Исследуем, думаем, развиваемся
Образовательный процесс в современной школе предъявляет к педагогам высокие требования – уже недостаточно быть просто хорошим учителем, нужно стремиться к новым высотам, постоянно быть в поиске. Среди новшеств последних лет – появление такой категории, как учитель-исследователь.
Каким он должен быть – мы постараемся хоть немного раскрыть это на примере Акмарал Блгалиевой, учителя английского языка Атырауской городской школы-лицея №17.
Сегодняшняя школа вышла за рамки обычных уроков с объяснением тем и банальным заданием на дом упражнений и задач. Все это, конечно, нужно, но при этом не полностью достигается главная цель – самостоятельное развитие ученика. А если вы попали на уроки Акмарал Сайфуллаевны, однозначно почувствуете себя исследователем.
26 лет преподает она детям английский язык и всегда в поиске, на волне инновации. И даже если напишет один поурочный план на три десятых класса, во всех трех уроки пройдут по-разному. Потому что разный уровень, разные дети и их возможности и даже настроение разное. Ни один урок Акмарал Сайфуллаевны не похож на другой.
– Я, как патриот своей страны, борюсь за экологию. Эта тема у меня идеей-фикс сидит в голове. И вот в старших классах разделила как-то ребят на три группы, одна называлась «Пластик», вторая – «Железо», а третья – «Бумага». Надо было дать вторую жизнь этим материалам. И вот ребята постарались, кто во что горазд. Из одной бутылки сделали вазу, разрисовали ее, приделали цветы. Получилось украшение для обеденного стола. Из консервной банки они сделали подставки под салфетки, для заварного чайника и все это разукрасили. Получилось здорово! Но главная задача – на английском языке объяснить, что ты сделал, используя новые слова. В конце урока ребята сделали выводы, что надо беречь природу, причем сделает это не кто-нибудь, а они сами. А еще нашли в словаре английского языка новые слова, которые ранее не знали, но пришлось отыскать их значение и выучить. Вот такие небольшие исследовательские работы мы проводим на обычных школьных уроках.
Для учителя Блгалиевой исследование – это поиск новых знаний, научный метод изучения определенного направления. Несколько лет назад она побывала со школьниками в Италии. Катаясь по реке По, Акмарал Сайфоллаевна узнала, что по своему руслу, дельте, микроорганизмам и даже по цвету По похожа на Урал – такая же спокойная и седая. Приехав в Атырау, учитель решила сравнить эти два водоема. Это было очередное задание педагога-исследователя. И вот вам, дети, еще одна порция знаний. Узнали о реке По, что и как там обитает, и, конечно же, нашли много новых английских слов. И даже на полуостров Пешной с ребятами съездили, чтобы посмотреть, как Урал впадает в Каспийское море. А по результатам поездки подготовили исследовательскую работу.
– Почва для исследования лежит под ногами, – считает учитель. – Для этого не надо сидеть в архивах или библиотеках. В последние годы в нашем повседневном обиходе появились новые слова, которые мы часто употребляем при общении через гаджеты, в социальных сетях. Это сокращенные варианты обычных слов «здравствуйте», «спасибо», «сегодня», «до свидания» и многие другие. Что для этого надо сделать? Требуется провести своеобразный мониторинг и по возможности узнать, какие слова чаще всего используются в сокращенном варианте. Хотим мы этого или нет, но это будет в нашей жизни. Это очень интересная тема для исследования. Я ищу темы для своих уроков буквально во всем – когда смотрю телевизор или просто в окно автобуса, слежу за новинками в различных отраслях. Для меня важно найти что-то интересное, чтобы увлечь детей, объяснить им, что да как, от чего надо оттолкнуться, и дети сами начнут поиск. Раньше была методика преподавания, когда все шло от учителя, то есть педагог был в центре, и от него должны исходить темы, задания, объяснение нового материала. Сегодня мы поменялись местами: в центре ученик, он должен быть в поиске, должен уметь самостоятельно работать. Я могу только направлять его. В этом и заключается суть современной системы обучения.
Акмарал Сайфуллаевна очень любит свою работу и ни на что ее не променяет. Ей, как специалисту английского языка, неоднократно предлагали работать переводчиком в разных иностранных компаниях. Да, с детьми непросто, но так интересно! Благодаря своим ученикам А.С. Блгалиева всегда в тонусе, всегда молодая, знает и успешно использует в своей работе всевозможные компьютерные программы.
– Работая учителем в школе, я смогла посетить разные страны. Побывала в Турции в составе лучших учителей Казахстана, это было своего рода вознаграждение за успешную работу с детьми. Еще была в Италии, когда нужно было сопровождать детей из малоимущих семей, которые поехали отдыхать. А в прошлом году посетила Грецию, встречалась с авторами учебников по английскому языку. Я – координатор пилотного проекта английского языка, руковожу методическим объединением учителей английского языка. Разработчики и авторы школьных учебников международного образования показали вариант учебной литературы. И мы применяем их темы на уроках. Мне интересно все, связанное с моей профессией, и когда бывают курсы повышения квалификации, я всегда с удовольствием посещаю их. Педагогам нельзя стоять на месте, надо идти вперед, быть в курсе всех дел, если хочешь работать на результат. А результат моего труда – это мои ученики, которые сейчас свободно владеют тремя языками и добиваются больших успехов, в частности, работают в крупных иностранных компаниях.
– Педагог-исследователь Акмарал Блгалиева – человек, который всегда в поиске, ищущий, идущий вперед, – рассказывает методист Методического центра областного управления образования Гульнара Джолмуханова. – Ей интересны именно новинки в образовании, хотя многим удобно работать по наработанному методу. Всегда с удовольствием едет на республиканские педагогические чтения, конкурсы, олимпиады, на курсы повышения квалификации. Сама учит молодых педагогов, делится своими наработками, знаниями. В современной школе непросто заниматься исследовательской работой, это очень хлопотно, отнимает много времени и сил. Но А. Блгалиева не боится новшеств, всегда ищет пути, как более доходчиво объяснить детям материал. Много раз ее хотели повысить в должности, но Акмарал Сайфоллаевна любит работать именно с детьми, учить их.
Акмарал Блгалиева родилась и выросла в селе Ганюшкино Курмангазинского района. Она – выпускница Актюбинского педагогического института, член творческой группы учителей города, жюри городских, областных конкурсов и олимпиад. Жизненное кредо педагога — дорогу осилит идущий. Цель ее работы – помочь каждому ребенку раскрыться. Уделяет большое внимание проектной деятельности. На уроках создает ситуации исследования, поиска истины. Ученики Акмарал Сайфуллаевны – участники, победители, призеры городских, областных, республиканских конкурсов научно-исследовательских работ, научных проектов, творческих конкурсов, олимпиад по английскому языку, Президентской олимпиады, телепрограммы Лидер XXI века, международного конкурса FLEX. Регулярно повышает свое профессиональное мастерство – посещает курсы, организованные фондом Сорос-Казахстан, Корпусом мира и др. Наш герой – активный участник республиканских, региональных семинаров, педагогических мастерских, конференций. Акмарал Блгалиева награждена грамотами городского и областного отдела образования, благодарственным письмом Министерства образования и науки Республики Казахстан. Ее имя занесено в Международную энциклопедию «Лучшие в образовании».
С учетом всех этих достижений ей было присвоена категория учитель-исследователь. На такую категорию, в принципе, может претендовать любой школьный учитель, если будет соответствовать определенным критериям. А каковы эти критерии – можно получить общее представление на примере героя нашего повествования.
Учителей-исследователей, надеемся, станет больше, поскольку нашей современной системе образования требуются такие педагоги – способные к поискам, исследованиям и прививающие данные качества своим ученикам.
Марина КУАНЫШЕВА