Образование

Бороться за качество

В Атырау впервые прошел региональный семинар по проблеме повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В мероприятии приняли участие руководитель управления образования Атырауской области Гульнара Садуахасова, директора средних учебных заведений, образовательных центров, а также гости из Астаны, Мангистау.

Главным вопросом меропрития для педагогической общественности было повышение качества знаний в Атырауской области. Из выступления руководителя областного управления образования Гульнары Садуахасовой следует, что по итогам Единого национального тестирования за декабрь, январь 2022-2023 учебного года общий средний балл в нашей области составил 69,2. Самый высокий показатель – у выпускников областного центра, а самый низкий – у учеников из Макатского района, он составил 55,7 балла.

Руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Атырауской области Каныбек Жумашев, приводя данные по качеству среднего образования, сообщил, что согласно основным макропоказателям в сфере общего среднего образования по итогам прошлого учебного года, наша область занимает 15-ю позицию из 17. А по трем направлениям – чтение, математика и естествознание – по результатам исследования PISA-2018 Атырауская область имеет самые низкие показатели по стране.

Почему каждый второй ученик троечник?

Руководитель департамента, анализируя качество образования нашего региона, заявил, что отчеты успеваемости школ и внешний мониторинг достижений учащихся не совпадают.

– Здесь наблюдается несоответствие школьных оценок внешним результатам, что говорит о фактах завышения оценок учителями во время учебного процесса. Несмотря на то, что в целом материально-техническое обеспечение государственных школ, а также качественный состав педагогических работников соответствует нормам и уровню для организации эффективного, нацеленного на результат учебно-воспитательного процесса, Атырауская область остается на низшей образовательной ступени по республике, – комментирует ситуацию К. Жумашев. По его словам, качество знаний учащихся в регионе в среднем 50%, то есть каждый второй ученик троечник. Двенадцать процентов качества знаний теряются в среднем звене – в 5-9 классах, также отмечается низкая результативность работы с учащимися, обладающими высокими академическими способностями. Неблагоприятно отражается на качестве организации учебно-воспитательного процесса и высокая перегруженность школ г. Атырау, трехсменное обучение, нехватка педагогических кадров.

Также спикер остановился и на вакансиях директоров средних учебных заведений.

– На данный момент в 55 государственных организациях образования области не назначены первые руководители, 30 из них – в школах, в том числе 13 кресел директоров школ вот уже больше года остаются свободными.

Руководитель департамента связывает это с тем, что кандидаты на руководящие посты не могут пройти тест Министерства образования РК, да и особого желания у многих педагогов тоже нет. В связи с этим ведомство предлагает принять комплексный план мероприятий по повышению качества образования Атырауской области.

Критикуешь – предлагай

В ходе семинара от главы департамента прозвучали и конкретные предложения по повышению качества знаний учащихся в регионе. Так, он озвучил, что в комплексный план необходимо включить следующие пункты: повысить в школах внутренний контроль процесса обучения, организовать специальные курсы для учителей математики, физики, информатики, химии, биологии с приглашением лучших преподавателей страны. Необходимо формировать резерв для директорского корпуса с дальнейшей курсовой подготовкой по отдельной программе, реализовать пилотный проект по внедрению в школах системы уровневого обучения по методу профессора Ж. Караева.

Также регион нуждается в увеличении сети школ-лицеев и школ-гимназий, особенно в районах области.

– Только 18 процентов всех учащихся региона имеют возможность обучаться по углубленным программам (гимназии, лицеи), тогда как данный показатель в Актюбинской области составляет 25 процентов, Карагандинской области – 26, по Астане – 83 процента, – продолжает руководитель ДКСО.

Кроме того, прозвучало предложение по организации системной работы подготовки выпускников школ к поступлению в вузы по государственным образовательным грантам, и принятию мер по повышению ответственности за качество образования местных исполнительных органов, реализующих государственную политику в сфере образования. 

Гость из столицы – директор национальной гимназии №90 имени К. Мухамедханова г. Астаны, PhD химии Аятжан Ахметжанулы – поделился с коллегами своим опытом по выявлению, развитию одаренных детей и способами работы с ними.

Исполняющая обязанности директора ИПК «Өрлеу» Жаннат Нуртилеуова рассказала о деятельности филиала и проведении курсов повышения квалификации педагогов, посткурсовой поддержке педагогической деятельности.

– В рамках данных программ были проведены курсы – педагогическая мастерская по кабинетам STEM на тему «Будущее поколений: опыт науки и образования», областной методический парад «Новые методы и приемы в овладении предметными знаниями», семинары по обмену опытом (workshop), где говорили об «Активных методах урока», «Создании благоприятной образовательной среды в дошкольных организациях» и на  другие темы, – сообщила Ж.Нуртилеуова.

Далее мероприятие продолжилось практическими секционными занятиями.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button