Сам себе педагог
Тревожная тенденция складывается в школах Атырауской области. Не хватает учителей, а учеников с каждым годом становится все больше. При этом большая часть работающих педагогов – предпенсионного возраста. Причин кадрового дефицита несколько, в том числе и общеизвестные: работать в школе непросто, профессия непопулярная, а заработная плата оставляет желать лучшего. Но есть еще одна причина такого положения дел, о которой не говорят с высоких трибун.
В Атырауской области, где средняя заработная плата почти в два раза выше, чем по республике, все больше появляется частных школ, в этом году открывается уже четвертая по счету. В рекламе они не нуждаются, так как пользуются у родителей большим спросом, несмотря на высокую стоимость – оплата от 100 до 150 тысяч тенге в месяц. Именно эти школы завлекают лучших учителей наших гимназий и лицеев. Это педагоги высшей и первой категорий, мастера своего дела, которые за счет бюджета неоднократно проходили курсы повышения квалификации, семинары, тренинги. Получается, что государство за свой счет готовит кадры для образовательного бизнеса. И какие! Ведь это педагоги с большим опытом работы, с хорошими навыками преподавания, наставники молодых, которые умеют ладить с детьми, с родителями. Еще в мае, когда мы готовили «Переменку» для самых юных читателей газеты, сразу несколько учителей начальных классов технической гимназии, причем все они были хорошими специалистами своего дела, настоящие профи, поведали нам, что этот год для них – последний в гимназии.
Вот и получается, что хороших учителей в школах осталось мало и молодых кадров учить некому и некогда.
Тенденция такая, что даже в директора школ люди не идут: слишком много ответственности, начиная от горячего питания, акции «Мектепке жол», подготовки к ЕНТ и выпускному балу, когда приходится одновременно выступать в качестве и юриста, и экономиста, и психолога, и сантехника. Но самая главная проблема директоров и учителей – это амбициозные родители, которые ведут себя, мягко говоря, не совсем адекватно.
Частные школы не по карману даже семьям с достатком. Отдавать ежемесячно в среднем по 130 тысяч тенге за одного ребенка или 260 тысяч за двоих школьников готовы далеко не все. Получается, в год полтора миллиона тенге – это в три раза больше, чем платное обучение атырауских студентов. И, как поделилась одна из учительниц, в обществе идет сильное расслоение, когда дети богатых людей больше никогда не пересекутся с бедными – ни на улице, ни на игровой площадке, ни в больнице, и теперь даже в школе.
Детей делить не надо. Лучше поделите деньги
Редко кого из депутатов Парламента можно похвалить. Одну из них можно – речь о депутате Мажилиса Ирине Смирновой, которая проработала в школе двадцать лет и лучше многих понимает суть дела. Свою знаменитую фразу Ирина Владимировна произнесла год назад, но ее хочется повторить снова: «Нам не нужны гимназии и лицеи – пусть все школы будут хорошие!»
«Почему кто-то должен учиться в обычной школе, а кто-то в гимназии, где он за счет государства получает дополнительные часы? Почему в Назарбаев Интеллектуальной школе государство выделяет на ученика 200 тысяч тенге в месяц, а в обычной – лишь 17 тысяч? Кого растят такие элитные школы?» – возмутилась она тогда.
– Вот если бы сделали подушевое финансирование, как Министерство образования и науки обещает уже несколько лет, тогда ситуация по всем школам изменилась бы в лучшую сторону и причем ускоренно, – отмечает руководитель департамента по контролю за качеством в сфере образования Саткан Есенгалиев.
«Неуд» от мамы
Еще одна тема, которая муссируется в обществе, – это домашнее или дистанционное обучение. Такая система практикуется в России, Узбекистане и других странах постсоветского пространства. И в Атырау уже есть дети, которые перешли на эту систему, отчислившись из наших школ и зарегистрировавшись в российских дистанционных.
Татьяна (имя изменено – Авт.), мама таких «домашних» детей, охотно поделилась первым годом такого обучения.
– Почему мы перешли на домашнее обучение? Я поняла, что от школ толку мало – учителя слабые, учебники тоже оставляют желать лучшего. Нередко уроков вообще не бывает, особенно перед каникулами. Взвесив все «за» и «против», мы с мужем решили, что сына и дочь переведем на домашнее обучение, благо они близнецы, и какой-никакой мини-класс уже есть, – говорит горожанка.
Самое главное – мать или отец, как классный руководитель, учитель и директор, должны сами разработать собственную систему обучения. Без системы знания не получить, считает она.
– Мне было легче, так как я по профессии педагог. Если не приучить детей делать конспект каждого урока и обязательно пересказ, проговаривая базовые моменты, то учеба превращается в бесполезное сидение за компьютером, – предупредила Татьяна. – Родители должны быть готовы взять на себя часть функций учителей, а для этого у них должно быть достаточно знаний и много свободного времени. Наши дети учатся в пятом классе, и не скрою, что все же уроки по математике и английскому мы берем у репетитора, то есть домашнее обучение предполагает дополнительные затраты.
И тут же у нас возникают вопросы: а как проводить опыты по физике и химии, пробежать стометровку или делать отжимание, маршировать на уроках начальной военной подготовки, отмечать Наурыз, встречать Новый год и школьные вечера, последний звонок?
– Но если говорить о недостатках домашнего обучения, то в первую очередь это, конечно же, общение со сверстниками. Детям этого не хватает. Да, они посещают разного рода секции и кружки, курсы, что само по себе затратно, но это все не то – контингент разный, состав постоянно меняется. На домашнее обучение могут перейти те дети, чьи мамы возьмут на себя смелость стать для них учителем-организатором, – говорит Татьяна. – Кроме того, мы много путешествуем, ездим по миру, сами его и познаем. Позволить себе такое могут не все.
Мама троих детей Салтанат категорически против такого обучения. И приводит доводы:
– Я работаю в детском саду, и что такое дети, хорошо знаю. Хоть я и педагог по профессии, дома меня воспринимают только как маму. Дом – это дом, можно расслабиться, а любое обучение требует дисциплины. К тому же у меня нет времени и сил помочь детям сделать домашнее задание, а тут вы предлагаете уроки вести. Ведь теряется главное – живое общение, которое ни один компьютер не заменит. Думаю, домашнее обучение приемлемо для детей с ограниченными возможностями, которые могут посещать школу, например, два раза в неделю. Или для маленьких сельчан из отдаленных мест при непогоде, когда им трудно добраться до школы.
Марина КУАНЫШЕВА