Загадки Тендыкского городища
Для каждого научного утверждения всегда необходима доказательная база, но масштаб ее бывает слишком большим. Тогда ученые вместо доказанного факта предлагают гипотезу, которая, как известно, имеет право на жизнь. Одна из таких гипотез – утверждение о золотоордынском городище, находящемся в пределах современного города Атырау, известном в научной литературе как Актобе-Лаэти, – может именоваться иначе. Об этом в интервью «ПК» рассказали наши земляки: кандидат исторических наук Института истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова Галия ШОТАНОВА и кандидат исторических наук Института Востоковедения имени Р.Б. Сулейменова Ернар УЖКЕНОВ.
– Галия Айтжановна, Ернар Муратович, вы уже не раз выступали на страницах нашей газеты о Актобе-Лаэти. Есть ли сдвиги по тому, чтобы придать этому городищу особое значение, так сказать, повысить его статус?
Г. А.: Дело в том, что данное название было внедрено в научную литературу известным ученым и археологом с чутьем на открытия Львом Галкиным, который еще в 1970-80 годах проводил крупные раскопки. Он же, обнаружив название «Лаэти» на картах итальянских купцов, не мудрствуя лукаво, ввел его в научный оборот. Опираясь на ряд дополнительных статей, как, например, «Галкин Л.Л. Журнал «Вокруг Света» №4 за 1998 год, С. 30-31», Лаэти приобрел некий романтичный ореол в отечественной истории. Несмотря на отдельную критику, как, например, в работе И. Волкова «Вымышленное название Лаэти для городища Актобе», опубликованную в 2016 году, Актобе-Лаэти продолжал кочевать по историческим работам как отечественной, так и зарубежной литературы. Отметим, что подобная ситуация характерна не только для постсоветского пространства, но и для всей мировой истории.
Е.М.: И важным подспорьем для выявления и решения этой проблемы являются вспомогательные исторические дисциплины, как, например, картография. Именно карты дают ответ на историю нашего края в частности и нашего государства в целом. Кроме этого, большое значение имеет фундаментальная работа крупного историка В.Л. Егорова «Историческая география городов Золотой Орды», где достаточно четко пишется о том, что «…восточнее Волги, по берегу Каспийского моря и на некотором удалении от него, вплоть до территории Хорезма отмечено 8 городов. Первый из них, называющийся Лайете, расположен на берегу Каспийского моря между Эдилем и Яиком. Каких-либо городищ, соответствующих этому населённому пункту, здесь до настоящего времени не обнаружено. Восточнее Лайете только надписью, без изображения направления русла, отмечена река Яик (Урал). За ней, на некотором отдалении от морского берега, изображён безымянный город. Выше его (к северу) нанесено изображение второго безымянного города», что позволяет с большой вероятностью локализовать Лаэти в междуречье Урала и Волги. Если предположить, что Лаэти находился на западной, то есть европейской, стороне Урала, то Тендыкское городище должно было носить другое название. Следует отметить, что дошедшие до нас европейские карты образца XVII века также могут служить подтверждением этой гипотезы.
Одним из еще малообъяснимых на первый взгляд фактов является то обстоятельство, что после известного разгрома оплота оседло-земледельческой культуры в степях Западного Казахстана – города Сарайчика – он вновь с регулярным постоянством появляется на картах XVII века. Первой картой с возвращением Сарайчика является карта Генриха Хондиуса и Исаака Масса – карта России (1634 год). На ней обозначен не только Сарайчик, но и ряд других населенных пунктов, в том числе Lajck, Risan и Cosmai.
– Lajck – похоже на «Лайык»…
Г.А.: Да, интересно, что наименование городища Lajck во многом схоже с названием Лайык – Жайык – Лаэти. Несмотря на то, что само городище считалось затопленным в период очередного подъема Каспия, что, в принципе, подтверждается археологическими изысканиями, но это затопление наступило не в период XV века, а гораздо позднее, приблизительно в конце XVII-начале XVIII веков. Кроме того, само городище Lajck также на этой карте достаточно локализовано на западной стороне реки Урал.
Е.М.: А вот какое название носит Тендыкское городище, на сегодня утверждать однозначно нельзя. Вполне возможно, что могло носить наименования Risan или Cosmai. Можно предположить, что река Урал неоднократно меняла свое русло, а история Хазарского каганата свидетельствует о том, что средневековые жители могли оставить старое поселение и основать новое в другом месте вследствие какого-либо природного катаклизма. Точный ответ могли бы дать дополнительные исследования. Но то, что за 40 лет в Атырауской области не было ни одного научного мероприятия, посвященного городищу Актобе, шансы на дальнейшие исследования крайне малы. Хотя о таком туристическом месте в пределах города многие страны мира могут только мечтать. Остается верить, что история края нефтяной столицы Республики Казахстан все-таки окажется в центре внимания и позволит лучше узнать место, где ты сегодня живешь. И ученые-исследователи пока в самом начале дополнительного изучения проблем урбанизации на кочевых просторах Западного Казахстана.
Надежда ШИЛЬМАН