В режиме тления

В последние дни в нашем регионе возгорание камыша стало проблемой номер один. Почему это происходит, и как с этим бороться? Мы связались с директором республиканской ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Қансонар» по Атырауской области Александром Ивасенко.
– Александр Николаевич, ежегодно жители нашей области страдают от горящего камыша, от едкого дыма, который полностью окутывает город и даже близлежащие районы. В этот год возгорание носит уже масштабный характер, дым охватил сотни гектаров. Почему горит камыш?

– Правильно будет называть тростник и узнать его характеристику. В Северном Прикаспии его много, и он всегда горел, правда, не так часто. Появление такого вида растения связано с повышением температуры воды и накоплением биогенов на берегах. Таким образом, наблюдаются серьёзные изменения в береговой зоне, которые требуют дальнейшего изучения. В последние годы тростник активно захватывает не только морское прибрежье, но и любой другой водоем, и сейчас он нередко произрастает даже в нехарактерных для себя местах, осваивает мелководные пространства и достигает 4-5 метров в высоту, а корни вниз и вокруг растения – 30-40 метров. И они очень крепкие. Сам удивился, когда изучал это, так как я охотник, и для меня немаловажно состояние флоры и фауны Прикаспия. Так вот, тростник – влаголюбивое растение на почвах с близким стоянием грунтовых вод. А это как раз север Каспия с его мелководьем. Тем более растение это многолетнее, то есть с каждым годом только крепнет, корень набирает силу. В нашем регионе за несколько последних лет, пока отходила вода, он пророс на десятки квадратных километров.
Как вы знаете, Каспийское море продолжает стремительно отходить, с каждым годом теряя все больше своей площади. Значит и растительности с каждым годом будет все больше и больше.
– Ну, это понятно. А пожар откуда? Тем более лето еще не достигло своего экватора, сильной атырауской жары не было, солнце, скажем так, не достигло зенита.
– Однозначно это человеческий фактор, неосторожное обращение с огнем. Это очень сложное дело – тушить тлеющую траву. Во-первых, тростник растет в болотистой местности, то есть к месту пожара подъехать практически невозможно, тем более речь идет о морском прибрежье, а это сотни километров. Значит, тушить его можно только сверху. Если удается остановить открытый огонь, это не говорит о том, что всё – пожар ликвидирован. Нет. Тростник горит как торф. Это особый вид пожара на природных территориях, где в силу нехватки кислорода из-за избыточной влаги остатки болотных растений не разлагаются окончательно и начинают тлеть, периодически возгораясь. Открытые очаги пламени бывают довольно редко, там, где есть какая-то растительность, деревья, например, могут гореть открытым пламенем, а у корней идет тление. Когда горение доходит до грунтовых вод, оно прекращается. Тление происходит из-за недостатка кислорода. В таком случае выделяется большое количество дыма, который представляет собой смесь горючих и негорючих газов. Если бы трава горела с большим доступом кислорода, то никакого дыма бы не было, просто выгорел бы участок, и все. А еще ветер дует, распространяет горение на другие участки, захватывает большие площади. Нескольких гектаров достаточно, чтобы наделать много бед.
– Александр Николаевич, вы уже много лет работаете в этой сфере, хорошо знаете Северный Прикаспий. Обошли низменность вдоль и поперек. Как вы думаете, почему возникают сложности с тушением?
– Это неразвитая инфраструктура – отсутствие дорог и сильная заболоченность затрудняют проезд техники к месту. Это я точно знаю. Поэтому тушат в основном с помощью авиатехники. На некоторых участках тушение наземными силами и средствами невозможно.Большие проблемы с источником воды для пожарных машин, даже если они каким-то образом доедут до места возгорания. Наш регион имеет резко континентальный климат и ветра у нас нередки, а они могут вызывать повторное появление огня в тлеющей растительности.
– Какие же меры предпринять для решения проблемы? Некоторые жители предлагают создать волонтерскую группу и поехать тушить возгорания…
– Нет, это небезопасно. Никто вас туда не пустит. Так рассуждают только те, кто не был там, не обследовал всю территорию.
– Может, стоит начать собирать тростники для стройматериала? Для изготовления мебели, например, для дачи, для отдыха.
– Допустим, тростник вы собрали. А там же еще есть своеобразная подстилка, корень все равно останется. Собирать тростник – это мышиная возня.
– И что вы предлагаете?
– Первым делом надо усилить охрану, ведь это – заповедная зона, государственный природный резерват, там есть охрана, инспекторы. Можно также поставить камеры видеонаблюдения. Еще один вариант – провести так называемые противопожарные полосы методом вспашки, отделить их таким способом, то есть разделить территорию на квадраты. Очень важно проводить среди населения разъяснительную работу, объясняя жителям, учащимся, какую беду может натворить брошенный в сухую траву окурок. Это тоже даст результат. Надо понимать, что тростник этот или камыш никуда не исчезнет, если есть море, водоемы. Эта проблема будет возникать каждый год в теплое время, и она не исчезнет сама собой. Надо принимать серьезные меры.
СПРАВКА «ПК»
Александр Ивасенко – выпускник факультета охотоведения Иркутской сельскохозяйственной академии 1987 года. Руководил Атырауской областной государственной охотоинспекцией, госохотпромхозом, работал в управлении госконтроля за животным и растительным миром, управлении лесного и охотничьего хозяйства, в государственном природном резервате «Акжайык», в настоящее время он в «Қансонаре».
Записала Марина КУАНЫШЕВА
Фото из архива А. ИВАСЕНКО