Образование

Педагогическое кредо

Пять лет назад кадровый голод в школах области дошел до критической точки, и акимату области нужно было срочно принимать меры, чтобы сбалансировать ситуацию. В тот, 2017-й, год местные исполнительные органы впервые решили обучать студентов дефицитным в регионе специальностям за счет бюджета. Раньше тоже практиковалась выдача подобных грантов по линии областного акимата, но тогда помогали спонсоры.

Как это было?

В 2017 году общеобразовательные гранты за счёт местного бюджета получили 222 абитуриента. 149 грантов выделили для педагогических специальностей, 56 абитуриентов учатся в медицинских учебных заведениях,
9 грантов направили для подготовки будущих специалистов в области сельского хозяйства. Остальные вакансии распределили между желающими изу­чать лёгкую промышленность и процесс автоматизации. Кроме того, 16 студентов стали обладателями образовательных грантов по подготовке магистров в рамках «Программы развития экономики региона» и «Управления землепользования».

В 2018 году количество грантов увеличилось до 230 для обучения в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и лёгкой промышленности. И так каждый год акимат находил средства, которые направлялись на решение кадрового вопроса. Управление образования, школы области и сам Атырауский университет имени Х. Досмухамедова находили ребят, которые набрали необходимые баллы и могли претендовать на гранты акима области. В те годы, помню, на Whatsapp неоднократно приходили сообщения типа: «Если у вас есть родственники, которые хотят учиться по гранту, просим обратиться по такому-то телефону». Управлению образования надо было срочно набрать нужное количество ребят, чтобы освоить деньги и отрапортовать в Министерство образования РК, что в регионе ведется масштабная работа по решению кадрового дефицита в школах. В тот первый год уговаривали всех подряд поступать на педагогические специальности по гранту. Аргументы были веские: «Бесплатно!», «Будут получать стипендию!», «Дадут общежитие!». Ну как не закружится голова у выпускника, если он грезил грантом, а тут на тебе, бери. Так, с миру по нитке освоили все 222 гранта. Так было и в 2018 году, когда для освоения грантов ребят пришлось уговаривать пойти учиться на педагога. В 2017 году на обучение по гранту по специальности врача местный бюджет выделил 24 131 000 тенге, на обучение по специальности учителя — 78 907 400 тенге, по другим специальностям — 3 144 600 тенге. На 2018-2019 учебный год акимат вновь выделяет 44 308 800 тенге на подготовку врачей, на обучение по специальности учителя – 75 396 200 тенге. На подготовку специалистов по другим востребованным профессиям — почти шесть миллионов тенге. Все обладатели грантов должны будут отработать пять лет после получения дипломов — таковы условия финансовой поддержки их обучения. И так ежегодно, вплоть до 2022 года акимат выделял сотни миллионов тенге. Деньги немалые. Но это, как нам объяснили, вклад в будущее Казахстана, в образование. Эти деньги потом вернутся к нам в виде умных, грамотных, образованных людей, которые передадут свои зания, умение и опыт нашим детям. Никто не будет против такого финансирования.

Что получилось…

И вот наступил 2021 год, когда с дипломами в руках в школы пришли первые выпускники. На одной из сессий областного маслихата, который проходил в сентябре 2021 года, тогдашний руководитель департамента по контролю качества в сфере образования Гульназ Сулейменова сказала, что уже с первых дней учебного года к ним стали поступать письма от родителей, что молодые учителя не могут вести уроки, не знают своего предмета, дети отказываются учиться у них.

Это признали многие присутствовавшие на той сессии, отмечавшие, что уже стало нормой отдавать школьников на дополнительные занятия – предметы на уроках дети освоить не могут, и как следствие нуждаются в помощи репетитора. В прошлом году с формулировкой «некачественная подготовка выпускников вузов, получивших грант за счет средств местного бюджета, выделенного акиматом области, и неисполнение трехстороннего договора, в результате которого выпускники не могут трудоустроиться» на основании обращений родителей учащихся городских школ семь выпускников вузов расторгли трудовой договор по собственному желанию. То есть просто молодые учителя-грантники написали заявление и ушли из школы. Всего отказавшихся от отработки по семейно-бытовым причинам (переезд в другой город или выход декретный отпуск…) было 13 человек. Среди них А. С. из Курмангазинского района. Девушка окончила школу имеин М. Ауэзова в 2017 году, набрала 62 балла.

— Проходной балл я набрала, но было очень мало шансов получить грант. А платить за обучение для нашей семьи не представлялось возможным. Нас с сестрой воспитывала мама, денег хватало только на самое необходимое. Поэтому грант для меня являлся единственным шансом продолжить обучение. Мне было все равно, на кого учиться, лишь бы получить диплом. Думала подавать документы в Атырауский университет нефти и газа на отделение «Прикладная экология и рыбное хозяйство». В 2016 году по этой специальности можно было попасть с 64 баллами и рассчитывать на грант. Но тут моей маме позвонила наша классная руководительница и сказала, что есть беспроигрышный вариант – поступить на педагогическую специальность. В тот вечер мы с мамой долго разговаривали, анализировали, советовались с другими родственниками и решили, что я буду поступать в Атырауский университет имени Х. Досмухамедова на специальность «Учитель русского языка в казахской школе». Так я стала студенткой. Но уже на 2-м курсе во время прохождения практики в школах, поняла, что это не мое. Нет у меня способности учить детей, вести уроки. Но я понимала свои обязанности, не могла подвести маму и решила доучиться и получить диплом. Иначе, сказали в деканате, придется возвращать миллионы тенге, выплаченные за грант.

Разговор наш с А.С. был в прошлом году, когда «необязательных» молодых специалистов собирали в областном управлении образования, чтобы объяснить – если не пойдете работать в школу, придется возвращать вложенные средства.

Как сейчас сложилась судьба А.С., мы не знаем, но в 2017 году среди тех 140 обладателей грантов на педагогическую специальность было немало людей, которые пошли учиться лишь бы не пропустить один год. Желания, рвения, стремления и тем более мечты стать учителем у них не было. Справедливости ради скажем, что есть и хорошо проявившие себя молодые специалисты, которым помогли освоиться в школе, кто продолжает работу. Но качество преподавания в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова оставляет желать лучшего. Это не скрывают и руководители городского и районных отделов образования. Руководитель городского отдела образования Фаруза Шангереева так и сказала, что вуз выпускает брак.

— В прошлом году было ноль. И в этом году такая же история, — сетует она.

— В 2022 году при приеме на работу молодые учителя сдавали Национальное квалификационное тестирование. Так вот, выпускники педагогических специальностей Атырауского университета завалили тесты целыми группами. Я могу понять, когда тестирование не проходят 4-5 человек, а тут вся группа не может их сдать. Это сильно настораживает.

О подготовке кадров местным вузом говорили и участники педсовета в августе 2022 года с участием акима Атырауской области.

— Мне пишут родители выпускников университета, которые не могут сдать тесты. Они спрашивают, что с ними теперь будет и чем занимался университет четыре года? – замечает С. Шапкенов. — Правильный вопрос. Если нет качества знаний в вузе, то зачем давать гранты, лучше отдать в другие университеты, чтобы наверняка получить нормального специалиста. Я бы не хотел, чтобы мой ребенок попал в руки такого учителя. Также выпускники русского отделения нашего университета не владеют русским языком, а между тем школы рассчитывали на них, им был дан грант.

– В университете на отделении русского языка учатся студенты – выпускники казахских школ. Мы спрашиваем – пойдете после учебы работать в школу? Отвечают – нет, мы русского языка не знаем! Зачем тогда они берут гранты акима области, получают дипломы? У них русский язык только формируется. В таком случае университетам нужно изменить программу и первый год посвятить изучению языка, – сказала председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова.

Как пояснил проректор по академическим вопросам Атырауского университета им. Х. Досмухамедова Асхат Чукуров, во время приема документов на получение гранта акима области не было ограничений по языку обучения. А выпускники не упускают возможность учиться бесплатно, но чтобы освоить язык, а тем более преподавать на нем, нужны годы. Но преподавать на русском языке у них не получается. Вначале так было, что брали всех с подходящими баллами. Теперь уже для получения грантов мы предъявляем дополнительные требования.

Что мы имеем по прошествии пяти лет? Еще в 2017 году было очевидно, что уговоры детей пойти учиться на педагогические специальности выйдут боком. По крайней мере, руководитель областного управления образования и его заместители должны были понимать такие очевидные вещи, что далеко не все обладатели грантов смогут учить детей. Но тогда нужно было срочно отчитаться перед акимом и министром образования, что область ведет активную работу по решению кадрового дефицита в учебных заведениях. А время упущено, сотни миллионов тенге из бюджета ушли в никуда, дети в классах так и не дождались молодого, креативного учителя с широким кругозором, прекрасно знающего свой предмет, мотивирующего детей к учебе, который мог бы вызвать и удержать интерес учеников, управлять их вниманием.

anu 0072

Как решить проблему?

В сентябре 2022 года руководителем отдела практики и трудоустройства Атырауского университета имени Х. Досмухамедова была назначена Жанна Кульбатырова. Она — педагог с 30-летним стажем, много лет преподавала в школе, была директором. В последние годы работала старшим преподавателем кафедры дошкольного и начального образования. Всю «педагогическую кухню» Жанна Кумаровна знает изнутри. По ее мнению, это очень правильная и нужная практика – обучать выпускников школ по педагогическим специальностям по гранту. Другое дело – как это делать. Какую работу надо вести, чтобы молодой человек пошел работать в школу по зову сердца, а не только ради отработки.

— Преподаватели отделений вузов, в которых обучаются будущие педагоги, не знают, чем и как дышит школа, как устроен современный ученик, какие у него требования, увлечения, — говорит Ж. Кульбатырова. — Порой многие преподаватели не на должном уровне владеют школьной программой, которая часто меняется. И отсюда такая разница. Вроде знания студенты получают, сессию сдают и даже государственные экзамены не завалили, а вот к работе в школе не готовы. Потому я намерена работать над тем, что с первых курсов студентов направляли в школу, и не просто чтобы посидеть на уроках, побыть с детьми, а полноценно учить, преподавать предмет, чтобы они, что называется, «понюхали пороху». Не только вуз, но и школы должны работать над тем, чтобы из наших студентов получились хорошие педагоги.

Заместитель руководителя областного управления образования Айнагуль Дюсекенова считает, что надо создать конкурентную среду, то есть направлять учиться по гранту на педагогические специальности не только в Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова, но и в другие вузы.

— В этом году к нам на работу приехали 22 молодых педагога из Уральска. Все хорошо знают два языка, при этом у них неплохой английский. Могут одинаково хорошо вести математику, химию на казахском и русском языках. Для нас это настоящая находка. Поэтому в этом году мы распределили гранты не только в местный вуз, но и в университеты Уральска, Актобе.

— Кроме того, в школах надо вести профориентационную работу, чтобы еще в школе ребята могли выбрать специальности. Учителя, классные руководители видят склонности детей, их возможности и могут подсказать им, направить по нужному пути. Профессия учителя имеет очень много плюсов. Об этом надо говорить детям, студентам, — утверждает Жанна Кульбатырова. — То есть выделение грантов и профориентационную работу среди выпускников школ надо вести одновременно, и хорошо вести, не для отчета, а для будущего.

Р.S. Получается, что в плохом обу­чении студентов виноват вуз, а платить за неотработанный грант молодой человек должен из своего кармана? В свое время, в 2017-2018 годах выпускники школ и не думали учиться на педагога, но решили воспользоваться грантом. Некоторых просто уговорили. Обучали ни шатко ни валко, в итоге получился посредственный учитель, который не знает, как учить детей, но должен, потому что есть обязательство, на его шее висят государственные деньги. А его теперь оставляют один на один с долгами.

Этот вопрос мы адресовали А. Дюсекеновой.

— Раньше это практиковали, заставляли через суд и прокуратуру платить за гранты студентов и родителей. Теперь мы все претензии будем предъявлять вузам. Раз выпускник, который получил их диплом, не может работать по специальности, возмещать расходы должно учебное заведение.

Справедливо.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button