Образование

Диагноз: для спецшкол учебников нет

Почему в Казахстане нет адаптированных учебников для коррекционных школ? Например, при разработке программ и новых учебников для первых классов «Әліппе», «Ана тілі», «Букварь» и «Обучение грамоте», которые уже используют во всех школах страны, не предусмотрена их адаптация для коррекционных школ. Эти проблемы озвучили учителя, работающие с детьми с особыми потребностями.

Десятилетний Султан Мусагалиев родился раньше срока – пятимесячным, весом 700 грамм, столько же пролежал в кювезе для недоношенных детей в роддоме. Родителям малыша сказали, что вряд ли он станет здоровым ребенком, и советовали оставить его в социальном учреждении. Но родители и думать об этом не хотели. В итоге врачи оказались правы: мальчик рос медленно, ничего не слышал, вследствие чего не развивалась речь, а когда пришло время пойти в школу, Султану поставили диагноз ЗПР – задержка психического здоровья и глухота.

– Сначала мы отдали его в обычную школу, но после первой четверти учителя нам посоветовали отдать его в специальную, коррекционную, – рассказывает папа Султана Сабыржан.

Вот так ребенок попал в областную специальную школу, где в этом году окончил третий класс.

Сейчас Султан делает успехи, умеет читать, писать, речь стала более понятной, и даже увлекся футболом.

– До этого сын вообще ничего не слышал, ходил со слуховым аппаратом, почти не разговаривал. Да и память у него была плохая, не мог запомнить элементарные вещи, – продолжает рассказывать мужчина.

– Я благодарен учителям, которые научили его всему. Султан даже снял наушник, сейчас он реагирует на звуки, может запомнить небольшие тексты. И очень осторожно, чтобы не спугнуть мечту, отец поделился с нами, что связывает будущее сына со спортом.

Важно всё

Но чтобы научить таких детей простым вещам, взрослым нужно приложить немало усилий, любви и милосердия. А еще необходимы соответствующие образовательные программы, методики и учебники.

Директор областной специальной школы Ляззат Тулепова поделилась, что они работают по нескольким направлениям сразу.

– У ребят нашей школы не один, а сразу несколько диагнозов, например, как у Султана – он страдает задержкой развития и слабым слухом, у других – проблемы со зрением, есть дети с диагнозом ДЦП. Поэтому наши учителя работают сразу по нескольким методикам, – информирует директор.

Несомненно, в обучении особенных детей важно все. Кроме специальных методик – логических схем, иллюстративно-сенсорных, тактильно-вибрационных – педагоги специальной школы развивают слуховые и зрительные восприятия на базе остаточного слуха, зрения и сохраненного интеллекта.

Педагог-сурдопереводчик Кульману Нуржигитова, которая работает с детьми с нарушением слуха уже в течение 25 лет, сказала, что на индивидуальных занятиях со слабослышащими учениками они применяют концентрический метод Рау-Слезина (определенное расположение звукового материала. В основу метода положена закономерность усвоения нормально развивающимся ребенком произносительной стороны речи, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения звуки ребенок в течение определенного периода времени произносит приближенно).

– Этот метод российских ученых применяют во всех коррекционных школах Казахстана. То есть мы учим детей не просто читать, а передавать интонации, эмоции, выражающие удивление, вопрос, недовольство, – говорит К. Нуржигитова.

Кроме того, педагоги в этой школе имеют и базовые медицинские знания по тем диагнозам, которыми страдают их ученики. Например, они опираются на способности и возможности ребенка укреплять мышцы языка, голосовые связки, развивать грудную клетку, делают упражнения на улучшение кровообращения.

– Некоторые дети с диагнозом ЗПР, например, не различают цвета, формы предметов. В этих классах работать сложнее всего, – говорят учителя.

Главная проблема – учебники

Пообщавшись с педагогами-предметниками данной школы, мы узнали, что учатся они по обычной общеобразовательной программе. И вся проблема в том, что учебников, адаптированных для особенных детей, в Казахстане пока нет.

– Недавно вышли учебники для 1-4 классов ЗПР, а вот новые учебники для начальных классов «Әліппе», «Ана тілі» для классов с казахским языком обучения, «Букварь» и «Обучение грамоте» для русских классов для детей коррекционных школ почему-то не предусмотрены. Например, в России есть Букварик для глухих школьников, который включает в себя разнообразный наглядный материал для обучения грамоте детей с нарушениями слуха. Все буквы и слова в учебнике сопровождаются дактильной азбукой и рисунками соответствующих жестов, – говорят педагоги начальных классов. 

– И для учеников 5-11-х классов учебников тоже нет, – поддерживают разговор учителя-предметники среднего и старшего звена.

Например, преподавателям физики, химии, математики, литературы, казахского, русского языков, истории и других предметов приходится самим адаптировать школьные программы, календарные планы и учебники для своих детей.

– Мы пересматриваем задания, упражнения, параграфы и упрощаем, сокращаем тексты. Делаем их понятными для наших ребят. Ведь они не могут решить задания, прочитать большие параграфы, которые даются для обычных детей, и мы подбираем задачи, примеры, правила под их индивидуальные особенности. Некоторые из них даже не могут запомнить простые буквы и цифры. И наша главная проблема – отсутствие адаптированных учебников и программ для учеников коррекционных школ, – поделились наболевшим физик Римма Бекенова и химик Гульяра Таукенова.

А ведь они так же, как и другие школы, обучают детей по обновленной общеобразовательной программе, лишь с дополнением на коррекционные часы для развития слуха, звука и жеста дактиля. И ученики специальной школы тоже сдают СОРы и СОЧи.

Если вернуться во времена Советского союза и вспомнить образовательную программу, то в те времена были специальные учебники и своя коррекционная программа для глухих и слабослышащих детей. Может быть, стоит на основе советских учебников создать новые, казахстанские?

Директор школы Ляззат Тулепова в свою очередь сообщила, что в классах с нарушениями слуха и зрения сидят по шесть учеников, в ЗПР – 12. Уроки проходят, как и во всех школах, по 45 минут, также проводятся индивидуальные занятия – по 20 минут. Стоит отметить, что все учителя образовательного учреждения владеют жестовым языком, с этой целью они прошли годичные курсы в Уральске и России.

Что касается учеников с нарушением зрения, то у слабовидящих детей своя литература – на шрифте Брайля. И методика преподавания тоже своя.

– Начальные классы для незрячих в данной школе открылись впервые в 2016 году. Сначала здесь обучались 11 детей, среди которых было четверо незрячих и шестеро слабовидящих. На сегодняшний день их уже около 40, из которых 10 ребят не видят совсем. Раньше родители возили детей в Уральск, Алматы, некоторые дети вообще сидели дома, потому что не было возможности отправить их в другие регионы, а сегодня у нас есть своя школа, – говорит Ляззат Жайшилыковна.

В школе для незрячих детей есть хорошее техническое оснащение. В кабинете тифлопедагога есть читающая машинка «Сара», которая озвучивает напечатанный текст, дисплей Брайля, позволяющий работать на компьютере. Принтер «Эверест», который конвертирует обычный текст на шрифт Брайля и отправляет его в печать, а в прошлом году еще появился электронно-алфавитный тренажер «Сезуал», самоучитель алфавита Брайля для незрячих. А в библиотеке есть учебники по всем предметам. А недавно сделали тактильную дорожку, планируется сделать перила и надписи.

 – Наша главная задача – адаптировать и научить детей тому, чтобы они смогли учиться в обычной школе со своими сверстниками. И если наши ученики от нас уходят, мы радуемся, потому что это и есть наша победа и результат, – сказала директор.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button