Полутора часов не хватило, чтобы поговорить о том периоде в истории нашего государства, когда Казахским ханством правил хан Касым, сын Жанибек хана. В первой четверти XVI века, став ханом, Касым всю свою энергию и действия направил на расширение и укрепление территории Казахского ханства, а главным направлением его внешней политики была борьба за присоединение к ханству присырдарьинских городов. По преданиям, он в числе других известных людей и мусульманских проповедников был погребен в окрестностях городища Сарайшык.
Об этом и многом другом говорили историки на панельной секции «Касым хан и Сарайшык в истории государственности» в рамках международной научно-практической конференции в Абай-центре.
Ни одно выступление не было похожим на другое, тем ценнее были доклады докторов исторических наук, кандидатов, профессоров из разных концов нашей страны, приехавших в Атырау поговорить на эту интереснейшую тему.
Смута уничтожила документы
Кандидат исторических наук, профессор университетаШакарима из Семея Амантай Исин поделился своими данными из архивов в выступлении «Касым хан и Акназархан в «Московских сведениях о Ногайской Орде». По его словам, хранящиеся в Москве документы международных отношений систематизированы со времен политического подъема и политической независимости российской столицы.
– Ряд документов, относящихся к Уралу и Сибири XVII века, был собран и заархивирован по приказу Москвы. Документы, касающиеся международных отношений Московского государства XV-XVII веков, до сих пор хранятся в Государственном архиве древних актов России. «Посольские книги» имеют особое значение в посольской документации Московского государства, каждая посольская книга – это составленная копия документов, охватывающих определенный период политических и дипломатических отношений с отдельными странами, – отметил Исин. – Возникновение и ослабление нашего родного государства было связано с тем, что посольские отношения между Казахским ханством и Московским государством трижды возрождались в XVI веке и дважды надолго прерывались. Известно, что «Казахские книги в правление Касым хана» десятых годов XVI века занесены в 38-й ящик в царских архивах Москвы.
Тем временем, отметил Исин, на сохранность казахских документов негативно повлияли так называемые годы Смуты в России, многие документы были уничтожены во время разрушительного пожара 1626 года в Москве. Документы о межгосударственных отношениях Казахского ханства и Московского государства в конце XVII века, в период правления Тауке хана, хранились в сибирских центрах России, но не были объединены в отдельный сборник.
Объемные тексты посольских книг, составленных в Российской Империи как «Книги ногайцев», изданы в 1791, 1793, 1795, 1801 годах. Ряд текстов посольских книг «Ногайские книги», «Крымские книги», «Турецкие книги» были изданы в 1884 и 1895 годах. Некоторые историки конца XVIII и XIX веков работали с подлинниками русских документов XV-XVI веков по истории Казахского ханства. Историки Казахстана использовали лишь фрагменты текста из средневековых казахских и русских источников о государстве, введенных в научный оборот Н.М. Карамзиным, В.В. Вельяминовым-Зерновым. Считалось, что другого не было. Только в конце советской эпохи правительство Москвы издало посольские книги.
– У меня была возможность изучить рукопись Московского государственного архива древних актов, и я увидел сведения о смерти Касым хана и политической ситуации в Казахском ханстве в 1521 году в рукописи «Книги турецких посольств». Там говорилось, что «казах Касым хан умер этой зимой. Два его сына находятся в конфликте, никто не сидит на троне». Это было одно из посланий, доставленных в Москву в 1521 году шпионом великого московского князя Василия. Первая информация об этом была опубликована в газете Семипалатинска в январе 1984 года, а исследовательская статья – в 1985 году, – говорит Исин.
Какое значение имеет этот факт? Согласно русским рукописям в других посольских книгах, всё это свидетельствует о политических изменениях в казахских степях в 1519-1521 годах; что в те годы казахское государство получило господство над Волго-Уралом. В современной науке утвердились эти новые концепции.
– В те годы я был аспирантом и не имел ученой степени. Однако сначала в 1985 году я опубликовал фотокопию документа в газете, а затем и в республиканском научном журнале, где точно указал год смерти Касым хана. Но некоторые востоковеды, считавшие, что о Казахском ханстве в XVI веке существовали только восточные данные, проигнорировали мое открытие и указали примерные годы смерти 1518-1523 гг. Но историк Карибаев распространил мое открытие через казахстанские статьи, за что я благодарен.
Между тем до сих пор существует множество заблуждений о годах правления и смерти Касым хана. В связи с этим, сказал А. Исин, необходимо исправить несоответствия в учебниках и вопросах по ЕНТ.
– Год смерти Касым хана должен быть четко обозначен как в научных публикациях, так и в учебниках как 1521 год! – заключил Исин. Историки поддержали его.
Найти дворец
Выступление доктора исторических наук,руководителя Сарайшыкского государственного историко-культурного музея-заповедника АбылсеитаМухтара, к слову, модератора, называлось «Изучение ханской гробницы», но в целом было направлено на изучение статуса Сарайшыка:
– Все мы знаем историю Сарайшыка. При этом историки обобщают все документальные исследования и используют материалы археологических и картографических исследований, а также местные легенды. Анализируя все опубликованные до сих пор материалы, я хотел бы обратить внимание на наиболее важные аспекты города Сарайшык во времена Золотой Орды.
Первое – Сарайшык был столицей Золотой Орды, Ногайской Орды, Казахского ханства. В 1334 году Ибн Баттута описал Сарайшык как Сараджук. Джук означает «младший». Под этим подразумевался «малый дворец».
Тем временем название Сарайшык означает статус богатого феодального города с его дворцами и мечетями. Мнение о том, что название «Сарайшык» доказывает, что этот город был резиденцией ханов Золотой Орды, свидетельствует о роли Сарайшыка как столицы.
Второе. Историк В. Егорова отмечает плюс общества того времени: «народ не перемещается вместе с ханом, а оседает на постоянное место жительства». Таким образом ядро оседлого поселения формируется вокруг дворца верховного правителя. Именно по такой схеме рождения столицы Золотой Орды города Сарая дает название, которое переводится как «дворец». Российский археолог В. Плахов пишет, что город Сарайшык строился не без плана.
Словом, все это доказывает роль Сарайшыка как столицы. Если принять во внимание переселение ханов того времени, Сарайшык был сезонной резиденцией ханов.
– Поэтому нам необходимо развить наши исследования и уточнить наши выводы по Сарайшыку – одной из столиц Великой Орды, – уверен А. Мухтар. Он также добавил, что ранее Сарайшык имел приличный ханский дворец. Об этом говорят различные исторические документы.
– Но, к сожалению, мы до сих пор не можем найти место ханского дворца. Для этого необходимы комплексные раскопки Сарайшыка. Сегодня татарские ученые часто поднимают вопрос об «Алтын Тас» и «Алтын Так» в ханском дворце в Болгарии. Это тоже должно заставить задуматься.
Мавзолей Касым хана: требуется реставрация
Тему золотоордынской столицы продолжил кандидат исторических наук, археолог МаратКасенов. Его выступление называлось «Мавзолей Касым хана». Он напомнил гостям – коллегам из других городов страны, что в Сарайшыке издавна было городское кладбище, где хоронили знаменитостей.
– По традициям Золотой Орды оно был построено для захоронения в особом месте (пантеоне), – напоминает Касенов. – Долгие годы особое кладбище на окраине города было местом захоронения аристократов и ханов. Кроме того, на этом кладбище похоронены жители города. Но время привело к разрушению мавзолеев. В настоящее время здесь находятся захороненные казахские кладбища XIX века. В 1913 году историк А. Руднев в своих исследованиях показывает, что в Сарайшыке хоронили ханов Золотой Орды. «Местом захоронения золотоордынских ханов был Сарайчик, в низовьях Урала», – говорит Руднев.
Другой исследователь В. Бартольд пишет о природе заповедника и захоронений: «Место захоронения золотоордынских ханов – Сарайчик, в низовьях Урала. Со слов Абулгазы о захоронении хана Тохтогу можно сделать вывод, что ханов хоронили здесь до принятия татарами ислама. Перед обращением в ислам их хоронили на кладбищах, и, согласно этикету, в гробницы клали оружие, ценные вещи, домашнюю утварь. Это создало легенду о том, что городские кладбища богаты». Однако, согласно мусульманской традиции, в могилы не клали никаких предметов.
Откуда взялась легенда о захоронении семи ханов в Сарайчике, неизвестно. В казахском понимании цифра «7» была священным числом. Поэтому считается, что похоронены семь ханов.
Между тем в середине XVIII века гробница Касым хана была снесена, кирпичи разрушены и использованы для других построек. Впервые поиски мавзолея Касым хана были проведены в 1861 году А.Е. Алексеевым. Он приехал в Сарайшык, увидел в цитадели ханскую гробницу и раскопал. Но не удалось найти могилу Касым хана.
В 1950-е годы археологические исследования в городе проводил А. Маргулан, который и раскопал мавзолей Касым хана.
Марат Касенов заострил внимание общественности и в первую очередь ученых на том, что пришла пора реставрировать имеющиеся гробницы и сам мавзолей. «Время наложило отпечаток, гробницы рушатся», – с сожалением сказал археолог.
Номады были хорошими менеджерами
Далее выступивший доктор исторических наук из АктобеТалгатЖумаганбетовповедал о «Налоговой системе в Улусе Джучи и ее роли в экономическом развитии страны». По словам приезжего историка, до сих пор в обществе господствует мнение, что номады – дикие и необразованные массы, и они никак не могут создать государственную организацию.
– Монголов-шивэй в империи Сунь называли дикими или черными татарами, иногда монголами. Однако монголы Чингис кагана оказались хорошими менеджерами. После перемирия с империей Цзинь и получения контроля над большей частью бывших владений чжурчжэней они сразу же занялись строительством гражданской сферы своей государственной организации. В невоенные структуры формирующегося государства и империи они привлекли вчерашних врагов и сегодняшних подданных, т.е. образованных киданей и цзинцев. Сунские дипломаты с огорчением отмечают, что монголы приняли на работу «цзинцских собак». Империя Сунь была союзницей монголов в разгроме империи Цзинь, поэтому так переживали из-за ренегатов.
Из всех государственных сфер для анализа и изложения на данной конференции Жумаганбетов взял налоговую систему формирующейся Монгольской империи. Он отметил, что фискальная система монголов прошла два этапа строительства: до 1231-го и после этого года, т.е. до реформы Елюй Чу-цая и после.
– До 1231 года Чингис и Угэдей каганы использовали налоговую систему «Хамаг монгол улуса», состоявшую в основном из различных ограниченных по времени повинностей и несения воинской службы. Собственно, территория 28 «природных» монгольских родов и племен были распределены через приписку семей и их хозяйств к административной единице – аймак. Главы аймаков ставились указом Великого кагана, и, как правило, ими были совершеннолетние члены каганской семьи, их приближённые, полководцы и т.д. За это они были обязаны нести военную, гражданскую службу и отвечали за исполнение различных повинностей перед каганом, собирали провизию для воюющей армии, – отметил выступающий.
Талгат Жумаганбетов, суммируя данные о налогах, сделал вывод, что для земледельческих регионов основными были два его вида: «амбарный налог» или «тагар» – 10% от урожая. Торгово-ремесленная пошлина колебалась от 3 до 10% от денежных доходов. Тагар, пояснил историк, это когда один из 10 мешков собранного урожая отдавали в виде налогов. «Тамга» же – таможенный сбор от 3 до 5% – взималась с иностранных купцов, прибывающих в страну для торговли. Так как доля импортных товаров в жизни простого местного населения была не велика, то сумма «тамги» в товаре не играла определяющую роль в ценообразовании того времени.
Для определения суммы пошлины специальные чиновники фиска – весовщики – взвешивали весь прибывающий груз товаров и после этого взимали пошлину в виде наличных денег и очень редко – товаров. Ремесленники привозили свой товар на базар, где платили пошлину за право торговать и с каждой крупной сделки.
Вероятно, читатель сейчас удивится, узнав, что помимо ежегодного основного налога ханы улуса Джучи на территории, например только владимирских и русских княжеств, установили 14 видов различных нерегулярных, дополнительных налогов и повинностей «ордынских тягостей», не считая княжеские и церковные подарки – «поминки». В их число входили: выход – налог непосредственно в пользу монгольского кагана и хана улуса, т.н. «царева дань», различные торговые сборы, извозные повинности (ям, подводы); натуральные взносы на содержание монгольских послов, в основном это корм для скота и т.д.
– Упорядочение налогов и повинностей положительно сказалось на экономике вассальных территорий. Особенно это почувствовало аграрное население на церковных и вакуфных землях. На территории метрополии в бассейне рек Итиль и Жайык за счёт налаженной системы извлечения налогов были построены десятки городов, городков и усадеб золотоордынской знати, которые сами становились центрами ремесла и торговли. Улус Джучи переживает стремительную урбанизацию. Таким образом быстро увеличивалась налоговая база данного государства. Джучиды уже при хане Мэнгу-Тимуре поняли, что с помощью макроэкономической стимуляции легче получить прибыль, чем за счет войны. И Улус Джучи отказалась от войн, кроме одного принципиального соперничества за территорию Аррана, – отмечает историк.
Знать Золотой Орды, как монгольская, так и кумано-кыпчакская, русская, кавказская, нуждалась в деньгах, поэтому они поощряют торговлю и развитие ремесла. Выгоды международной и внутренней торговли понял ещё хан Бату, который оказывал покровительство иностранным купцам, порой выкупая разом и целиком товары со всего каравана.
– Но Смута и походы эмира Тамерлана разрушили прекрасно отлаженную систему. Фискальная система Золотой Орды после смерти хана Тохтамыша находилась в плачевном состоянии и полностью зависела от нерегулярных «выходов» – ежегодных налогов вассальных княжеств. Эти налоги в XV в. приходилось выбивать только путём военной демонстрации, – заключил Т. Жумаганбетов.
На заседании панельной секции звучали такие темы, как «Некоторые архитектурные памятники Сарайшыка», о чем поведал доктор исторических наук международного казахско-турецкого университета им. Ходжи Ахмеда ЯсавиМухтара Кожа; «Проблемы распада Золотой Орды», ее озвучил академик НАН Казахстана БерекетКарибаев; «Сказания о Сарайшыке» от кандидата исторических наук АУ им. Х. ДосмухамедоваЖенисбека Мустафина; «Роль Касым хана в укреплении казахской государственности», кандидатаисторических наук Атырауского университета нефти и газа им. С. УтебаеваБолатаНыгметова.
Все историки обменялись контактами и сошлись во мнении – продвигать свои идеи далее – во имя сохранения исторической памяти о Золотой Орде.
Прямая речь:
Берекет Карибаев, профессор:
– Касым хан – знаменитый казахский хан, и при нем, как говорят источники, казахи достигли численности населения порядка миллиона, одного войска было 400 тысяч человек! Казахское ханство при Касым хане было самым сильным государством в Центральной Азии. Касым хан умер и похоронен в Сарайшыке. В этом году исполнилось 575 лет со дня его рождения и 500 лет со дня его смерти. Добавлю, что в этом году будет сниматься художественный фильм про Касым хана.
Я рад, что в этом году, когда мы празднуем 30-летие Независимости Республики Казахстан, обращаем свои взоры туда, к истории, к Золотой Орде. Город Сарайшык является частью истории Золотой Орды!
Коптлеу Тажигалиев, член поискового объединения «Atamnyn amаnaty»:
– Рад поучаствовать сегодня именно в этом панельном заседании. Хорошо, что мы ищем новые факты, пытаемся еще глубже вникнуть в историю нашей государственности. Все выступления понравились, а в особенности доклад Абельсеита Мухтара, который изучает захоронение Касым хана. Разделяю мнение и археолога Марата Касенова о том, что надо реставрировать то, что сейчас есть в Сарайшыке. Я сам по специальности историк. И тянусь к истокам. Меня воспитывали старейшины, по казахским обычаям и давно рассказывали о ногайлинцах, ногайлинской эпохе.
Надежда ШИЛЬМАН