Предложения крестьян будут рассмотрены
Высокая стоимость дизельного топлива и минеральных удобрений, аварийное состояние оросительных каналов, недостаток рабочей силы, дороговизна сельхозтехники, отсутствие аналитической работы по изучению эффективности применения новых технологий по повышению продуктивности сельского хозяйства. Эти и другие проблемы тормозят развитие аграрной отрасли. Об этом говорилось на прошедшей встрече депутата Мажилиса Парламента РК Нурлыбека Ожаева с членами общественного совета по развитию аграрного сектора при областном филиале партии «Nur Otan».
Алма ТУРГАНОВА
На заседание совета было вынесено два актуальных вопроса – подготовка к весенне-полевым работам и состояние оросительно-обводнительных каналов области. Руководители областного управления сельского хозяйства и Атырауского филиала «Каз Су Шар» Амангельды Саламат и Асланбек Рысжанов рассказали о ситуации по данным вопросам.
Так, по словам А. Рысжанова, каналы области за последние 30-40 лет не видели ремонта. Они в ветхом состоянии, соответственно их пропускная способность на очень низком уровне. Последние годы климат в регионе становится все засушливее, и работа каналов очень важна для развития животноводства и растениеводства. В 2019-2021 гг. из местного бюджета были выделены средства для ремонта нескольких каналов Махамбетского и Индерского районов, на сегодня они идут к завершению. Также параллельно проводится подготовка ПСД для других подобных объектов области. Кроме того, в республиканский проект на ремонт в 2022-2025 гг. включены шесть каналов, а в рамках реализации программы «Жасыл Қазақстан» еще восемь оросительных артерий.
Между тем члены совета озвучили существующие проблемы. К примеру, несколько лет назад резко выросли цены на сельхозтехнику, и она стала недоступна. А как крестьянину работать без техники? Выяснилось, что рост был искусственный из-за незаконно введенного утильсбора. Надо отменить его совсем, иначе нет развития сельскому хозяйству. Еще отрасли не дает развиваться постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы, а ведь мы «сидим» на нефти, почему бы не поддержать своих жителей? Также пора реально развивать кооперацию, иначе фермерам не выжить в одиночку. А еще нужно вернуть машинно-тракторные станции (МТС), чтобы на местах ремонтировать технику.
Проект закона о создании личных подворных хозяйств отправлен на доработку. Вообще, надо признать, многие проекты, касающиеся развития сельского хозяйства, приходят к нам в сыром виде.
– Насчет каналов хотел бы сказать: есть каналы с большой протяженностью — более 100 км, ремонтировать их очень дорого. Может, стоит рассмотреть в пилотном режиме замену каналов на водопроводы, конечно, с организацией небольших озер для водопоя скота? Все озвученные предложения я заберу на рассмотрение комитета по аграрным вопросам Мажилиса, — заверил Н. Ожаев.