ИМЯ ЕГО — УЧИТЕЛЬ!
Жестокая война отняла у него беззаботное детство. С началом войны его отец Дуйсеш с семьей и восемьюстами головами скота переехал в Тайсойганские пески. Затем отец отправился на фронт, и вместо него хозяйство осталось на плечах матери, старшего брата и старшей сестры. Аман, тоже еще толком не успев окрепнуть, начал помогать старшим в тылу. Летом пас ягнят, помогал при заготовке сена. Таким образом, мальчуган, с раннего детства закалившийся тяжелым временем войны, познал, почем фунт лиха…
Отец Дуйсеш, получив ранение в бою, вернулся домой. Работал на строительстве железной дороги Гурьев — Астрахань. Но раны, полученные на войне, сделали свое коварное дело, зимой 1945 года отец ушел из жизни. Старший брат Сарсенбай работал на ферме бухалтером-учетчиком. Позже и он отправился в армию.
После окончания семилетней школы Аман хотел продолжить обучение в средней школе. Однако в селе на тот момент не было такого образовательного учреждения. Летние каникулы подходили к концу, когда в село прибыла машина, из которой кто-то кричал: «Дети, которые будут учиться в восьмом классе школы-интерната в Сарайчике, собирайтесь, поедете с нами». Аман встрепенулся, услышав это. Быстро стал собирать вещички в небольшую сумку, откусил хлеб, приготовленный матерью.
— Я должен получить среднее образование. Можно я поеду учиться в школу-интернат в Жаманкале, — проговорил он, все время оглядываясь в сторону авто. Бегом вышел из дома.
— Куда ты, Аман? Вернись! У тебя и одежды-то нет нормальной. Живут же люди и с семилетним образованием. Вернись, говорю! Я пожалуюсь твоему брату Сарсенбаю, — кричала мама.
Аман не слышал слов матери. Он был уже у машины. Могло ли сердце матери противостоять желанию сына учиться?! Она с одной стороны радовалась стремлению сына получить образование, с другой — переживала за него. Отца нет. Пасти колхозный скот нелегко. Мать быстро зашла в дом. Достала новые ботинки, которые подарила школа Аману за отличную успеваемость, теплую безрукавку, рубашку и брюки мужа, которые она берегла как зеницу ока. Налила в бутылку домашний айран, отломила половину хлеба и завернула в тряпку. Собрав все это, побежала к машине…
Старая машина ехала долго. В ее кузове, кроме Амана, не было никого. Шел дождь…
Директор школы-интерната Дюсенгали недоверчиво смотрел на пятерки по физике и математике.
«Семилетку окончил с отличием. За месяц обучения твои математические способности должны проявиться. По результатам первой четверти определим уровень твоих знаний. Будешь жить в интернате. Если нарушишь дисциплину или плохо будешь учиться — сразу отчислим» — таковы были требования строгого директора.
В учебе Аман проявлял большое стремление и способность, был первым среди своих одноклассников. Вечерами посещал математические кружки, научился решать сложные задачи. А ученики во время контрольных работ списывали у Амана. Учителя были довольны учеником, который смог доказать перед педагогическим советом свои знания. А строгий директор постоянно его хвалил одним лишь словом «маладес!».
Брат Сарсенбай в 1951 году перевез мать из Тайсойгана в Гурьев. Девятый и десятый классы Аман учился в средней школе имени Орджоникидзе. Теперь мечтал получить высшее образование и стать учителем. В 1954 году после окончания десятилетки вместе со своими одноклассниками Кумаром Кенжегалиевым, Турсынбаем Бахтияровым, Бакытом Боранбаевым, Рахымжаном Хаметовым, Муратом Сарсеновым отправился в Алмату.
В том году многие поступили в вуз. Аман стал студентом Казахского педагогического института имени Абая. Спустя четыре года, получив диплом по специальности «учитель физики и математики», начал свою трудовую деятельность в средней школе им А. Жангельдина в п. Балыкши. Затем работал учителем в селе Еркинкала, Гурьевском морском техникуме. Его безграничная любовь к своей профессии и методы обучения способствовали проявлению большого интереса учеников к его предмету. Аман ага был уважаем. Может быть, из-за нехватки учителей математики и физики в городе или, может быть, его методика преподавания и высокие результаты учеников стали причиной того, что Амана Дуйсешева приглашали и в другие учебные заведения.
В начале 60-х годов желающих преподавать в русских классах стало больше. Директор средней школы им. Ломоносова уговорил Амана ага преподавать в его школе. Аман ага и в школе, и в институте учился на казахском отделении. Ему было нелегко преподавать в русских классах. Но он сумел оправдать оказанное ему доверие. А в школе увеличилось количество посещающих кружок математики. Его ученики Мохначева, Цой, Ульянов стали победителями предметных олимпиад. Летом Аман ага читал лекции в институте усовершенствования учителей.
— Математика — царица всех наук. Поэтому я богат своими учениками. Они являются профессионалами в своих сферах в городах России и Украины. Пять лет назад собрались мои бывшие ученики из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ульяновска, Нижнего Новгорода. Многие из них возглавляют крупные предприятия. Мне близки и дороги мои ученики 1959 года выпуска: я был у них классным руководителем. Среди них есть агроном Тулеу Сарина, занимающаяся выращиванием ваты в Южном Казахстане, инженеры Темирхан Сандашев, Кырыкбай Шалкаров, известный тренер игры «тогызкумалак», учитель Жаксылык Акбалыков, ветеран органов внутренних дел Сапар Зиналин и другие известные люди, — рассказывает в беседе с нами Абеке.
Педагогический труд Амана ага был заслуженно вознагражден. Он является обладателем медалей «За доблестный труд», «Ветеран труда», в 1978 году получил звание «Отличник народного просвещения Казахстана», в 1982 году — звание «Старший преподаватель» и многие другие почетные грамоты города и области.
На сегодняшний день восьмидесятилетний аксакал является опорой образцовой семьи. Его супруга Айман Жексенбеккызы родилась на родине Абая. Окончила Алматинский институт легкой промышленности, инженер-технолог. Они более полувека прожили вместе. Вырастили примерных детей. Сын Марат и дочь Гульнар, невестка Бакыт — учителя математики. Марат работает в учебном центре «Қоғам», его жена — в средней школе им. Ломоносова. Гульнар Аманкызы руководит частным учебным центром «Знание плюс». Все внуки — отличники учебы.
— Я думаю, что современный учитель — это духовно развитая, обладающая всеми тонкостями педагогической технологии творческая личность. Особенно это относится к учителям математики. Потому что в период индустриально-инновационного развития математика как технический предмет занимает передовое место в современной системе образования, — говорит Аман ага, отмечая значимость предмета.
Каршыга КУШЕКОВ