По всей стране идет работа по цифровизации музеев
В областном историко-краеведческом музее также установлена программа автоматизации фондовых экспонатов. На то, чтобы этот процесс охватил весь музейный фонд, понадобится 1,5-2 года. Ведь в фонде музея хранятся более 60 тысяч экспонатов основного фонда и более 30 – вспомогательного.
Об этом рассказала директор областного историко-краеведческого музея Рашида Харипова в ходе проведения в музее двухдневного республиканского семинара-тренинга «Цифровой музей и музей туризма».
– Перевод всех экспонатов музеев региона в электронный формат позволит, прежде всего, облегчить работу сотрудников учреждений, а также систематизировать фонды, – сказала Рашида Харипова. – Цифровизация даст большие возможности. В будущем мы сможем создавать 3D-модели экспонатов, озвучивать их. Сегодня, к примеру, каждый раз, выезжая на передвижные выставки, нам приходится вводить данные каждого экспоната по-новому. А после цифровизации достаточно будет ввести штрих-код экспоната, и вся информация о нем будет выходить автоматически. На сегодня в музее функционирует аудиогид. То есть магнитофон с наушниками, им чаще всего пользуются иностранные посетители. Он позволяет им самостоятельно знакомиться с экспозициями. Причем услуга предоставляется на казахском, русском, английском, турецком и китайском языках.
В семинаре приняли участие тренеры по музейному туризму, созданию экспозиций по новым технологиям, менеджменту и маркетингу, оцифровке ценностей, переходу на 3D-модели. Это лекторы из Турции, России, Алматы, Нур-Султана. Двухдневный семинар проходил с освоением теоретических и практических навыков.
Понятие «туризм» в музее означает экскурсию по сакральным местам, историческим достопримечательностям. Тому, как это сделать интересно, обучал сотрудников член правления Ассоциации экскурсоводов Антальи Мустафа Ялчынкая, проводящий экскурсии на русском и английском языках.
– В Казахстане наблюдается большой динамизм в сфере развития туризма. Поскольку Турция в этом плане имеет большой опыт, мы с удовольствием делимся им с коллегами, – рассказал Мустафа Ялчынкая. – Человек приходит в музей, когда хочет отдохнуть, сделать паузу в своей напряженной рутинной жизни. И в этот момент задача экскурсовода – удивить, заставить размышлять, вдохновить и при этом расширить кругозор человека, экскурсовод при этом должен быть немного артистом, психологом. А, кроме того, эрудированным и любознательным. В Турции многое делается для привлечения посетителей. Существует система внедрения музейных карточек, примерно за 20 долларов, и в течение года люди посещают музеи, школьные и студенческие занятия зачастую проходят на территории музеев, они играют активную роль в культурной жизни городов – у нас проходят концерты, театральные постановки, различные мастер-классы, семинары.
Представитель компании «НАТ Казахстан» из Нур-Султана Ерлан Кузжанов обучал сотрудников музея оцифровке данных.
– Сегодня людям интересно через Интернет заглянуть в музей и увидеть его экспонаты, – сказал Ерлан Кузжанов. – Чтобы представить картину в 3D-формате, ее нужно сфотографировать с нескольких ракурсов, чтобы создать его полноценную цифровую версию, затем все эти фото совмещаются вместе, и вы словно окажетесь внутри этой картины, она будет вокруг вас в трехмерном изображении. В Казахстане 3D-формат применяется в Национальном музее в Нур-Султане, на выставке ЭКСПО. Есть также такое применяемое в музеях понятие, как «3D-печать», допустим, у экспоната отсутствует какая-то часть, тогда через оцифровку можно создать компьютерную модель этого экспоната, дополнив его, и распечатать. Сегодня наша цель – сделать первый шаг ко всему этому – автоматизировать учет всех музейных ценностей фондов в централизованную базу данных.
Жанат ШАЯХМЕТОВА