Новости

Учиться

Богатство государства и благосостояние его населения абсолютно не зависят от размера территории, от недр, от изобилия пригодных для земледелия и скотоводства земель.

Все вышеперечисленное может сыграть очень важную роль в процветании страны, но, к великому сожалению, может и крайне негативно сказаться на ее развитии. К чему я это? Как и большинство своих сограждан, я долгое время гордился, что Казахстан занимает девятое место в мире по обширности своей территории, что наши недра содержат почти всю таблицу Менделеева, что… впрочем, про богатую историю речь заводить не буду, сегодня другая цель. А потом пришло отрезвление. Да, по воле Бога и стараниями предков мы имеем огромнейший потенциал, чтобы построить одно из самых привлекательных государств в мире. Сможем ли? Мне кажется, что не будь у нас столько нефти, Казахстан за эти 30 лет независимости мог бы намного уйти вперед по пути построения крепкой экономики и демократизации. В неумелых и нечистоплотных руках черное золото стало проклятием для народа. Мы уверены, что пока работают нефтекачалки, в Казахстане не будет голода, и не задумываемся, что может статься так, что и полноценного свободного и демократического общества тоже не будет. Пока есть нефть, власти не озаботятся всерьез развитием малого и среднего бизнеса, ограничиваясь громкими декларациями, пока есть нефть, среднестатистический гражданин Казахстана не будет активно участвовать в общественной жизни страны, ибо «шүкіршілік – с голода не умираем, в обносках не ходим».

img 1356
img 1354
img 1353

Впрочем, не я первый об этом говорю и никакого велосипеда не изобретаю. Сейчас речь о другом. Инвестиции очень важны и нужны. Но чаще всего, нет, практически всегда, мы говорим об их размерах в денежном выражении и только. А я бы хотел, чтобы наш народ, прежде всего, учился у иностранных инвесторов организации труда, налаживанию взаимоотношений между руководящим составом и рабочими, выполнению компанией своих обязательств перед коллективом, бережному отношению к рабочему человеку. И примером может служить ТШО. Почему именно он? Да потому что ТШО – образец, проверено на собственном опыте.

В обществе бытует мнение, что иностранцы только выкачивают богатства страны, эксплуатируют местное население, портят экологию и ничего не дают взамен. Не могу согласиться. О благотворительной деятельности ТШО, о программе «Игілік» говорить не буду, уже говорено-переговорено. Я хотел бы учиться у иностранцев. Во-первых, ответственности. Причем, не только в производстве, но и в повседневной жизни. Расскажу один случай – слышал, работая на Тенгизе. Мой водитель ранее работал в самой компании и возил одного руководителя среднего звена – американца. Дальше с его слов: «Как-то со Смитом (имя взято с потолка) встречали его коллегу и земляка в аэропорту. Они встретились, сели в машину и сразу начали очень жарко спорить. Языка я не понимаю, а потому весь извелся – любопытно же, с чего это обычно очень сдержанный шеф вдруг так разволновался? Еле дождался, когда высадил их у гостиницы. Ах да, с нами была переводчица, которую не было времени сразу отвезти домой – опаздывали в аэропорт. Так вот, как только мы остались с ней, я в нетерпении посмотрел на нее. Все оказалось просто. Будучи в Америке, один приехал к другому в гости, они немного выпили в честь встречи, а потом гость уехал на своей машине, не послушав коллегу, что это опасно. Хозяин дома, не сумев переубедить гостя, позвонил в полицию и сообщил, что по такому-то шоссе, в таком-то направлении, на автомашине такой-то марки с такими-то номерами за рулем едет нетрезвый водитель. Естественно, полицейские остановили и наказали нарушителя. Вот теперь они ссорились: один обвинял другого в стукачестве, а другой возражал и доказывал, что спасал его от несчастного случая». Мой водитель смеялся и говорил, что вот, мол, какие эти америкосы – сплошь стукачи и доносчики. Я тоже посмеялся над «недружными» американцами. Но по зрелым размышлениям понял, что хозяин-то дома прав. А если бы нетрезвый водитель не справился с управлением – покалечился бы сам или покалечил пешехода… Разве уплаченный штраф стоит человеческой жизни? И все же, полностью принимая правоту стукача, сам бы я поступил так же? Да никогда в жизни. Не тот менталитет. А общество должно прийти к такому пониманию. У нас, казахов, прекрасные традиции, которые необходимо сохранить и соблюдать, но от некоторых укоренившихся привычек надо избавляться. Сразу не получится, но к этому надо стремиться.

Другой случай. Это я наблюдал своими глазами. На дороге, ведущей в промзону, на Тенгизе, перевернулся автокран. Обошлось без жертв, но кран этот лежал на обочине почти две недели. А потом пригнали необходимую технику и за полчаса поставили его на колеса и эвакуировали, причем своим ходом. Если бы это случилось не на территории, подведомственной иностранной компании, инцидент ликвидировали бы максимум за час, при этом постаравшись скрыть случившееся от вышестоящих инстанций. А тут? Мы смеялись над бюрократизмом американцев и неуклюжестью их действий. И только спустя некоторое время я узнал, что прежде чем увести потерпевшую аварию технику, служба безопасности выяснила все обстоятельства происшествия, оценила все риски, связанные с ликвидацией последствий аварии, согласовала свои действия со всеми смежниками и только потом приступила к главному. А это, самое главное заняло не больше получаса. Основательность, а не привычка полагаться на авось – вот то самое незыблемое правило, на котором строится трудовой процесс иностранной компании. 

Помню и встречи с тогдашним руководителем проекта. Он часто встречался с разными коллективами, рассказывал о делах компании, предупреждал о рисках, призывал соблюдать технику безопасности везде. И всегда оставалось ощущение, что руководство искренне заботится о благополучии всех членов коллектива, не разделяя их по категориям и рангам. 

В ТШО на первое место ставится безопасность труда, на обеспечение средствами индивидуальной защиты не жалеют средств. Деньги – на втором или каком-нибудь другом месте. В жаркую погоду мы часто возмущались, что приходится носить берцы – полностью закрытые ботинки с высоким голенищем. Но ровно до тех пор, пока одного, решившего пренебречь этим требованием, не укусил каракурт – еле откачали. А самое удивительное для нас было то, что все предъявляемые к нам требования неукоснительно соблюдал и руководящий состав – до самого верха. Все – начиная от скорости передвижения на территории и пристегивания ремней безопасности до обязательного ношения пылезащитных очков.

В армии, когда нас, новобранцев, заставляли учить устав Вооруженных сил, нам всегда повторяли, что он написан кровью солдат. По молодости лет я не понимал тогда смысла этих слов. Вот и правила соблюдения безопасности труда тоже написаны кровью – кровью упавших с высоты, задохнувшихся в колодцах, попавших в автокатастрофу и прочее, прочее. В ТШО каждый рабочий день начинается с инструктажа: пока не заполнен наряд – заказы с полным определением рисков, пока все возможные опасности и способы их избежать не доведены до каждого, находящегося в рабочей зоне, человека, к делу не приступали. Поэтому и столь редки травмы и непоправимые случаи на Тенгизе, где трудятся десятки тысяч человек.

Вы думаете в Казахстане не знают этих правил? Ни разу не угадали. Как признался один инженер по технике безопасности труда из Италии, у нас, оказывается, все намного жестче, но есть одна ма-аленькая проблема – они не соблюдаются или же соблюдаются только формально. Вот этому и надо учиться у иностранных компаний – культуре труда. И лучших наставников, чем в ТШО, вряд ли можно найти в мире.

Если люди, пусть и нехотя, но приучатся соблюдать все меры, необходимые для недопущения аварийных ситуаций, травм, связанных с человеческим фактором, то через какое-то время это входит в привычку, становится неотъемлемой частью повседневного поведения. В доказательство еще один пример из жизни. Мой друг, работающий на Тенгизе, даже на заднем сиденье машины застегивает ремень безопасности.

Кайрат САТАЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button