Учиться
Богатство государства и благосостояние его населения абсолютно не зависят от размера территории, от недр, от изобилия пригодных для земледелия и скотоводства земель.
Все вышеперечисленное может сыграть очень важную роль в процветании страны, но, к великому сожалению, может и крайне негативно сказаться на ее развитии. К чему я это? Как и большинство своих сограждан, я долгое время гордился, что Казахстан занимает девятое место в мире по обширности своей территории, что наши недра содержат почти всю таблицу Менделеева, что… впрочем, про богатую историю речь заводить не буду, сегодня другая цель. А потом пришло отрезвление. Да, по воле Бога и стараниями предков мы имеем огромнейший потенциал, чтобы построить одно из самых привлекательных государств в мире. Сможем ли? Мне кажется, что не будь у нас столько нефти, Казахстан за эти 30 лет независимости мог бы намного уйти вперед по пути построения крепкой экономики и демократизации. В неумелых и нечистоплотных руках черное золото стало проклятием для народа. Мы уверены, что пока работают нефтекачалки, в Казахстане не будет голода, и не задумываемся, что может статься так, что и полноценного свободного и демократического общества тоже не будет. Пока есть нефть, власти не озаботятся всерьез развитием малого и среднего бизнеса, ограничиваясь громкими декларациями, пока есть нефть, среднестатистический гражданин Казахстана не будет активно участвовать в общественной жизни страны, ибо «шүкіршілік – с голода не умираем, в обносках не ходим».
Впрочем, не я первый об этом говорю и никакого велосипеда не изобретаю. Сейчас речь о другом. Инвестиции очень важны и нужны. Но чаще всего, нет, практически всегда, мы говорим об их размерах в денежном выражении и только. А я бы хотел, чтобы наш народ, прежде всего, учился у иностранных инвесторов организации труда, налаживанию взаимоотношений между руководящим составом и рабочими, выполнению компанией своих обязательств перед коллективом, бережному отношению к рабочему человеку. И примером может служить ТШО. Почему именно он? Да потому что ТШО – образец, проверено на собственном опыте.
В обществе бытует мнение, что иностранцы только выкачивают богатства страны, эксплуатируют местное население, портят экологию и ничего не дают взамен. Не могу согласиться. О благотворительной деятельности ТШО, о программе «Игілік» говорить не буду, уже говорено-переговорено. Я хотел бы учиться у иностранцев. Во-первых, ответственности. Причем, не только в производстве, но и в повседневной жизни. Расскажу один случай – слышал, работая на Тенгизе. Мой водитель ранее работал в самой компании и возил одного руководителя среднего звена – американца. Дальше с его слов: «Как-то со Смитом (имя взято с потолка) встречали его коллегу и земляка в аэропорту. Они встретились, сели в машину и сразу начали очень жарко спорить. Языка я не понимаю, а потому весь извелся – любопытно же, с чего это обычно очень сдержанный шеф вдруг так разволновался? Еле дождался, когда высадил их у гостиницы. Ах да, с нами была переводчица, которую не было времени сразу отвезти домой – опаздывали в аэропорт. Так вот, как только мы остались с ней, я в нетерпении посмотрел на нее. Все оказалось просто. Будучи в Америке, один приехал к другому в гости, они немного выпили в честь встречи, а потом гость уехал на своей машине, не послушав коллегу, что это опасно. Хозяин дома, не сумев переубедить гостя, позвонил в полицию и сообщил, что по такому-то шоссе, в таком-то направлении, на автомашине такой-то марки с такими-то номерами за рулем едет нетрезвый водитель. Естественно, полицейские остановили и наказали нарушителя. Вот теперь они ссорились: один обвинял другого в стукачестве, а другой возражал и доказывал, что спасал его от несчастного случая». Мой водитель смеялся и говорил, что вот, мол, какие эти америкосы – сплошь стукачи и доносчики. Я тоже посмеялся над «недружными» американцами. Но по зрелым размышлениям понял, что хозяин-то дома прав. А если бы нетрезвый водитель не справился с управлением – покалечился бы сам или покалечил пешехода… Разве уплаченный штраф стоит человеческой жизни? И все же, полностью принимая правоту стукача, сам бы я поступил так же? Да никогда в жизни. Не тот менталитет. А общество должно прийти к такому пониманию. У нас, казахов, прекрасные традиции, которые необходимо сохранить и соблюдать, но от некоторых укоренившихся привычек надо избавляться. Сразу не получится, но к этому надо стремиться.
Другой случай. Это я наблюдал своими глазами. На дороге, ведущей в промзону, на Тенгизе, перевернулся автокран. Обошлось без жертв, но кран этот лежал на обочине почти две недели. А потом пригнали необходимую технику и за полчаса поставили его на колеса и эвакуировали, причем своим ходом. Если бы это случилось не на территории, подведомственной иностранной компании, инцидент ликвидировали бы максимум за час, при этом постаравшись скрыть случившееся от вышестоящих инстанций. А тут? Мы смеялись над бюрократизмом американцев и неуклюжестью их действий. И только спустя некоторое время я узнал, что прежде чем увести потерпевшую аварию технику, служба безопасности выяснила все обстоятельства происшествия, оценила все риски, связанные с ликвидацией последствий аварии, согласовала свои действия со всеми смежниками и только потом приступила к главному. А это, самое главное заняло не больше получаса. Основательность, а не привычка полагаться на авось – вот то самое незыблемое правило, на котором строится трудовой процесс иностранной компании.
Помню и встречи с тогдашним руководителем проекта. Он часто встречался с разными коллективами, рассказывал о делах компании, предупреждал о рисках, призывал соблюдать технику безопасности везде. И всегда оставалось ощущение, что руководство искренне заботится о благополучии всех членов коллектива, не разделяя их по категориям и рангам.
В ТШО на первое место ставится безопасность труда, на обеспечение средствами индивидуальной защиты не жалеют средств. Деньги – на втором или каком-нибудь другом месте. В жаркую погоду мы часто возмущались, что приходится носить берцы – полностью закрытые ботинки с высоким голенищем. Но ровно до тех пор, пока одного, решившего пренебречь этим требованием, не укусил каракурт – еле откачали. А самое удивительное для нас было то, что все предъявляемые к нам требования неукоснительно соблюдал и руководящий состав – до самого верха. Все – начиная от скорости передвижения на территории и пристегивания ремней безопасности до обязательного ношения пылезащитных очков.
В армии, когда нас, новобранцев, заставляли учить устав Вооруженных сил, нам всегда повторяли, что он написан кровью солдат. По молодости лет я не понимал тогда смысла этих слов. Вот и правила соблюдения безопасности труда тоже написаны кровью – кровью упавших с высоты, задохнувшихся в колодцах, попавших в автокатастрофу и прочее, прочее. В ТШО каждый рабочий день начинается с инструктажа: пока не заполнен наряд – заказы с полным определением рисков, пока все возможные опасности и способы их избежать не доведены до каждого, находящегося в рабочей зоне, человека, к делу не приступали. Поэтому и столь редки травмы и непоправимые случаи на Тенгизе, где трудятся десятки тысяч человек.
Вы думаете в Казахстане не знают этих правил? Ни разу не угадали. Как признался один инженер по технике безопасности труда из Италии, у нас, оказывается, все намного жестче, но есть одна ма-аленькая проблема – они не соблюдаются или же соблюдаются только формально. Вот этому и надо учиться у иностранных компаний – культуре труда. И лучших наставников, чем в ТШО, вряд ли можно найти в мире.
Если люди, пусть и нехотя, но приучатся соблюдать все меры, необходимые для недопущения аварийных ситуаций, травм, связанных с человеческим фактором, то через какое-то время это входит в привычку, становится неотъемлемой частью повседневного поведения. В доказательство еще один пример из жизни. Мой друг, работающий на Тенгизе, даже на заднем сиденье машины застегивает ремень безопасности.
Кайрат САТАЕВ