НовостиОбразованиеОбщество

Репетитор: быть или не быть

– Для выполнения домашних заданий наняла сыну репетитора, я же на работе с утра до позднего вечера.

– И что, есть результат?

– Ну, у него уменьшилось количество троек за четверть…

Типичный разговор двух женщин в период учебного года. Сегодня спрос на репетиторов начальных классов, а также английского языка, математики, физики, химии и т.д. давно превысил предложение. Насколько необходима дополнительная работа ученика с репетитором, мы решили узнать у самих участников процесса.

 

Репетитор

против

репетиторства…

45-летняя Мирца Константиновна – известный в своих кругах востребованный репетитор-математик, у нее достаточно высокая ставка – 12 тыс. тенге за урок и ограниченное число учеников.

– Я считаю, что репетиторство вредно для ребенка, оно лишает его самостоятельности. Ведь именно школа учит ребенка трудиться, мыслить, и если он не получил этих навыков, то неизвестно, насколько успешно сложится его дальнейшая жизнь. Когда мне звонят родители, я подробно распрашиваю их, для чего нужен им репетитор. И если их доводы меня удовлетворяют, то я соглашаюсь. Говоря начистоту, мы оказываем детям медвежью услугу, плохая оценка ученика – это его оценка, а хорошая оценка с помощью репетитора – уже не его. Но я продолжаю работать, потому что это источник дохода моей семьи, и в определенных случаях моя работа приносит реальную пользу. В своей работе я не занимаюсь домашними заданиями, мой метод – научить ребенка мыслить самостоятельно, учу логике. Я убеждена, что репетитор нужен только при подготовке к поступлению в КТЛ, НИШ, вуз, а в остальное время ребенок должен заниматься сам. В свое время я начинала работать с детьми, которые чувствуют себя в школе дискомфортно, поэтому не раскрываются. К примеру, у меня был ученик 11-го класса, безнадежный троечник. Потом за год работы он так подтянулся, что без шпаргалок поступил в университет. Главный и лучший репетитор – это родитель, поэтому, чтобы ребенок хотел учиться, родители на своем примере должны его стимулировать – читая книги, изучая языки, учась чему-то новому. Сегодня дети надеются на деньги родителей и отказываются прилагать усилия.

– Но ведь бывает разный склад ума – гуманитарный, технический?

– Все дети рождаются одаренными, и, несмотря на разный склад ума, ребенка можно научить. Дома нужно внимание родителя, его поддержка. Ребенка можно и нужно учить трудиться самостоятельно. Конечно, сейчас детям нелегко – в классе 40 человек сидит, о каком качестве знаний можно говорить? Поэтому все зависит от индивидуальных качеств ребенка, его стремлений.

– Можете объяснить, почему у вас высокие расценки?

– Когда я начинала репетиторство, столкнулась с тем, что у людей сложился стереотип – качественное дешевым не бывает. Начинала с 200-400 тенге за урок, спроса не было, а когда завысила цену – пошли звонки. Но сейчас я больше всего дорого ценю свое время, оно бесценно! Меня как-то женщина попросила провести пробный урок, я ответила, что готова провести урок бесплатно, если она вернет мне потраченное время. Но я занимаюсь с детьми и бесплатно, если вижу желание, но нет финансовых возможностей.

 

Победить лень!

А вот что думает действующий учитель математики с 22-летним стажем Л. Иванова.

– Я думаю, услуги репетитора необходимы в трех случаях – первый, когда ребенок готовится к поступлению в учебное заведение, второй, когда у ученика есть потребность углубленно заниматься предметом. Также третий случай касается момента, когда ребенок может освоить тему только при индивидуальных занятиях. Я говорю на основе своей практики, такое бывает. Во всех остальных случаях ребенок должен трудиться сам, т.е. слушать и выполнять задания учителя. Вся программа, и старая, и обновленная, не дает дополнительной нагрузки ученику, все в рассчитанных рамках освоения. Обойтись без репетитора можно, если и родитель, и ребенок смогут побороть свою лень и совместными усилиями начнут заниматься дома. Но современным родителям вечно не хватает времени, им лень заниматься с детьми, легче заплатить и перепоручить их репетиторам. Сегодня услугами репетиторов особенно увлекаются родители 5-6-классников, т.е. слишком рано. Между тем такая ситуация чревата последствиями, дети привыкают к репетиторам, ленятся самостоятельно работать. К тому же репетиторы бывают разные, кто-то считает своим долгом просто выполнить домашнее задание с ребенком. А добросовестный репетитор объяснит непонятную тему, порешает задачи, чтобы укрепить знания. Во втором случае хотя бы не наносится вред…

 

Только

в старших классах!

Мария Кравченко – мама двух школьниц – первоклассницы и 10-классницы:

– Уверена, в начальных классах репетитор не нужен! Думаю, нанимают репетитора те, кому деньги некуда девать или те, которые действительно работают допоздна. Если родители трудятся в обычном графике, то можно найти время для собственного ребенка. Ведь в начальной школе все очень понятно и легко. Вот сейчас моя первоклашка пишет всякие крючки, рисует, что тут сложного? Она с нулевого класса читает и решает, поэтому легко справляется с программой. Я только просматриваю выполненные задания, но помогаю ей заучивать стишки по казахскому языку. Каллиграфия у нас не получается, но это не повод искать ей репетитора.

Другое дело – старшая дочь. Весь прошлый учебный год мы ходили к репетитору по математике, и результат был – успевала по предмету нормально. В этом году она решила сама попробовать заниматься. Убеждена, что репетитор нужен именно в старших классах! Мы с мужем уже помочь не можем, а ребенку надо определяться с выбором профессии. И, соответственно, заниматься углубленно по нужному предмету. Как рассказывает моя подруга из России, у них в школах учитель беседует с родителями старшеклассников и, узнав о планах на профессию, исключает ненужные уроки. Так сыну моей подруги, который выбрал медицину, исключили из расписания геометрию и физику, увеличили нагрузку на химию и биологию. По-моему, хорошая практика.

50-летняя Майра – мама двух школьников – 6-классника и 10-классницы:

– Репетитор необходим в старших классах, когда детям нужно готовиться к ЕНТ, к поступлению в учебные заведения.Также работа с репетитором нужна слабо успевающему ученику, иначе он будет «плавать» на уроке, ему будет неинтересно на занятиях. Но родитель должен контролировать дополнительные уроки, интересоваться работой репетитора. И самый главный вопрос – найти хорошего учителя! Мы нанимали учителя английского языка сыну-девятикласснику, так он в восторге от него, так интересно проходят уроки молодого учителя! У меня есть знакомая, которая отдала ребенка в сильную школу и, чтобы успевать, наняла 6 учителей-предметников! Не уверена, что это правильное решение, может, было бы лучше вернуть его в обычную школу? Вообще, считаю, что с детьми должны работать сами родители – это общение, чувство поддержки, в глазах ребенка повышается авторитет родителя, который может ответить на многие вопросы и т.д.

 

Хороший

учитель – удача!

Ученица 6-го класса Инкар уверена, что репетитор ей поможет справиться с непонятой темой.

– Мне трудно дается математика, и я попросила маму записать меня на дополнительные уроки. К сожалению, пока не нашли подходящего учителя, жду. Сейчас хожу на английский язык, 1 раз в неделю занимаюсь индивидуально, мне этого достаточно. Мне нравится моя учительница, к ней хожу второй год. А на математику хотела бы ходить чаще.

 

Между тем в европейских странах и США к вопросам подготовки ученика вне школы относятся, мягко говоря, критически. Позиция школы однозначна – ребенок должен заниматься самостоятельно, ни родитель, ни репетитор не должны вмешиваться в процесс обучения. Их аргумент: «контролируя процесс обучения и делая уроки вместе с ребенком, вы прививаете ему чувство беспомощности – что сам он не справится, и лишаете радости достижения, когда у него получается». Американские учителя придерживаются приниципа «они благодарны родителям за доверие и обычно оправдывают его. Но школа является их зоной ответственности и компетенции».

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button