«ПОЛТИННИК» ЗА ПЯТЕРКУ
Так уж получается, что в наш век товарно-денежных отношений, когда дети знают марки дорогих машин лучше, чем имена сказочных персонажей, и предпочитают куклам новый телефон, родители все чаще задаются вопросом: как мотивировать ребенка на выполнение своих обязанностей при подготовке к урокам? И приходят к ответу, что лучше всего — пополнением копилки.
В нашей стране с некоторых пор существует практика поощрения родителями своих детей: судя по опросу, проведенному нашей газетой, немало семей стараются за пятерки и четверки выдавать своим чадам так называемые премии. Хорошо это или плохо?
Помню, когда я училась в школе в начальных и средних классах, мама с папой предупреждали на заре очередной учебной четверти: будешь хорошо учиться, купим платье (кофточку, а то и новую сумку). Стимул был, конечно, очень неплохой, поэтому я старалась «заработать» все это оценками.
Сегодня, согласно нашему опросу, за хорошую учебу в школе дети от своих родителей получают на руки наличность. Причем, сумма поощрения может быть разной — от 50 тенге и выше. Детям предоставляется полная свобода в трате денежных средств. Так получается в итоге, хотя родители в нашем опросе признавались, что деньги за пятерки клали в копилку ребенка, надеясь, что тот, например, в конце четверти накопит на какие-нибудь гаджеты, компьютерные игры, либо еще что-то полезное. Как оказалось на деле, немало юных атыраусцев потихоньку берут из копилок деньги на развлечения или идут в фастфуд, чтобы просто почувствовать себя взрослыми и независимыми.
В таком случае стоит ли поощрять школьника за отличные отметки деньгами или же товарно-денежные отношения в данном случае неуместны?
Это правильный подход
«Я положительно отношусь к денежному поощрению хорошей учебы. По сути учеба — это та же работа, поэтому приучать к обращению с деньгами надо с детства, — считает житель города Михаил. — Такой стимул приучает к зарабатыванию денег. Потрудился — показал хороший результат — получил деньги».
«В нашей жизни денежный фактор будет основным, поэтому он должен знать, что за хорошую работу найдет достойную оплату, — поддерживает предыдущее мнение папа сына-третьеклассника Данияр. — Да, в наше время были другие поощрения, мне, например, родители покупали мороженое или сладости за каждую пятерку. Но теперь, как говорится, другие времена».
Добавим, справедливости ради, что в основном родители согласны оплачивать пятерки лишь «в пределах разумного» или «периодически», поскольку, по их мнению, «излишне баловать ребенка не стоит», к тому же «большинство школьников тратят деньги не на то, что нужно, а на всякую гадость, вредящую здоровью».
«Нет» денежному вознаграждению!
Между тем, есть и такие мамы и папы, которые полагают, что торговаться с собственным ребенком — дело неблагодарное. Родители, сказавшие решительное «нет» денежному вознаграждению детей за хорошие отметки в школе, объясняют это прежде всего тем, что учеба нужна самому школьнику, а не его родителям.
«Мой сын должен понимать, что он учится для себя, а не для нас, должен осознавать ценность приобретаемых знаний для своей будущей жизни», — считает атыраучанка Маншук.
«У нас в семье так: если оценку получишь плохую — не сядешь за компьютер, — говорит еще одна горожанка Юлия. — Я своему сыну запрещаю играть на компьютере. Правда, иногда, даже если получает плохую оценку, даю играть, жалко его. Но деньги за пятерки-четверки мы еще не предлагали».
Мнение профессионалов
Хотя, если оглянуться назад, сравнить нынешних учащихся и учащихся прошлого века, говорит педагог, для ученика всегда естественными были лень, изворотливость, некое неприятие знаний.
— Таков и современный ребенок. Только вот жизнь другая и мировоззрение во многом поменялось. Как и ценности. Возможно, кто-то посчитает этот факт какой-то распущенностью, но теперь-то розги и палку в руки не возьмешь: другим стало наше сознание. Поэтому родители пытаются найти другой подход к ребенку, чтоб он учился: выделять премии или допускать к различным развлечениям, — подчеркнула Светлана Байжанова.
А вот магистр психологии Нелли Куликовских уверена: оценки в школе и вовсе не нужны, если их не будет, то, следовательно, и платить тогда родителям своим детям не за что.
— Я вообще категорически против оценок в школе. Они порождают массу конфликтов между учителями, родителями и детьми. Необходимо понимать, что важны знания и навыки, а не оценки. Тем более, что на ЕНТ важны баллы, и оценочная система себя изживает по сути. Например, даже студенты гоняются за оценками, а зачем? Если поставили за английский «5», а выпускник не может устроиться на работу, т.к. не говорит по-английски? Другой пример из моей практики, когда троечники устраиваются на работу, работают, хорошо зарабатывают, но по-английски говорят с ужасным акцентом, ошибаются, но в процессе работы, практики и хорошего опыта речь улучшается и т.д.
Психолог уверена: поощряя школьников деньгами за хорошую учебу, родители нарушают сам принцип построения отношений в семье, где общение должно базироваться на бескорыстной взаимопомощи и любви. Поощрять же ребенка можно и нужно, но делать это рекомендуется не с помощью купюр. Хвалите своего ребенка, чаще демонстрируйте вашу веру в его успех, и тогда его отношение к учебе, да и к вам тоже, будет строиться на заинтересованности, стремлении стать лучше, а не на банальной выгоде.
Надежда ШИЛЬМАН