ДЛЯ НАС ЗЕМЛЯ РОДНАЯ,ОБЕТОВАННАЯ — КАЗАХСТАН
«Алия» отмечает Песах
Наступил праздник Песах. И члены этнокультурного объединения «Алия» («Возрождение») снова собрались все вместе, как и положено, на второй день праздника, потому что первый пасхальный вечер проводят в кругу семьи. Эта трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке. Вот и члены «Алии» собрались отметить праздник освобождения евреев из египетского рабства, длившегося четыре века, обретения свободы и достоинства. В тот день свершилось чудо: воды Красного моря расступились, чтобы пропустить еврейский народ, а затем сомкнулись, чтобы поглотить преследовавших их мучителей. Члены молодежного отдела во главе с Ириной Уховой подготовили литературный монтаж по истории праздника. Читают «Агаду», где рассказывается об исходе евреев из Египта. И многие слушатели знают (ведь праздник такой в «Алие» далеко не первый), а те, кто доселе не знал, узнают детали, активно участвуют в викторине… Главное блюдо пасхального стола — это, конечно, маца. И поныне идет спор о двух вариантах ее изготовления. В одних источниках излагается, что готовили ее из манны небесной, разбавляя дождевой водой. Но большинство склоняется к другой версии — евреи, убегая из Египта, не могли дождаться, когда тесто перебродит, ведь египетская армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. И взяли то тесто с собой, а потом запекали его на раскаленных камнях (потому-то на столе не должно быть ничего приготовленного по методу брожения), а манна небесная была послана свыше уже позже, когда люди начали гибнуть от голода. Обе версии имеют право на существование. Главное, что слушатели узнают, какие мучения переносил их народ, следуя 40 лет по пустыне за Моисеем, пока, наконец, обрел духовную и физическую свободу. И на столе обязательно должно быть что-то горькое — хрен, горькая трава, редька, — чтобы напомнить о той горечи, которую испытывал народ в рабстве. И много сладостей, чтобы будущее было сладким и обеспеченным.
Руководитель «Алии» Павел Ткач читает молитву, а затем кем-то из диаспоры предлагается тост. Конечно, и сервировка стола особая должна быть, и блюда специальные. И настрой особый, ведь людям приятно обратиться к своим истокам, узнать свои корни. Но все-таки самое главное — это то, что сегодня люди живут и трудятся в свободной стране, не ощущают никакого притеснения из-за своей принадлежности к какой-то нации, из-за своего вероисповедания. Во имя этого мы должны преодолеть все предрассудки и надуманные барьеры, которые до сих пор мешают нашему единству, — говорит наш Президент. И мы должны быть центром общественного согласия, так как для успешной реализации Стратегии-2050 необходимо согласие и тесное сотрудничество между представителями всех этносов. И мы воочию наблюдаем, как расширяется процесс интеграции. Сегодня члены Ассамблеи не замыкаются в сугубо внутренних делах своих ЭКО, а заметно расширяют границы своей деятельности, чтобы теснеее и плодотворнее было единство нашего народа, чтобы воплотилась идея нашего Лидера «М??гілік Ел»…
Исповедь матери
Исповедью хочется назвать выступление Софии Матвеевны Ткач — матери руководителя ЭКО «Алия».
— В такой светлый пасхальный праздник душа моя полна боли и беспокойства за моих родственников, которые живут в Украине. В ответ на мои поздравления с Песах, они мне ответили, что им не до праздника, что распоясавшиеся нацисты выходят на улицу с плакатами, требующими преследования москалей и жидов. Что они боятся даже на улицу выходить лишний раз. И мне поневоле вспомнились рассказы отца о том, как их отец (мой дедушка) спешно убегал от погромов из Киева, жил с семьей и в Казани, и в Астрахани, потом в Ташкенте, где мой отец был активным участником борьбы за установление Советской власти. И я там родилась. Но своей Родиной считаю Казахстан, так как была совсем маленькой, когда мой дядя позвал нас в Гурьев, где полегче было пережить голод, потому что спасал всех Урал-кормилец… Какие прекрасные люди здесь жили, гостеприимные, добрые, готовые поделиться последним куском. Так получилось, что наш отец — красный партизан пошел по дедушкиной линии — работал парикмахером. И был прекрасным мастером мужских и женских причесок. У него было много клиентуры, а, следовательно, и знакомых, друзей. И никакого различия людей по национальностям. Я ни разу не слышала какого-то оскорбления, упрека. Когда грянула война, то вместе со всеми детишками мы тоже старались для фронта: вязали носки, рукавицы для солдат. Кстати, несколько лет назад мне вручили медаль за доблестный труд в Великой Отечественной войне. Тогда и фронт, и тыл были едины. Все работали на общую Победу. Я помню, когда возглавив этнокультурное объединение, знакомясь с биографиями членов ЭКО, а потом познакомившись со списками эвакуированных сюда в военные годы, мой сын Павел восхищенно говорил: «Сколько же тепла, сколько терпения в казахском народе, если он так гостеприимно принимает у себя столько разных людей! И даже те, кого сюда ссылали, надеясь, что их окружат насмешками, унижением, обретали поддержку и тепло, гурьевчане старались устроить для человека возможные условия для жизни». И в нашей дисапоре люди с благодарностью вспоминают, как их приветили в тяжелые времена новые соседи. И как же не почувствовать любовь к такому народу, этим людям большого сердца и душевной щедрости?! Жили мы все очень дружно. Я потом и сама пошла работать в парикмахерскую, как и сестра Неля. А брат Матвей окончил пединститут, был директором школы. А вскоре я вышла замуж за украинца Петра Ткача. Он занимался заготовкой шерсти и меха от «Заготживсырья», тогда каракульских овец было очень много. Трое деток у нас родилось. И всем мы сумели дать хорошее образование. Моя дочь окончила Актюбинский мединститут, сейчас работает в клинике. Сын Анатолий, окончив институт, защитил диссертацию по модернизации сельскохозяйственной техники, дальше углубился в электронику, и сегодня его бизнес имеет электротехническое направление. Живет в Алматы. А старший сын Павел, окончив Алматинский сельхозинститут и Московскую аспирантуру, работал долгие годы в Казахской машиноиспытательной станции, занимался адаптацией техники, защитил кандидатскую диссертацию. Потом вернулся сюда, работал на Тенгизе, сейчас имеет собственное дело. И еще руководит нашим этнокультурным объединением. Когда только еще создавалась «Алия», мы все охотно вступили в общество, хотелось побольше узнать о традициях нашего народа, истории, ведь в советское время как-то не принято было в это углубляться. И очень рада, что теперь у нас есть такая возможность. Что наш Президент инициировал создание Ассамблеи, такого общественного института, какого нигде больше нет. Наша молодежь учит язык, узнает о том, какие бедствия перенес наш многострадальный народ. Отмечаем печальный день Холокоста. Но больше всего мне нравится, когда праздники веселые — Ханука, праздник священного огня, Пурим — день всеобщего веселья. И вот Песах — празднование исхода евреев, отправившихся вслед за Моисеем на поиски земли обетованной. Многие евреи и сейчас стремятся попасть на свою историческую Родину. У меня тоже есть родственники в Израиле. Но я не завидую им, там тоже жизнь беспокойная, и сегодня с Палестиной новые конфликты. Насколько же спокойнее нам в нашей миролюбивой стране. Потому сегодня, как и многим другим казахстанцам, мне хочется говорить о нашей, родной земле. О нашей стране, доказавшей всему миру, чего можно добиться, если в стране царят мир и взаимоуважение. Благодаря провидческой политике нашего Президента, мы имеем возможность открыто заявлять о своей принадлежности к той или иной нации, вере. Мы знаем хорошо, что это возможно далеко не везде, и далеко не всегда. Об этом мы часто говорим, собираясь в диаспоре, отмечая свои праздники, и как бы сопоставляя нашу жизнь с жизнью евреев в Израиле, проникаемся к ним сочувствием, сколько им приходится переживать опасностей, прятаться от бомбежек, болеть душой за сражающихся детей. И как-то не хочется такую землю назвать обетованной. Никак не поделят власть правители, а страдают простые люди.
Мы же живем спокойно и хотим, чтобы и дальше над нами было мирное небо, чтобы в доме был достаток, чтобы семья имела возможность обеспечить достойное будущее своих детей. Я живу в собственном доме, никак не поддаюсь на уговоры детей переехать в более комфортное жилье. Мне здесь очень уютно. Я так люблю свой огородик, садик, как только солнышко выглянет, и я к земле тянусь. Мне 83 года, конечно, сил уже меньше, но сын, дочь и зять, и соседи помогают. Они мне уже давно родными стали. Не пройдут к речке (я ведь на самом берегу живу, на улице Садовой), чтобы не заглянуть ко мне, не поздороваться, не спросить, какая помощь нужна. А если с уловом назад идут, обязательно рыбкой угостят. А я рада, если на чаек заглянут ко мне, пирожка моего отведают. Я люблю готовить. Мне приятно, когда на наших праздниках люди хвалят мою рыбу фаршированную, другие блюда еврейской кухни.
Так что мы все здесь родные, близкие. И я всей душой люблю свой Казахстан, и настраиваю своих знакомых и близких, детей и внуков на активную трудовую жизнь. Пусть они, живущие под мирным небом, свободные граждане свободной страны, все делают для того, чтобы с каждым днем становилась счастливее жизнь на нашей земле, поистине святой и обетованной.
Вот такая исповедь простой женщины, Матери. И ее мысли созвучны, мыслями всех матерей. Нам всем нужен мир, и делить нам нечего. Пусть в каждый дом придут согласие, достаток!
Любовь МОНАСТЫРСКАЯ