Образование

В основе 12-летки — формирование конкурентоспособной личности. Напомним, идея перехода казахстанских общеобразовательных школ на 12-летнее обучение прозвучала еще в далеком 1997 году, а первый эксперимент по внедрению нововведения в образовании начался лишь в 2002-м… Так, 11 лет назад 104 школы страны начали экспериментальную работу по освоению новой программы по 12-летнему обучению, в числе которых были и 6 школ Атырауской области. Чтобы лучше узнать о результатах этой огромной работы, мы отправились в одну из школ, участвующих в пилотном проекте.

Пилотный проект по 12-летнему обучению в нашем регионе начал внедряться сначала в трех школах — городской школе имени К. Сатпаева в поселке Геолог, школе имени Абая в Курмангазинском районе и в школе села Есбол Махамбетского района. Затем к ним присоединились еще три школы области — имени Е. Агелеуова в Махамбетском районе, школа имени Б. Канатбаева в Макате и исатайская школа имени Абая. Ученики трех последних школ еще учатся в 10 классе. А вот 15 школьников, обучающиеся в экспериментальных классах по 12-летней программе, уже стоят на пороге окончания школы. Заметим, что вначале в 12-летку по пилотному проекту со всех шести школ области в общей сложности пошли 100 учеников.

Скоро будут позади 12 лет…
Игилик Бозаев, ученик 12 «А» класса средней школы имени К. Сатпаева. По словам Игилика, он сейчас во всех подробностях не помнит, как пошел в первый экспериментальный класс, по каким именно предметам обучался, но начиная с 5-го класса он хорошо помнит школьную жизнь.
— За эти годы, учась по 12-летней программе, мы каких-то особенных трудностей не испытывали. Учились как все, особо не вдаваясь в разницу между учебными программами с теми, кто учится 11 лет. Начальные классы также считались с 1-го по 4-й класс. Хотя учебники у нас были по новой программе, но кроме социологии, никаких дополнительных предметов не было. Потом с 10-го класса нам было предложено выбрать одно из двух направлений — гуманитарное или техническое. Мы выбрали второе направление, в соответствии с которым и определенные предметы изучались глубже. Сам больше стараюсь заниматься дополнительно. Единственное, что на сегодня нас волнует, так это сдача Единого национального тестирования, так как вопросы в основном подготовлены по обычной школьной программе, — поделился с нами будущий выпускник И. Бозаев.
К его словам присоединяется одноклассница Аружан Бисембайкызы:
— Изначально наших родителей, которые отдали нас в 12-летку, еще в первом классе, оказывается, привлекла новизна программы. Во-первых, им было обещано, что в 12-ом классе мы будем проходить 1-й курс высшего учебного заведения, и, соответственно, после 12-го класса могли продолжить учебу в вузе сразу со второго курса. То есть, это означает, что учеба на 1 год дольше в школе поможет нам определиться с выбором будущей профессии. Во-вторых — это пятидневка, в-третьих — уроки по 35 минут. И так далее… Однако сегодня мы можем заявить, что ничего из всего обещанного не было. Наши сверстники уже учатся на первом курсе в высших учебных заведениях, а мы до сих пор в стенах школы. Я тоже присоединяюсь к словам своих одноклассников по поводу сдачи ЕНТ. У нас будут реальные трудности. К примеру, в 12-м классе у нас убрали некоторые предметы, вопросы по которым включены в тестовые задания — казахская литература, всемирная история, геометрия. Создается впечатление, что мы застряли где-то на полпути от старых к современным, инновационным подходам обучения, — говорит Аружан.
Весь этот 12-летний путь вместе с ребятами прошла учитель химии с 28-летним стажем, классный руководитель Раушан Мизанбаева.
— Не секрет, что сегодня нововведения и проекты — норма современного образования. Отрадно, что наши ученики вместе с учителями справились с поставленной перед ними задачей. Ведь наша школа оказалась в числе других по республике, в экспериментальных классах которых происходила апробация программы 12-летнего обучения. Несмотря на некоторые проблемы, например, учебники поступали к нам с задержкой, наш класс не закрылся, ученики все-таки остались. Классным руководителем этих ребят я стала с 5-го класса. Ребята большие молодцы. Считаю, что в этом нововведении нет ничего сложного. В целом идея 12-летнего школьного образования очень хорошая. Но для ее осуществления нужно еще много доработок. Действительно, главная для нас на сегодня задача — это успешная сдача ЕНТ. Ведь программа, по которой наши школьники обучались в течение 11,5 лет, отличается от обычной. А вопросы тестирования построены на основе программы 11-летнего образования. Сегодня ребята проходят пробные тестирования и результаты неутешительны. Для нас этот вопрос остается открытым.
По словам директора школы имени К. Сатпаева Сагадата Сапанова, педагогический состав школы начал готовиться к эксперименту с 2001 года. Тогда учителя только изучали опыт других стран, готовили материал. Уже на следующий год, то есть в 2002 году, школа начала принимать своих первых учеников на 12-летнее обучение.
— В первые годы, конечно же, были и непонимание со стороны родителей, и недочеты учителей, но мы все это пережили и сегодня готовим к выпуску первых учеников, обучающихся по 12-летней программе, — воодушевленно рассказывает С. Сапанов.
— Сейчас в стране иная жизненная философия, поменялась концепция знаний. В условиях развитого сервиса нужно разворачивать школу к вопросу применения знаний на практике. Поэтому 12-летнее обучение должно позволить выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Мы должны подготовить детей для жизни в XXI веке. Сегодня требования рынка труда меняются, и молодые люди должны быть готовыми к этому, — делится мнением С. Сапанов.
В первые годы, признается Сагадат Жумабаевич, было нелегко. Сначала столкнулись с проблемами в оснащении материально-технической базы школы, нехватки учебников, компьютеров и так далее. Но коллектив, сплотившись в единое целое, во главе с руководителем смог воплотить в реальность все то, что от них требовалось.
— Пройдя определенный путь апробации, сегодня мы уже имеем представление о том, как вести занятия, на что ориентироваться. При переходе на 12-летнюю систему все без исключения учителя прошли переобучение, курсы повышения квалификации. У педагогов есть желание и интерес работать, а ведь это самое главное, — отмечает директор. — Новая программа вполне логична, продумана до мелочей. Мы изначально думали, что, пройдя данный этап, наша школа плавно перейдет к 12-летке, но этого не произошло. Сегодня Министерство образования и науки предлагает уже совершенно иные, инновационные подходы к 12-летнему образованию. Но я думаю, мы и с этим справимся, поскольку мы уже наработали определенный опыт и нам будет проще внедрять новые стандарты, — говорит директор.

На следующий год — новый эксперимент
В Казахстане необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. В данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентном подходе». По словам методиста управления образования Нурили Кулбалиевой, в связи с переходом на 12-летнее обучение в 2014-2027 гг. под руководством Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина был подготовлен новый стандарт 12-летнего обучения с начальных классов. На основании приказа №263 от 4 июля 2014 года Министерства образования и науки РК в 2015-2016 учебном году 2 общеобразовательные школы Атырауской области — школа-лицей №17 г. Атырау и средняя школа имени Мырзагалиева Исатайского района, будут являться пилотными с экспериментальными классами 12-летки.
— Новый стандарт основан на следующих компетенциях — «Почет», «Сотрудничество», «Открытость», «Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «Непрерывное обучение». Проект начального, среднего и общеобразовательного стандарта имеет свои цели и задачи. Обсудив данный проект, образовательные учреждения Атырауской области внесли необходимые доработки в него, — говорит Нурила Кулбалиева.
По ее словам, программа 12-летней модели обучения — это воплощение нового документа, разработанного учителями-практиками интеллектуальных школ, консультантами Международного экзаменационного совета Кембриджа. Программа предусматривает интеграцию лучшего отечественного и международного опыта. Новая программа предусматривает три уровня образования. Это начальная школа, включающая в себя дошкольное образование и начальные классы — с 1-го по 5-й. Основная школа — с 6-го по 10-й класс. И старшая школа — 11-12 классы. Программа будет внедряться пошагово с 1-го класса. В начальных классах вводятся интегрированные предметы: «Язык и литература», «Введение в науку» — основы естественных наук (физика, биология, химия), «Познание мира» — основы гуманитарных наук (история, география, обществознание), «Искусство» — интеграция ИЗО, музыки и трудового обучения, «ИКТ» — основы формирования базовых навыков информационно-коммуникационных технологий. Через все уроки будут проходить так называемые «сквозные темы», например: «Все обо мне», «Мир вокруг нас», «Путешествие», «Еда и напитки» и другие. В средних классах даются основные навыки. В старших классах программа предполагает профилизацию обучения по двум направлениям: естественно-математическому и общественно-гуманитарному. Предмет «Казахстан в современном мире» ведется только на казахском языке, «Глобальные перспективы и исследование» — на английском языке, а двенадцатый класс — это будут профильные классы по специальностям и своего рода подготовка к поступлению в вузы.

СПРАВКА «ПК»

В мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и в других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Из постсоветских стран на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Республика Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония.

Динара КАНБЕТОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button