Платные дороги в Атырауской области будут открытого типа
На общественных слушаниях по поводу предстоящего введения оплаты на автодороге «Атырау-Доссор-Бейнеу-гр. Узбекистана» представители АО «НК «КазАвтоЖол» разъяснили, какие требования предъявляются к платным автодорогам.
На сегодня в Казахстане действуют четыре платные дороги — автобан «Нур-Султан – Щучинск», в 2019 году были запущены «Нур-Султан-Темиртау», «Алматы-Капшагай» и «Алматы-Хоргос». В Атырауской области, кроме дороги «Атырау-Доссор-Бейнеу-гр.Узбекистана», платными планируют сделать автодороги «Атырау-Актюбе», «Атырау-граница с РФ» (до села Котяевка/Байда) после завершения их реконструкции. Эти дороги отнесены ко II-ой технической категории – двухполосных. Пока что в нашем регионе нет дорог I-ой технической категории, то есть четырех-шестиполосных дорог республиканского значения. В перспективе к 2025 году все платные автомобильные дороги в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК намереваются перевести в I категорию. Как скоро это начнется на деле, и во сколько это обойдется, пока не раскрывается.
Все платные автодороги обязательно должны иметь ночное освещение и ограждения от скота на ответственных участках, а также светоотражатели и катафоты, помогающие водителям ориентироваться на дороге в ночное время. А смарт-система мониторинга следит за интенсивностью трафика и скоростью участников дорожного движения. Также на платных дорогах ежедневно и круглосуточно работает call-центр с коротким номером 1403, на который водители могут позвонить бесплатно с сотового или стационарного телефона и получить ответы на вопросы, касающиеся платных автодорог.
Кроме этого, на платных участках ведется круглосуточный патруль: дорожные службы проверяют состояние проезжей части, осуществляют уборку проезжей части и оказывают оперативную помощь в случае чрезвычайной ситуации. Внедрение платных дорог включает в себя и развитие придорожной инфраструктуры, это места для отдыха и парковки, отели, супермаркеты, туалеты, аптеки и т.п. К примеру, на трассе «Нур-Султан-Щучинск» – 37 объектов придорожного сервиса, на участке «Нур-Султан-Темиртау» – 11, «Алматы-Хоргос» – 6, «Алматы-Капшагай» – 5 ОПС. Кроме того, вдоль платного участка расположены модульные павильоны с теплыми туалетами, кафе и магазинами. Эти объекты сдаются в аренду предпринимателям и обеспечивают работой население близлежащих населенных пунктов. «КазАвтоЖол» имеет соглашения с крупными сетевыми автозаправочными станциями «GasEnergy», «КазТрансГаз», «Compass», «Sinooil», «PetroRetail» и «М-36» по строительству 134 современных придорожных комплексов до конца 2024 года на всех республиканских автодорогах. В них расположатся гостиницы, фуд-корты, супермаркеты, душевые кабины, а также станции для зарядки электромобилей.
Как пояснил пресс-секретарь АО «НК «КазАвтоЖол» Диас Ахметшарип на новых дорогах будет внедряться открытая система взимания платы.
— Она подразумевает полное отсутствие шлагбаумов на платных участках. Проезд автомобилей будет фиксироваться на контрольных арках при помощи специальных камер и оборудования. Для оплаты проезда предусмотрено более 20 видов пополнения счета по госномеру автотранспорта. Для водителей легковых автомобилей проезд по дорогам ІІ-ІІІ технических категорий будет бесплатным. На трассах І категории жителям прилегающих к дороге районов предлагается льготный проезд по годовому абонементу. Также планируется освободить от платы ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов, а также приравненных к ним, — сказал он.
Для удобства пользователей национальная компания «КазАвтоЖол» разработала мобильное приложение QAJ Mobile. С его помощью водители могут узнать остаток на своем балансе, задать интересующие вопросы. В процессе разработки такие функции, как составление маршрута от точки А до точки Б (километраж и стоимость), интерактивная карта с указанием всех придорожных сервисов вдоль автодорог и Push-уведомления.