования Министерством образования и науки Республики Казахстан, республиканской научно-педагогической библиотекой, Атырауским областным управлением образования был проведен республиканский семинар «Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций в школьной библиотеке».
Хотелось бы отметить, что возможности инновационного развития библиотеки как информационного, культурного и образовательного учреждения далеко не исчерпаны тем, что создано в настоящее время. Будущее школьных библиотек как социального института во многом зависит от их способности гибко реагировать на изменение внешней среды и внутренних потребностей всей системы образования и каждой конкретной школы.
Людмила ХАН,
методист библиотечного
фонда областного
методического кабинета
управления образования
Атырауской области
Соответствовать запросам рынка труда
Государственная программа развития образования Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», предусматривает конкретные цели и задачи развития системы технического и профессионального образования.
Создан областной совет по развитию ТиПО, который возглавляет заместитель акима области. Совет способствует участию бизнеса и профессионального сообщества в развитии ТиПО, подготовке кадров и трудоустройстве путем заключения договоров между организацией образования, предприятием и студентом.
Если проанализировать деятельность нашего колледжа транспорта и коммуникаций за период принятия этой программы, то можно с уверенностью сказать, что цели программы будут достигнуты, и подготовка кадров в системе профессионального образования будет полностью соответствовать запросам рынка труда.
Приоритетным направлением работы колледжа является улучшение качества обучения. Улучшается материальная база, качественный состав инженерно-педагогических кадров.
В результате кропотливой работы коллектива за эти годы количество выпускников колледжа, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего числа принявших участие достигло 70%, доля занятых и трудоустроенных выпускников в первый год после окончания обучения составляет 68%.
Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогических работников. За два прошедших года прошли стажировку и курсы повышения квалификации двадцать мастеров производственного обучения и преподавателей. В 2012 году между НАО «Холдинг «К?сіп?ор» и Атырауским колледжем транспорта и коммуникаций было подписано соглашение о сотрудничестве. В рамках данного проекта четыре работника были направлены в Сингапур для прохождения курсов повышения квалификации.
За время прохождения курса в колледже мирового уровня — Наньянг Политехник — они изучили систему технического и профессионального образования Сингапура, стратегию и концепцию развития Наньянг Политехник Интернешнл, опыт внедрения электронного обучения, особенности составления учебных планов и программ, посетили интегрированные лаборатории и учебно-тренинговые центры, а также узнали о механизмах взаимодействия учебного заведения с индустрией.
После поездки в Сингапур руководство колледжа определило стратегию развития учебного заведения: развитие социального партнерства, направленного на привлечение работодателей к вопросам осуществления практики учащихся и их дальнейшего трудоустройства, совершенствование материально-технической базы, внесение изменений в учебные планы и программы, с учетом требований наших социальных партнеров, обеспечивающих приближенность учебной и производственной деятельности.
Социальные партнеры начали проявлять заинтересованность в сотрудничестве. В апреле 2013 года подписан договор о сотрудничестве по подготовке кадров между колледжем и АО «Казахтелеком». Социальный партнер обязался выделить оборудование и специалистов, мы приступили к совместной разработке учебных планов и программ специальных дисциплин. Преподаватели и методист колледжа готовят материалы для получения лицензии на подготовку заказываемых АО «Казахтелеком» специалистов. В скором времени планируем применить дуальную форму обучения.
С целью повышения качества обучения, повышения эффективности управления учебным процессом с начала 2013 года в колледже начата работа по подготовке к внедрению электронного обучения «e-learning». Выделены средства из республиканского бюджета. Идет поставка и монтаж оборудования.
В целях международного сотрудничества с зарубежными аналогичными учебными заведениями нами установлены деловые связи с Астраханским автодорожным колледжем.
Т. ДОСЫМОВА,
методист Атырауского
колледжа транспорта и коммуникаций