Почему ЕНТи страдания не увенчались успехом

По предварительным данным, по итогам прошедшего ЕНТ у выпускников общеобразовательных школ двух районов – Кызылкогинского и Макатского — оказался самый низкий средний балл: в Кызылкогинском районе он получился равным 68, 51, в Макатском районе – 61,4.
О снижении показателей в этих районах сказал руководитель Атырауской области Бергей Рыскалиев на совещании в областном акимате.
Мы связались с работниками образования и участниками Единого национального тестирования этих двух районов, пытаясь разобраться в причинах неудачи школьников.
— В этом году по району в Едином национальном тестировании участвовали 245 выпускников школ района, что на 69 человек больше, в прошлом году школы района окончили 176 учеников. И, таким образом, в нынешнем году число выпускников возросло на 69 человек, – сказала нам в интервью главный специалист по среднему образованию Макатского районного отдела образования Болган Таганиязова. – Это тоже могло сыграть свою роль в отражении показателей в целом. Самый низкий балл набрали выпускники средней школы им.Санбаева – 56,5 балла, в этом учебном году эта цифра снизилась по сравнению с прошлым годом, когда ученики набрали в среднем 73,6 балла, то есть итоговый показатель снизился на 17 процентов. В этой школе из 91 учащегося тестирование прошли 78 учеников. Также очень низкий средний балл показали и выпускники средней школы-интерната им.С.Шарипова — 57,1, в прошлом году она была по результатам тестирования на втором месте по району. В минувшем году выпускники этой школы дали средний балл, равный 99,2 балла, значит сейчас средний балл снизился на 42 процента. Причем в этом году сдавали всего 14 выпускников.
В беседе с представителем районного отдела образования выяснилось, что в школах района проводилось пробное тестирование. И неоднократно, как и положено. При этом средний балл выпускников в школе им.Санбаева был тогда равен 52,3 балла, в средней школе им.С.Шарипова — 70,2 балла. В школе им.Санбаева в разрезе района был самый большой выпуск – 91 учащийся. Это 5 выпускных классов. Здесь было два выпускника, претендующих на золотой знак отличника. И оба выпускника подтвердили свои знания. Но претенденты на аттестат с отличием этого сделать не смогли.
— Возможно, сказалось то, что тестовые задания оказались трудными, — предположила представитель районного отдела образования.
— У себя в районе мы систематически проводили пробное тестирование, и результаты в целом были неплохими, – сказал в беседе с нами заведующий Кызылкогинским районным отделом образования Жанибек Турдыгалиев. — Средний балл был равен 80, а теперь он снизился на 12 баллов. Школы района в этом учебном году окончили 485 выпускников. Из них 452 участвовали в ЕНТ. У нас в районе с целью подготовки выпускников к тестированию специально открыли методический центр, действующий как отдельное госучреждение, штат центра укомплектован 11 методистами. Есть также еще один частный образовательный центр «Ак жол», где курсы по подготовке к ЕНТ прошли 305 11-классников. Работа по подготовке к ЕНТ в целом шла регулярно. Но результаты не радуют. Это, конечно же, говорит о низком качестве знаний учеников. А также о том, что нет должной работы у самих учителей, ведь все в конечном счете зависит от них.
Что же думают по этому поводу сами ученики? Каково мнение родителей выпускников?
— Мой сын справился со всеми тестовыми заданиями, набрал по результатам ЕНТ 102 балла, – сказал нам в беседе отец выпускника средней школы-гимназии №1, председатель совета родителей школы Шман Бердешев. – Во время ЕНТ его результат оказался даже выше, чем во время пробного тестирования, когда он набирал 90-97 баллов. Знаю, что сын тщательно готовился к экзаменам, постоянно сидел над книгами, штудировал учебники. Он упорно учился все одиннадцать лет, самостоятельно готовился по своему профильному предмету, занимался дополнительно, ходил на курсы в образовательный центр «Ак жол». Его профильный предмет — биология, дело в том, что сын мечтает учиться в дальнейшем на врача, собирается поступать в медицинский вуз.
— На мой взгляд, – размышляет Шман Бердешев, – надо улучшить психологическую подготовку ребят, обратить внимание на моральную сторону. Еще одну из причин низких результатов выпускников вижу в том, что тестовые задания вызывали у детей затруднения. Об этом говорили они сами. Особенно трудными были задания по математике. А еще, я думаю, что должна быть системная работа по подготовке выпускников, надо пробное тестирование проводить систематически, на постоянной основе. В этом году, по сравнению с прошлым, возросло и число выпускников, это тоже могло отразиться на показателях. Но что хотел бы отметить, организация экзаменов была на должном уровне, дисциплина была четкая, все вопросы организационного плана были решены. Знаю одно, что хорошие результаты даст только упорная учеба. Много зависит и от самих детей, и от учителей.
Выпускница средней школы им.Х.Досмухамедова из села Миялы Кызылкогинского района Инкар Кадырова считает, что ЕНТ проводить необходимо. Это дисциплинирует школьников, усиливает тягу к знаниям. В районе, по ее мнению, тестирование было организовано на хорошем уровне. Все было нормально, как она выразилась.
— Да, волнения были, и страх был, – признается школьница, – но потом я успокоила себя тем, что я все годы училась хорошо. Да и школа у нас хорошая, знания дают прочные, крепкие. Мой любимый предмет «английский язык». Мечтаю поступить в институт международных отношений. Поэтому старательно занималась по профильному предмету. Да и вообще тщательно готовилась к экзаменам. У нас в школе не раз проводили пробное тестирование. Я набрала по итогам ЕНТ 93 балла. Вопросы по математике были трудные, а так я справилась со всеми заданиями. Я считаю, что все зависит от самого себя. И от учителей зависит тоже очень много. Прежде всего, они должны поддерживать стремление к знаниям, подбадривать своих учеников, вселять в них уверенность в своих силах. Главное, конечно, это знания. Если упорно заниматься, можно добиться хороших результатов.
Выслушав макатцев и кызылкогинцев, мы решили вернуться… на два месяца назад. 19 апреля на селекторном совещании в областном акимате начальник областного управления образования Кикбай Жаулин назвал хорошим фактом открытие отдельного методического центра в Кызылкогинском районе. Но работа в нем, сказал он, еще не поставлена на должный уровень, и новый образовательный центр сегодня не соответствует своему статусу. Он также констатировал, что в связи с тем, что выпускники школ Кызылкогинского, Курмангазинского, Жылыойского районов показали низкие результаты в предыдущем тестировании, в этих районах была проведена проверка в течение февраля и марта нынешнего года. А в апреле проверен ход подготовительной работы в Макатском районе. В результате выяснилось, что в Жылыойском районе провели тщательный отбор учителей для преподавания школьных предметов в старших классах, а в Курмангазинском даже провели выездной семинар в Азгире с целью оказания методической помощи учителям в ходе подготовки выпускников к предстоящему ЕНТ. Проведенная мартовская проверка показала, что только Жылыойский район пока выдерживает уровень показателей прошлого года. О том, что есть новшество в методической работе Кызылкогинского районного отдела образования, об открытии в Кызылкогинском районе методического центра говорила и заместитель начальника областного управления образования Злиха Дюсекенова в интервью для нашей газеты. Она подчеркнула тогда, что, к сожалению, деятельность нового методического центра не стала плодотворной, и что в настоящее время центр не соответствует своему назначению так, как хотелось бы.
В областном управлении образования сообщили, что такой центр, который даже отделился от районного отдела образования, был создан впервые в области. На него возлагались большие надежды, так как он уполномочен самостоятельно организовывать курсы подготовки, в отличие от отдела образования. В управлении образования говорят, что идея хороша, но ресурсы в центре слабоваты.
В связи с этим хотелось бы заметить, что на высший уровень поставлена методическая работа в сфере образования Махамбетского района. Не случайно показатели по результатам ЕНТ среди выпускников школ этого района лучшие в рейтинге области из года в год. Здесь на должном уровне работает методический кабинет, а ведь именно от того, как поставлена методическая работа, во многом зависят конечные результаты учебного процесса в школах.
Услышанное дает немало пищи для размышлений. Задумаемся, какую ставят цель ученики и учителя, готовясь – и те и другие – к ЕНТ – важнейшему испытанию выпускников, в ходе которого проверяются все их знания, полученные за одиннадцать школьных лет. Не воспринимается ли тестирование как самоцель? ЕНТ проводится восьмой год. За это время изменилось многое. По всей стране шла большая организационная работа: совершенствовались учебники, анализировалось содержание самих тестовых заданий, характер вопросов. Все ли задумываются над тем, что поменялась сама форма заданий, которые сегодня даются выпускникам для сдачи важнейшего экзамена на зрелость знаний? Отличительными особенностями их стало то, что если ранее шел в какой-то мере механический подбор ответов на данные вопросы, и ученик скорее старался воспроизвести ответ, как и было зачастую в первые годы внедрения новой формы экзамена, то сейчас требования к выпускникам иные. Ученик должен быть способным к тому, чтобы полноценно справиться с данным ему заданием. А для этого надо в первую очередь мыслить, сопоставлять. Нужно не просто помнить правильные ответы, теоретический материал, а уметь применять полученные знания, что требует именно мыслительного процесса. Единое национальное тестирование призвано стать отражением глубины знаний школьников. Кто дает эти знания? Учителя. Именно от них ждут серьезной работы: во-первых, анализа тестовых заданий, на предмет того, чтобы программировать детей не на запоминание, а на понимание, осмысление получаемых знаний. Важным становится в усвоении наук и значение межпредметной связи. Сегодня уже мало знаний одного направления при ответе на вопрос задания. Скажем, физика сопряжена с химией, биология с географией и так далее. Другими словами, если ученик выбирает профильным предметом биологию, он должен владеть знаниями основ химии. В связи с этим и уроки ныне ни в коем случае нельзя подменять подготовкой к ЕНТ, чем грешат иные учителя, в буквальном смысле «натаскивая» ученика. И сама технология проведения ЕНТ тоже, видимо, нуждается в том, чтобы учителя ее пересмотрели. Необходимо знать не технику ответа на вопросы, надо просто отлично знать предмет, по которому сдаешь экзамен. Просто. Как и все гениальное.
В продолжение мысли: Единое национальное тестирование призвано стать показателем знаний. Является ли оно таковым сегодня?
Мы приглашаем к разговору выпускников школ. Самих учителей.

Регина ВАЛИШЕВА