«Научить ребенка учиться»
«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние».
Генри Адамс
Добиться успехов в каком-либо деле требует немалых усилий, а в профессии учителя — особенно. Потому что учитель не только дает знания, но и является воспитателем, примером для своих учеников. Это очень ответственная работа, требующая постоянного самосовершенствования, внутреннего роста и развития. Виктор Александрович Рассухин, учитель физики школы-гимназии №17, является таким настоящим учителем для своих учеников.
Он, прежде всего, профессионал своего дела, человек прекрасной души, личность и просто порядочный человек. Ученики видят в нем увлеченного, знающего учителя, который на уроках блестяще оперирует научностью знаний, их практической значимостью. Но опора знаний учащихся основана на высокой требовательности учителя и ответственности каждого ученика. Об этом можно судить по результатам экзаменов, когда большинство учащихся не только выбирают физику, но и весьма успешно сдают этот сложный предмет.
15 мая Виктор Александрович отмечает свое 60-летие. В следующем году исполнится 40 лет, как он работает в общеобразовательной школе-лицее №17, где учился сам. После школы он поступил на физико-математический факультет Гурьевского педагогического института. В 1977 году, окончив институт с отличием, он по распределению, благодаря ходатайству директора школы №17 Лидии Андреевны Поповой, пришел в родную школу. В то время это была самая большая школа в Атырау, построенная по трем блокам, начального, среднего и старшего звена.
Первые его ученики по возрасту мало чем отличались от него. По молодости он даже думал о том, что отработает два года и найдет другую работу. В то время развивалось программирование, и многие его однокурсники пошли по этой стезе. Но родители ему тогда сказали: «Это неправильно, раз ты выучился этой профессии, то и должен работать учителем». Ему было комфортно в том плане, что он пришел работать в свою родную школу и стал работать с учителями, которые его знали. Интерес к физике у него зародился на уроках учителя физики Жанны Ивановны Могилевцевой, которая прекрасно знала свой предмет. Интересно, что во многом их судьбы будут похожи, он тоже станет учителем физики и долгое время проработает директором школы, так же, как и Жанна Ивановна. Проработав учителем физики, Виктор Александрович был назначен завучем по воспитательной работе, был секретарем комсомольской организации, вступил в партию. Затем его направили на работу в областное управление образования заместителем начальника облуно. Это было для него неожиданно, его не очень прельщала административная работа, так как он любил свой предмет, общение с детьми. И он попросил, чтобы ему дали возможность параллельно вести уроки физики в школе, чтобы не терять квалификацию учителя. В этот период работы он значительно вырос в профессиональном плане, в полную силу проявились его организаторские способности. Он объездил всю Атыраускую область, бывал во многих городах Казахстана. И везде он старался побольше увидеть, взять что-то ценное, чтобы потом внедрить в своей школе. Тогда он увидел работу самых разных школ, детсадов, учреждений системы профтехобразования республики. После пяти лет работы в облуно он вернулся в школу №17, работал завучем, а вскоре его назначили директором. Став директором, имея уже достаточно богатый опыт работы в сфере образования, знания того, как работают не только другие казахстанские школы, но и ведущие школы Прибалтики, Москвы, ему пришла идея создать школу с углубленным изучением предметов. Благодаря его профессионализму в школе-лицее №17 стали углубленно изучаться предметы, школа превратилась в центр распространения передового педагогического опыта, стала школой-новатором.
— В чем ваш секрет преподавания физики?
— Главное, когда я начинаю обучать физике в седьмых классах, ставлю цель — заинтересовать детей этим предметом. На уроке важно с первого момента вовлечь в процесс урока. Особенно детям нравится выполнять лабораторные и практические задания с приборами, которыми наша школа обеспечена. Когда я работал директором, то старался полностью обеспечить школу оборудованием. И важно сохранить в детях эту увлеченность предметом. К окончанию школы многие ребята выбирают профессии, связанные с физикой, инженерией. Часто они приходят и благодарят, говоря, что та база знаний по физике, которую они здесь получили, очень выручает их. Учителя физики работают в контакте с другими учителями, например, математики. В нашей школе многие математики-учителя — мои ученики. Как только вовлек ученика в процесс обучения, независимо от того, ученик сильный или со средними способностями, его желание, старание надо подмечать, может, у него не получается, но он хочет научиться. Я много лет не ставлю двойки. У меня есть тетрадь учета знаний. В ней есть и двойки, но любые низкие оценки могут учениками отрабатываться. Главная моя цель, чтобы ребенок, который по разным причинам плохо подготовился, в последующем отработал эту оценку, то есть выучил материал. Я даю возможность поднять свой уровень знаний.
— Каков портрет современного настоящего учителя?
— Жизнь требует от нас постоянного совершенствования. Я всегда готовлюсь к урокам, обкладываюсь книгами, несмотря на то, что столько лет проработал в школе. Время меняется, дети меняются. Для учеников ты должен быть интересным. У меня не бывает так, чтобы урок длился как-то долго, я не замечаю, как время проходит. Дети не дают возможности отставать от жизни, иначе ты будешь для них просто не интересен. Ты должен развиваться, и даже не потому, что программа меняется, а требования времени сейчас другие. В нашей работе не должно быть мелочей. Начиная от культуры речи, заканчивая внешним видом. Наш преподаватель педагогики в вузе говорила: «Учитель — он как артист на сцене. Вы вышли, и ученики смотрят на вас, на ваш внешний вид». Ни в коем случае нельзя унижать или оскорблять ученика. Я обращаю внимание, что многие дети сейчас гиперактивные, порой неуравновешенные. Я для себя принял решение: если мне необходимо решить какую-либо проблему с кем-то из детей, то лучше разговор один на один, не при всех. Так он уже и фальшивить не будет. Такой разговор не проходит для ребенка бесследно. Поэтому учитель должен быть психологом, много читать, любить литературу, увлекаться культурой, реагировать на происходящие события.
— Как поднимать престиж профессии учителя?
— За последние годы, к сожалению, была потеряна цепочка работы наших педагогических учебных заведений со школами. У нас много выпускников, которые хорошо учились, работают в школе. И они осознанно пришли работать в школу. Они к нам присматривались и видели, что эта работа дает определенный результат. Я всегда говорю ученикам: «Задумайтесь, ваших детей же тоже должен кто-то учить». Сегодня у учителей есть возможность хорошо зарабатывать, для этого нужно повышать свою квалификацию, пройти курсы, тестирование, расти профессионально. Для этого надо много работать над собой. Возможности сейчас очень большие. Профориентационную работу надо проводить. Например, мы проводим день дублера, ребята с удовольствием участвуют, кто-то из них задумывается о профессии учителя. Когда-то у нас в городе были педагогические классы, в которые набирались дети, склонные к педагогической специальности, они, кроме общеобразовательных предметов, изучали педагогику, психологию. Наши выпускники учатся в Атырауском государственном университете им. Х. Досмухамедова, мы бы хотели, чтобы они пришли к нам на практику, на работу, мы держим с ними связь, приглашаем их.
— Самое важное ваше достижение?
— Результаты своей работы. Я не разочаровался в своей работе. Радуют успехи выпускников, многие из которых состоялись в жизни, кто-то руководителем стал, кто-то — хорошим врачом. Ученики уже внуков приводят в нашу школу учиться. Результаты педагогической работы видны через несколько десятилетий. Хочется сказать молодым, чтобы они не боялись профессии учителя. Ведь специальность учителя значительна и интересна тем, что мы смотрим на несколько лет вперед. Наши выпускники формируют наше общество, становятся специалистами. Образование — одна из тех отраслей, от которой зависит будущее страны. Сейчас требуется высокая квалификация от того же электрика, токаря.
Виктор Александрович с теплотой и благодарностью отзывается о своих учителях, коллегах, учениках, многие из которых сейчас работают с ним. А вот что говорит о Викторе Александровиче его коллега, в прошлом учитель географии, завуч-организатор по воспитательной работе, по учебной работе школы-лицея №17 Тамара Васильевна Сушина.
— Виктор Александрович — человек-легенда, человек высокой культуры, всегда старается устанавливать доверительные отношения как с учениками, так и с коллегами, талантливый организатор. Эти его качества особенно проявились в 80-е годы, когда он руководил школой. Это был самый лучший и интересный период в работе школы. Она тогда напоминала улей, бурлила, жизнь в ней била ключом, благодаря внедрению новых программ. И учителя, и ученики спешили в школу, потому что знали, что их ждет что-то новое, интересное. Виктор Александрович всегда был полон новых идей. Благодаря ему у всех был такой душевный подъем, стремление расти, он увлекал за собой. Очень грамотный умный человек, открытый, делился своими знаниями, подсказывал. Происходил обмен опытом между коллективами школ города, области, страны. Учащиеся принимали участие в конкурсах в России, Европе, США.
Виктор Александрович — добрый, сердечный, отзывчивый человек, справедливый, в коллективе нет человека, ответственнее его. Каждый из нас ощутил на себе его заботу и доброту. В постоянное поле его деятельности входили пенсионеры, одинокие, больные коллеги, юбиляры, память об ушедших в мир иной. Самое главное его качество — умение дарить тепло людям.
Жанат ШАЯХМЕТОВА