СМИ и масс-медиа – триггер для многих общественных явлений?
Что изменится с введением нового закона о масс-медиа и как это повлияет на обычного пользователя? Думаю, что непосредственно завтра-послезавтра ничего не поменяется. Но есть определенные моменты, связанные со структурой программного вещания, со структурой распределения программ. Соответственно это определённым образом будет влиять на инфопредпочтения. Кроме того, это вопрос в пользу более качественного и отечественного контента: сокращение ретрансляции и увеличение доли передач на государственном языке. Здесь как раз влияние на обычного пользователя есть.
СМИ и масс-медиа – это триггер для многих общественных явлений. И нормально, что закон достаточно долго проходил экспертизу и рассмотрение, попав на стол Президента уже в выверенном варианте. Могу сказать по своему опыту, как эксперта, который много работает с масс-медиа: меня привлекал соответствующий НИИ с просьбой дать определенный комментарий, связанный со структурой закона. Не буду раскрывать детали своего заключения, тем не менее, отмечу: даже после первого чтения мне приходилось участвовать в законотворческой работе как эксперт, который оценивает влияние той или иной законодательной нормы.
Установление срока исковой давности в один год – это, наверное, действительно защита и повышение статуса журналиста. Потому что предъявлять требования к материалам по опровержению можно только в том случае, если сведения, которые порочат честь и достоинство того, кто подает иск, были опубликованы в течении года и невозможно будет начать какие-то процессы по публикации 5, 7-летней давности. Думаю, что это будет уменьшать шансы каких-то информационных войн и заказных пиар-компаний.
Что касается перехода от государственного информационного заказа к грантовому финансированию. Считаю, это — переход к конкурентному информационному полю, где, условно говоря, читатель будет голосовать лайками, заходами и всем остальным. Соответственно, наверное, тот, кто выигрывает грант, обязан делать более качественный контент, чтобы, во-первых, отработать это финансирование, и, во-вторых, суметь получить его и дальше.
Как пользователь порталов и газет я ожидаю, что с введением нового закона у нас появятся более интересные передачи, которые будет хотеться смотреть. И эти передачи станут достойными конкурентами ретрансляции тех же российских ток-шоу, сериалов. Мне бы хотелось бы видеть свой отечественный продукт, который мне хотелось бы смотреть.
Таисия МАРМОНТОВА
политолог, научный руководитель центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг»