Образование

Гранит науки и дружбы

«По моему поручению усиливается академическая кооперация с ведущими зарубежными университетами… Интеграция в мировое образовательное пространство усилит конкурентоспособность наших вузов, повысит привлекательность казахстанского высшего образования».

Касым-Жомарт ТОКАЕВ,

Президент Республики Казахстан

Одним из животрепещущих вопросов последних лет стала тема международного сотрудничества казахстанских высших учебных заведений с иностранными вузами, которое сегодня является жизненно важным компонентом для их деятельности. Оно демонстрирует работу университетов и задает стандарты мировых лидеров по изучению передовых тенденций и новых знаний, без которых невозможно представить современное образование. 

В связи с этим Атырауский регион посетила российская делегация из Астрахани. В ходе визита гости встречались с местными коллегами, обсуждали совместные проекты, образовательные программы и дальнейшее сотрудничество.

Что увезли с собой россияне?

Ну, конечно же, опыт. Ведь недаром говорят, что первое впечатление нельзя произвести дважды.

Начальник управления кадрового, образовательного и научного сопровождения экономики региона министерства образования и науки Астраханской области Ольга Тарковская, которая была в составе делегации, впервые побывала на земле Атырау, и поэтому нам было крайне любопытно услышать ее мнение.

– Честно признаться, я немного волновалась: как нас встретят? О чем будем говорить? Да и смущал языковой барьер, ведь я не владею казахским языком. Но реальность превзошла все мои ожидания: как только я оказалась в Атырау, поняла: мне здесь комфортно. Я увидела очень приветливых, открытых, гостеприимных людей, отлично владеющих русским языком. Мой визит начался с Курмангазинского района, села Сафоновка – с посещения сельской школы и агротехнического колледжа, и уже там я ощутила дружеское расположение. В областном центре я тоже посетила несколько образовательных объектов: побывала в колледжах, высших учебных заведениях, музыкальной школе имени Курмангазы, областной школе-интернате для детей с особыми образовательными потребностями и везде отметила для себя положительные моменты, которые можно перенять у казахстанских коллег, – сказала в беседе с нами Ольга Николаевна.

Причем, она отметила, что во время посещений не увидела показушности, специальной подготовки – везде шел образовательный процесс, и все занимались делом.

Также сотрудник министерства Астраханской области была впечатлена тем, что в Казахстане, в частности в Атырау, профтехобразование тесно сотрудничает с бизнесом.

– Здесь мне хотелось бы отметить положительную сторону казахстанских коллег – ваши бизнесмены перестроились на профессионально-техническое образование, и это правильно. Они поняли, что без рабочих специальностей им не обойтись, и помогают колледжам готовить будущих специалистов. Например, мне было очень интересно побывать в колледже транспорта и коммуникаций, потому что в Астрахани есть такой же. И меня приятно удивило, когда директор сообщил, что лаборатории им построили и оснастили работодатели, с кем они сотрудничают. Это очень хороший и правильный опыт, нам тоже неплохо было бы привлечь своих бизнесменов к этому делу. Но в Астрахани сделать это намного сложнее – у нас, к сожалению, нет такого количества частных предпринимателей, которые смогли бы оказывать поддержку учебным заведениям. Также мы с директором Жанибеком Курганбаевичем (Ниталиевым) обсудили совмещение образовательных программ. В принципе, они у нас почти одинаковые, но некоторые корректировки внести все же нужно, – поделилась задумками О. Тарковская.

Кстати, опыт совместного сотрудничества с учреждениями профтехобразования Атырау и Астрахани уже есть: наш агротехнический колледж принимал участие в астраханском конкурсе «Юный пахарь». И, по словам представителя министерства образования и науки Астраханского региона, в этом году они тоже намерены пригласить наших ребят на свое мероприятие. 

Тут необходимо добавить, что, в отличие от России, в Казахстане сегодня очень хорошо развивается дуальное обучение, когда студенты колледжей и вузов месяц работают на производстве и получают практические навыки будущей профессии, а месяц – в аудитории своей альма-матер. 

Также гостью из Российской Федерации впечатлила музыкальная школа имени Курмангазы. После того, как Ольга Тарковская приняла участие в генеральной репетиции учеников данной школы, она сообщила, что, во-первых, ее поразило, что музшкола находится в ведомстве управления образования, а не культуры.

– Дело в том, что в Астрахани тоже есть учебные заведения такого направления (музыкальные школы, школы искусств), есть учреждения профессионального образования – колледжи культуры и искусства, высшие учебные заведения, подготовительная школа балета, консерватория. Но все они относятся к управлению культуры. Во-вторых, здесь очень много учеников – юные таланты собираются со всех районов и обучаются музыке с раннего возраста. (В музшколе обучаются 800 детей от 5 до 17 лет по восьми музыкальным классам. Прим. авт.). Для нас это тоже интересный опыт, – сообщила собеседница.

Что касается высшего образования, то, по словам начальника российского ведомства, в Астрахани все высшие учебные заведения – государственные. (В Казахстане девять вузов имеют статус национальных, 33 – государственные и 92 – частные. (В Атырау два вуза имеют статус НАО. Прим. авт).

– У нас только один частный филиал юридического института. И у всех университетов разные учредители. Например, у Астраханского государственного университета им. Татищева учредитель – министерство науки и высшего образования РФ, у технического университета – федеральное агентство по рыболовству, у государственной консерватории – министерство культуры Российской Федерации и так далее, – пояснила собеседница и отметила, что высшие учебные заведения двух стран плодотворно и тесно работают много лет.

– С образовательными организациями Астраханской области и Республики Казахстан заключено более 17 договоров о сотрудничестве. И в рамках данных договоров реализуются программы совместной подготовки квалифицированных кадров, организованы учебные циклы: чтение лекций, практические занятия, ведутся консультации, конференции, круглые столы, вебинары и обучающие семинары для студентов и профессорско-преподавательского состава. Также осуществляются публикации совместных научных статей, научных исследований и разработок, регулярно организуются академические обмены, производственные практики.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования, расположенных в Астраханской области, обучаются 962 студента из Республики Казахстан. Большинство ребят получают образование в Астраханском государственном университете им. В.Н. Татищева, Астраханских государственных университетах технического, медицинского направления, институте мировой экономики и финансов, – сказала О. Тарковская.

Также, по словам собеседницы, в этом году в период с 29 по 31 мая 2023 года в Астрахани пройдет Каспийский научно-образовательный конгресс, на который они приглашают и участников из наших вузов. В рамках этого конгресса планируется, что Ассамблея университетов Прикаспийских государств будет в числе приглашенных.

Лишь одно немного беспокоит нашу собеседницу: языковой вопрос.

– Для укрепления сотрудничества, возможно, нужно прорабатывать тему факультативных занятий русского языка у вас и казахского у нас. Нам необходимо совместно проработать этот вопрос. Обе наши стороны в рамках взаимообмена заинтересованы в профориентационной работе. Сегодня мы заключили соглашение с Атырауским университетом нефти и газа, что преподаватели приедут к нам, чтобы агитировать наших абитуриентов поступать в вузы Атырау. Мы соответственно с этой же целью приедем в вашу область. Поэтому вопрос о знании языков надо продумать.

По словам Ольги Николаевны, раньше в Астрахани в школах Володарского, Красноярского районов, где проживают российские казахи, проводились уроки казахского и татарского языков, велись курсы, факультативы при госуниверситетах по повышению квалификации. Но со временем таких занятий становится меньше.

Декан Атырауского института ­нефтехимической инженерии и экологии им. Н.К. Надирова, профессор Асылбек Канбетов, непосредственно курирующий сотрудничество именно с Астраханскими вузами, беспокойство коллеги по поводу языкового барьера не разделяет.

– Если говорить о наших абитуриентах, то атырауские ребята в своем большинстве владеют русским языком. В нашей стране преподавание ведется на трех языках. Например, мы объединяем студентов, которые окончили школу на базе как казахского языка, так и русского. Преподавание в этих группах ведется на двух языках. А с этого года наши преподаватели, обучившиеся по программе «Болшак», будут проводить уроки и на английском. Например, в этом году образовательную программу высшего колледжа APEC PetroТechnic мы с трех лет сократили до двух, – сообщил собеседник.

Больше того, по наблюдениям декана, в последнее время количество выпускников с русским языком обучения увеличивается. 

– Мы постоянно мониторим выпускников школ, это же наши будущие студенты. Да и согласитесь, все развлекательные детские программы на смартфонах, телевизорах дети смотрят на русском языке.

По наблюдениям профессора, в последние годы казахстанские родители все же отдают своих детей в классы с русским языком обучения, так что российской стороне беспокоиться об этом не нужно.

О плюсах международного сотрудничества

Об этом мы попросили рассказать декана института нефтехимической инженерии и экологии им. Н.К. Надирова НАО «Атырауский университет нефти и газа им. С. Утебаева» Асылбека Шахмуратовича.

– Взаимодействуя много лет с Астраханскими вузами по развитию научно-исследовательской и образовательной деятельности, мы реализуем академическую мобильность обучающихся, научный обмен профессорско-преподавательским составом по подготовке кадров. Например, между НАО «Атырауский университет нефти и газа им. С. Утебаева» и Астраханским государственным техническим университетом подготовлена совместная образовательная программа по магистратуре «Химическая технология топлив и углеводородных материалов». Также в конце апреля 10 студентов нашего университета в рамках международного трека программы молодежного студенческого туризма выезжали в Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева. Главная цель – погружение в сферу профессиональной деятельности и культурного развития по двум направлениям: безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды и химическая технология органических веществ, – комментирует профессор местного вуза.

– Если говорить о совместной работе с вузами других государств, то в Атырауском университете нефти и газа им. С. Утебаева с сентября 2020 года действует Caspian SDG Hub – Каспийский хаб по целям устойчивого развития ООН. Его деятельность направлена на объединение усилий и инициатив вузов Прикаспийского региона и генерацию инновационных решений для улучшения качества жизни в Прикаспии. Кроме того, в том же году был создан Caspian Sustainable Development University (Каспийский сетевой университет устойчивого развития) для создания единого образовательного пространства высших учебных заведений прибрежных государств Каспийского моря путем реализации совместных образовательных программ, новых форм межвузовского сотрудничества, отвечающих целям устойчивого развития. Участниками Caspian Sustainable Development University стали 11 вузов России, Азербайджана и Казахстана. В рамках сетевого университета устойчивого развития разработана и утверждена Дорожная карта по совместной подготовке специалистов по образовательным программам магистратуры. А в целях привлечения молодого поколения к инженерным профессиям нефтегазохимической отрасли и формирования позитивного имиджа инженерного образования будет проведена профориентационная работа среди выпускников 11-х классов средних образовательных учреждений Астраханской области. Представители нашего вуза с этой целью в апреле побывали в Астрахани.

Как известно, в Астраханской области проживают более 130 тысяч этнических казахов, и в этом году по линии Министерства науки и высшего образования РК реализуется стипендиальная программа для обучения в вузах Казахстана иностранных граждан, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан. Они могут пройти обучение в вузах нашей страны по бакалавриату, магистратуре и докторантуре.

– На следующий учебный год выделено 490 грантов на бакалавриат, 50 – на магистратуру и 10 грантов – на PhD докторантуру. Стипендиальная программа включает бесплатное обучение и ежемесячную стипендию.

Также местный технический вуз входит в Ассоциацию государственных университетов и научно-исследовательских центров Прикаспийских стран. Сегодня членами Ассоциации являются более 50 университетов и НИИ, представляющие пять стран Прикаспия. Сферы деятельности Ассоциации – образование, наука, культура и спорт, и она является своеобразной площадкой для развития интеграционных проектов в сфере образования, успешно функционирующая на протяжении 27 лет. Здесь накоплен уникальный опыт взаимодействия сразу по нескольким направлениям гуманитарного сотрудничества. И одной из важных задач Ассоциации является привлечение молодежи и студентов к решению проблем Каспия. Поэтому не только ученые, но и студенты вовлечены в деятельность нашей организации, – продолжает вводить в курс дела собеседник.

Важно отметить, кандидат биологических наук, профессор Асылбек ­Канбетов сообщил, что в Ассоциации приоритетное место отводится совместным научным и образовательным разработкам в сфере сохранения и развития биоресурсов Каспийского моря. По его словам, эти проблемы регулируются рамочной конвенцией по защите морской среды Каспийского моря, которая вступила в силу 12 августа 2007 года.

– В ней заложены основные положения по регулированию воздействия на морскую среду, вопросам охраны биологических ресурсов и общему взаимодействию между сторонами в отношении мероприятий по охране экосистемы Каспия. Это соглашение было достигнуто после длительной и солидарной работы ученых, экспертов, научных центров стран Каспийской пятерки, в том числе в результате солидарной активности всех университетских центров Ассоциации. В определенном смысле это и есть пример того, как наука способствует решению самых сложных проблем межгосударственного уровня. И в 2019 году по инициативе нашего вуза были проведены исследования на тему «Фоновое состояние прибрежной полосы северо-восточного Каспия на границах Атырауской области». Экологические лагеря, которые регулярно проводятся университетами Ассоциации, формируют бережное отношение к природе нашего края, заставляют задуматься о хрупком экологическом равновесии, – сказал профессор.

Опыт свидетельствует, что Ассоциация университетов Прикаспийских стран, как межгосударственная общественная организация, является действенным инструментом, благодаря которому возможно сближение народов через образование, науку, культуру и спорт.

Что касается Астрахани, то сотрудник вуза сообщил, что они плодотворно сотрудничают со многими вузами соседнего региона.

Горизонты будущего

Несомненно, академическая мобильность дает студентам возможность изучать новые дисциплины и получать знания у ведущих иностранных преподавателей. Совместные проекты объединяют уникальных специалистов, которые благодаря сотрудничеству могут генерировать радикальные решения и передовые теории.

Профессорско-преподавательский состав тоже систематически выезжает в иностранные вузы читать лекции, и соответственно их представители приезжают к нам. Также на данный момент местный технический вуз ведет работу по получению лицензии на новую образовательную программу «Промышленная экология и устойчивое развитие».

– При разработке данной образовательной программы нами были учтены курсы, рекомендованные европейской комиссией в соответствии с целями Болонского процесса и требованиями современного рынка труда. Кроме этого, по программе Erasmus+ (некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза) наш технический вуз выиграл проект GEOCLIC «Новые курсы по геопространственной инженерии для адаптации прибрежных экосистем к изменению климата». Основная цель проекта – модернизация и интернационализация обучения в области мониторинга и защиты окружающей среды прибрежных экосистем с применением новых геопространственных технологий, больших данных и дистанционного зондирования на уровнях бакалавриата, магистратуры, докторантуры в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане посредством инновационных трехуровневых учебных планов, соответствующих требованиям рынка и передовой практике.

Также в рамках данного проекта были открыты лаборатория GEOCLIC (GEOLAB) и класс для виртуальных мероприятий (CVE) на сумму 14 млн тенге, – комментирует ситуацию А. Канбетов.

Тут немаловажно отметить, что между нашими государствами есть соглашение о признании документов об образовании Казахстана и РФ, но дипломы о высшем образовании обязательно должны пройти нострификацию (признание образовательных документов иностранных государств на наличие законной силы этих документов на территории данного государства).

И еще один момент. Казахстанские студенты являются участниками Болонской системы высшего образования наряду с бакалавриатом и докторантурой. Эта система призвана облегчить интеграцию студентов из разных стран в другие европейские университеты за счет системы оценивания и кредитования учебного процесса. Формат магистерского диплома, полученного в рамках Болонской системы, позволяет без проблем расширять и углублять свою квалификацию в любой другой стране мира.

В заключение хочется сказать: несомненно, сотрудничество между вузами дает большие возможности не только самим высшим учебным заведениям Казахстана, но и молодым людям, поскольку оно открывает двери для получения международного опыта.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button