НовостиОбразованиеОбщество

Разные равные дети

Мировой опыт показал, что инклюзивное обучение ребенка с ограниченными возможностями повысило роль семьи в воспитании и развитии ребенка. С введением инклюзивного обучения такие дети получают право на образование по месту жительства, право на адаптацию и интеграцию в общество без отрыва от семьи. Вопросы инклюзивного образования были обсуждены участниками научно-практического семинара на тему «Специальное и инклюзивное образование: научный взгляд, общественное мнение»,  организованного специалистами методического кабинета областного управления образования.

В холле областной Малой академии искусств, где и было организовано мероприятие, гостям была представлена выставка детских работ по инклюзивному образованию. Также в нее были включены библиотечный материал, книги и пособия для детей с нарушением зрения. Семинар открыл тематический видеоролик, подготовленный атыраускими школами-интернатами. Затем специалисты, разделившись по секциям, провели психологические тренинги.

Директор городского специализированного детского сада №20  Жанар Ермекова ознакомила присутствующих с материалами, рассказывающими о проделанной работе по инклюзивному обучению. В частности, это касается занятий на тренажере «Дэльта 142» для детей с диагнозом «ринолалия», су-джок-терапия, использование технологии М. Монтессори, коррекционно-развивающие занятия с детьми-аутистами с применением арт-терапии.

Об организации внутришкольного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями рассказала дефектолог ОПМПК Бибигуль Жумалиева. Все выступающие педагоги делились опытом работы с особенными детьми и с их родителями.

О совершенствовании системы инклюзивного образования в рамках государственных программ в своем выступлении рассказала заместитель руководителя областного управления образования Злиха Дюсекенова. Так, согласно ее докладу, сегодня по области насчитывается 5945 детей с ограниченными возможностями, из них 3757 — дети школьного возраста. Специализированные образовательные учреждения посещают 334 ученика, специализированные классы — 260, инклюзивное образование получают 697 ребят. Также в связи с проблемами со здоровьем 100 детей получают образование в стенах лечебных организаций и 12 учатся в других областях. 279 детей-инвалидов из-за своего диагноза нигде не организованы.

— Обучают детей с ограниченными возможностями 61 воспитатель и 115 педагогов, работающие в специализированных учреждениях. Однако этого мало, имеется дефицит кадров. Сегодня во многих школах есть коррекционно-развивающие кабинеты. Для детей с задержкой речи, слабослышащих и слабовидящих открыты школы-интернаты, их обеспеченность образованием можно считать стопроцентной, — говорит Злиха Кыдырбаевна.

Кроме того, по ее словам, в будущем году в общеобразовательных школах в целях обеспечения образования будут открыты 10 логопунктов и 10 групп для детей с задержкой развития речи. Наряду с этим, в Атырау заработает специализированный детский сад на 85 детей-инвалидов.

Директор методического кабинета областного управления образования Габит Кабекенов поделился с присутствующими богатыми материалами на тему «Международный опыт «безбарьерной зоны» детей с ограниченными возможностями», которые он собрал в ходе командировки в Сингапур.

Директор областной специальной школы-интерната для детей с нарушением слуха Фатима Баймуханова выступила с докладом «Компетентность учителя в организации работы с детьми с нарушениями слуха и зрения». Дефектолог, директор областной психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) Зауреш Айтенова рассказала об актуальных проблемах специального и инклюзивного образования в современных условиях. Она заострила внимание участников семинара на проблемах специального коррекционного и инклюзивного образования в нашей области, с которыми сталкиваются специалисты ПМПК при определении программы обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями. При этом, подчеркнув, что очень часто перед ними встает вопрос: куда направить ребенка? Как помочь ему получить положенную коррекционную помощь?

— В районах Атырауской области функционирует восемь кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК),- говорит Зауреш Айтенова. — Поэтому дети с ограниченными возможностями дошкольного возраста, проживающие в районах, направляются нами на коррекцию и реабилитацию в эти кабинеты. Однако в областном центре дела обстоят иначе. Здесь нет ни одного КППК, всего 1 логопункт, а в очереди в единственный коррекционный детский сад 291 ребенок-инвалид. Поэтому 253 ребенка дошкольного возраста, проживающие в городе, на сегодняшний день не охвачены никакой коррекционной помощью.

В целом в области функционируют три специализированные школы-интерната для детей с нарушением слуха, для детей с нарушением речи, для умственно отсталых детей. Также по области при общеобразовательных школах функционируют 95 спецклассов для 575 детей с ЗПР и 26 умственно отсталых детей.

Методист областного методического кабинета Гульнар Джулмуханова поблагодарила всех педагогов, которые работают с детьми-инвалидами, отметив их колоссальный труд и в свою очередь заверив, что методический кабинет и впредь будет продолжать работу, направленную на решение наболевших проблем на региональном и даже на республиканском уровнях.

Завершился семинар ярким концертом детей областной специальной школы-интерната для детей с нарушением слуха.

Динара КАНБЕТОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button