БизнесНовостиОбразованиеОбщество

Школа для всех

Все чаще мы слышим слово «инклюзив», оно имеет сразу несколько значений, в том числе совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Сегодня такое возможно, и это приветствуется.

Инклюзивное образование – одно из новых направлений работы Министерства образования и науки Республики Казахстан. И, как все новое, не совсем понятно, не всегда ясно и имеет много подводных камней. Есть и законодательная база, и нормативы, но на практике они еще не отработаны и пока применяются ограниченно. Но необходимость назрела, приступать к этому нужно. Ведь дети, как и взрослые, разные, но все они имеют право учиться и познавать мир.

Раньше мы таких детей называли инвалидами, потом дали им другое определение – «дети, или люди, с ограниченными возможностями». Сейчас применяется термин  «люди с особыми потребностями». Но со сменой названия проблемы и трудности не исчезают. О них во время встречи с педагогами, с представителями государственных органов, неправительственных организаций и инициативных групп родителей детей-инвалидов рассказала Алмагуль СЕЙСЕНОВА. Она — старший научный сотрудник Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, кандидат филологических наук, доцент, юрист, член Координационного совета Министерства образования и науки РК, член рабочей группы Министерства и социальной защиты населения РК, эксперт Фонда ЮНИСЕФ, президент частного благотворительного фонда «Азамат әлеуеті».

Казахстан обеспечивает инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При этом стремится к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения, к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия. Один из путей достижения этого — инклюзивное образование, практикуемое в нашей стране, введено с 2010 года.

— Первый опыт развития инклюзивного образования позволяет констатировать, что все дети, включенные в общеобразовательный процесс, в той или иной степени адаптированы в ученическом коллективе, многие из них имеют друзей, одноклассники оказывают им посильную помощь в учебной и внеклассной деятельности, — говорит Алмагуль Сейсенова. — В целом ученики общеобразовательной школы адекватно воспринимают своих сверстников с проблемами здоровья. В школах развивается служба психолого-педагогического сопровождения, однако пока не решен вопрос полноценного обеспечения этой службы всеми необходимыми кадрами. Библиотеки школ нуждаются в пополнении своего фонда литературой по вопросам специальной педагогики и психологии.

Одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются учителя, — овладение методиками и технологиями обучения детей с особыми образовательными потребностями. Для этого необходима специальная курсовая подготовка и профессиональная поддержка на постоянной основе. Такую подготовку должны осуществлять так называемые ресурсные центры по развитию инклюзивного образования. Имеются трудности усвоения учебного материала в полном объеме, в соответствии с государственной образовательной программой.

Как же их решить ?

Вот что предлагает юрист Алмагуль Сейсенова:

— Необходимо расширить сеть организаций образования для выявления, диагностики  и оказания ранней коррекционной педагогической помощи детям-инвалидам. На сегодня их недостаточно. Нужно улучшить материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений под нужды детей с особыми потребностями. Это пандусы, лифты, специальное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, специальное оборудование учебных мест и многое другое. То есть создать безбарьерную среду. Надо подготовить или переподготовить педагогические кадры, осуществляющие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, ввести в штатное расписание образовательных организаций дополнительные ставки педагогических  и медицинских работников. То есть при каждой школе должны быть сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги.

Не всем детям подходит инклюзивное образование – в обычном классе своя программа, школьная нагрузка. И учитель не успевает поработать с детьми с особыми потребностями. По мнению Сейсеновой, необходимо параллельно открыть и спецклассы. Домашнее образование, которое сейчас широко применяется для таких детей – это самообман. В домашней обстановке ребенок практически не развивается – нет общения, нет неповторимой школьной атмосферы, нет контакта с ребятами. А для детей это самое главное, ведь в школу они ходят не только за знаниями, но и учатся общаться со сверстниками, строят отношения со старшими.

— Поэтому я всегда выступала за спецклассы. В Атырауской области в этом плане положение неплохое – есть три школы-интерната для детей с особыми потребностями, в общеобразовательных школах функционируют спецклассы.

Во время посещения Атырау Алмагуль Сейсенова посетила эти учебные заведения и отметила достаточно высокий уровень работы.

— Она провела мастер-класс, разъяснила педагогам, как нужно работать с детьми с особыми потребностями, пообщалась с родителями детей-инвалидов. Диалог был очень полезным. Мы узнали много нового по нормативным актам, по защите прав детей-инвалидов, — отметила методист Методического кабинета областного управления образования Гульнар Джулмуханова.

— Мой ребенок инвалид с детства. У него дефекты речи и слуха, — говорит молодая женщина по имени Ляззат. — Были большие сложности в жизни, особенно психологического и морального характера. Какое-то время мой сын был изолирован, никуда не ходил, сидел дома. Уже два года мы посещаем спецклассы. И перемены налицо. Появился интерес к жизни, есть среда общения. Конечно, инклюзивное образование нам очень нужно.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button