ЗА ШТУРВАЛОМ АВИАЦИИ ПРИКАСПИЯ
7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации в системе ООН. В канун этого праздника очень захотелось рассказать о человеке, который беспрерывно в течение 18 лет руководил Атырауским авиапредприятием, внес огромный вклад в развитие одного из главных предприятий области, кавалере орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», нагрудного знака «Отличник Аэрофлота», пилоте первого класса Сабыре Сарсембиевиче Джарылгасове.
Он родился в 1932 году в селе Караколь Казталовского района Западно-Казахстанской области. После окончания средней школы в 1951 году поступает в Краснокутское летное училище гражданской авиации, после окончания которого его направляют в Джамбулский авиаотряд. В 1961 году его назначают командиром звена, а в 1964 году он становится командиром лётного отряда. Все свои знания и опыт Сабыр Сарсембиевич направляет на обучение молодого пополнения, новой плеяды пилотов. В 1967 году его как одного из лучших специалистов направляют на учебу в «Ордена Ленина Ленинградскую Академию гражданской авиации» (ОЛАГА). После успешного окончания этого высшего учебного заведения в 1971 году он был назначен командиром Гурьевского авиапредприятия.
Это были годы, когда авиация Прикаспия переживала нелегкие времена, и с приходом нового руководителя авиаотряд приобрел второе дыхание.
Искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) на территории нашего аэродрома не было, в эксплуатации была только грунтовая ВПП, и, естественно, наш город не имел возможности принимать большие самолеты. Трудягам Ан-2, прозванным в народе «кукурузниками», конечно, особых условий не требовалось. А вот самолетам типа Ли-2 и Ан-24 приходилось туго, во время весенней и осенней распутицы, при рулении на взлет и при выруливании после посадки они буквально месили грязь. Сабыр Джарылгасов первым делом занялся строительством нового комплекса, включающего в себя всю современную инфраструктуру, которая должна была быть. В этот список должно было войти здание аэропорта, авиационно-техническая база, база горюче-смазочных материалов, здание командно-диспетчерского пункта, автопарк для спецавтотранспорта и многое-многое другое. В первую очередь он решил вопрос о выделении земельного участка для строительства новой бетонной взлетно-посадочной полосы и здания аэропорта, который сейчас носит имя нашей землячки – легендарной летчицы Хиуаз Доспановой. Мы помним те времена, когда ВПП уже сдали в эксплуатацию, а строительство здания аэропорта ещё продолжалось. Регистрация пассажиров проходила в здании старого аэропорта, которое находилось на территории нынешнего жилого комплекса «Жерұйық», и пассажиров возили на новую территорию на автобусах. С вводом в строй новой ВПП к нам стали прилетать флагманы Аэрофлота – самолеты Ил-18 и Ту-154, открылись регулярные рейсы в Москву и Алматы. Мы стали принимать также большегрузные самолеты типа Ан-12, Ил-76 и Ан-124 («Руслан»). Только на последнем из них можно было доставлять в нефтяную столицу крупногабаритные оборудования для строящегося завода на Тенгизе.
В Гурьевском авиаотряде имелось более полусотни бортов АН-2 и 12 бортов Ан-24, которые стали эксплуатироваться в СССР начиная с 1964 года. Последние пришли взамен Ли-2 и Ил-14, и наш отряд был одним из первых в Казахстане, кому было доверено освоение новой техники. А это значит новые заботы для руководителя: обучать летный и технический составы. Так как на месте сделать это невозможно, пилотов и техников отправляли в различные центры, так называемые учебно-тренировочные отряды или на курсы при высших авиационных учебных заведениях в городах Ульяновске и Кировограде. С приобретением тренажерного комплекса КТС-24 экипажи получили возможность приобретать летные навыки и отрабатывать весь полет, не выезжая никуда. На Ан-24 выполняли рейсы в Москву, Киев, Симферополь, Новосибирск, Краснодар, Баку и почти во все города Казахстана. На Ан-2 выполнялись пассажирские авиарейсы во все районные центры и в некоторые поселки, такие как Балкудук, Суюндук, Райгородок, Карабау, Каратон, Сарыкамыс и Макат. Эти юркие самолеты, которые до сих пор кое-где летают вот уже более 75 лет, также доставляли почту, различные грузы и широко применялись в народном и сельском хозяйстве. В начале 1980-х началось освоение Тенгизского месторождения, и тогда же перед командиром отряда встал еще один серьезный вопрос. Для доставки людей и груза на месторождение нужна была новая техника — вертолеты. Джарылгасовым был решен и этот вопрос, вскоре к нам прямо из завода-производителя в Улан-Удэ прилетела первая партия из восьми новеньких Ми-8. И снова пришлось все начать с начала: переучивание летного и технического состава, создание бригад АТБ для эксплуатации, подготовка площадок на всех месторождениях.
Командир всегда заботился о личном составе работников авиапредприятия, его интересовал быт специалистов. Он частенько посещал общежитие работников аэропорта, расположенное по улице Гагарина. Это при нем были построены жилые дома для авиаработников по улице Махамбета, Ленина (Азаттык), Чапаева (Кулманова) и Сатпаева. Эти обязанности он выполнял и как руководитель, и как общественный деятель, ведь он был депутатом Гурьевского городского Совета народных депутатов двух созывов. Его жизнь прервалась в тот момент, когда его выдвигали кандидатом в состав народных избранников в третий раз…
Конечно же, самой главной обязанностью руководителя такого масштаба и такого специфического предприятия было обеспечение безопасности производства полетов. За время его руководства не было ни одного авиационного происшествия с тяжелыми последствиями (таких фактов не было и после него и, дай Бог, чтобы не было никогда). Разве не это результат неустанного труда Сабыра Сарсембиевича. Его работу высоко оценил тогдашний руководитель казахстанской авиации, начальник Казахского Управления гражданской авиации, дважды Герой Социалистического Труда Николай Алексеевич Кузнецов в своей книге «Штурвал и курс».
Его ратный труд на земле Прикаспия был достойно оценен Правительством. Он был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», нагрудным знаком Министерства гражданской авиации СССР – «Отличник Аэрофлота». Это при нем одному из пилотов Гурьевского авиаотряда было присвоено почетное звание «Заслуженный пилот СССР», многие из специалистов авиапредприятия были награждены правительственными наградами.
Его супруга Райхан Кайыпкызы всю жизнь проработала в авиаагентсве. Они вырастили и воспитали двоих сыновей и двух дочерей. Каждый из них сам выбирал свою дорогу в жизни. Только один из них пошел по стопам отца. Мурат Джарылгасов летал на Ан-2, переучился на Ан-24, пересел на кресло командира корабля. Затем переучился на Ту-134, через некоторое время стал командиром и этого воздушного судна. Работая в одной из первых частных авиакомпаний независимого Казахстана «Атырау Әуе Жолы», он выполнял международные и внутренние рейсы. Он и по характеру был копией отца: мудрый, честный и справедливый. К сожалению, Мурат рано ушел из жизни, так и не успев выполнить самые главные полеты в своей жизни.
В этом году по инициативе группы ветеранов авиапредприятия, при поддержке совета ветеранов области был создан совет ветеранов работников Атырауского авиапредприятия. На первом организационном совещании авиаторы единогласно избрали своего председателя. Им стал Самат Кушкалиев. Выпускник факультета «Организация перевозок в авиатранспорте» Ленинградского авиатехнического училища ГА Самат Сембаевич долгие годы руководил службой отдела перевозок аэропорта, был одним из близких соратников и друзей Командира. На первом же заседании он поделился идеей, которую он вынашивал вместе с коллегами давно, – увековечение памяти Сабыра Сарсембиевича Джарылгасова, человека, так много сделавшего для экономического развития нашего края. Ветераны предприятия единогласно поддержали его и решили обратиться в местные соответствующие органы с просьбой присвоить его имя одной из улиц города.
9 февраля этого года исполнилось 100 лет гражданской авиации Советского Союза. Хотя эта страна уже давно ушла в небытие, авиаторы того поколения отмечают День работников авиатранспорта Казахстана 1 февраля, и также и 9 февраля.
В 1994 году, в рамках мероприятий, посвященных 50-летию ИКАО (Международная организация авиаперевозчиков, куда входит и Казахстан), был поднят вопрос об учреждении международного праздника авиаторов.
В 1996 году по инициативе ИКАО Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций официально признала 7 декабря Международным днем гражданской авиации в системе ООН. Правильно было бы, если в череду этих праздничных дней вписалась и такая знаменательная дата для авиаторов Прикаспия – увековечение памяти Командира. Мы должны, просто обязаны это сделать в память об этом человеке, который в течение многих лет, крепко держась за штурвал, четко руководил одним из крупнейших предприятий региона.
Амангельды МУТИГУЛЛИН
член совета ветеранов
Атырауского авиапредприятия