Открыто без «Ashyq»
Тему для очередного фоторепортажа нам подсказал сам Глава государства, проведя накануне совещание по эпидемиологической ситуации в стране.
– Следует учитывать тот факт, что заражения в основном происходят в торгово-развлекательных центрах, кафе и ресторанах. В этих условиях меры предосторожности, включая вакцинацию, приобретают особо важное значение, – подчеркнул Глава государства, отметив, что в вопросе вакцинации крайне важна солидарная позиция отечественного бизнеса.
Зона доступа
Так ли это на самом деле, и как обстоят дела в нашем Атырау? С такой целью мы отправились на самый многолюдный и относительно цивильный проспект Сатпаева, где расположены многие рестораны, банки, крупные магазины, салоны красоты и торгово-развлекательные центры. Сразу отметим, что статья не имеет заказного, рекламного или, наоборот, антирекламного характера. Все только то, с чем мы столкнулись, увидели и услышали.
Первым на нашем пути оказался магазин сотовой связи «Теле2», расположенный по адресу: проспект Сатпаева, 32. Чисто, уютно, тихо. Как будто жизнь замерла. Продавец-консультант предложила номера телефонов «всего лишь за 600 тенге плюс бонусы». И ни маски тебе, ни антисептика, ни тем более приложения «Ashyq» для регистрации посетителей в общественных заведениях. Буклеты, напоминания о пандемии и все, что связано с этим, в этом магазине висят на входной двери.
«Теле2» делит одно крыльцо с отделением «Kaspi банка». В небольшом помещении работали терминал, касса, операционный зал и зал для посетителей. В банковском отделении было довольно многолюдно, можно даже сказать, столпотворение. Никто у входа не интересовался температурой тела, не предлагал обработать руки антисептиком. У них тоже не было приложения «Ashyq». В общем, все, как было до пандемии. Консультанты просто интересовались: «Чем вам помочь»?»
Следующее здание за филиалом банка – небольшое кафе Kazburger. Наконец-то на входе мы увидели заветный QR-код для сканирования, но решили проигнорировать для эксперимента. И он удался – никто не предложил нам проверить доступ в здание по коду, лишь унылые официанты подросткового возраста ждали своих посетителей и только. Поинтересовавшись меню, задав еще пару-тройку вопросов кассиру, мы поспешили из кафе в надежде, что в салоне красоты, который расположился по соседству, у нас потребуют-таки приложение, и если красный и желтый цвет, то, как минимум, посоветуют подобру-поздорову изолироваться, а сами сообщат в санэпидемстанцию для принятия мер. Но ничего такого в салоне красоты «Aylin beauty» не было. Специалист по маникюру, маска которой плотно закрывала лишь подбородок, просто тихо и молча записала меня на завтра на маникюр, который я и не собиралась делать. Ни бахил, ни антисептика, ни тем более приложения, по которому должна работать, так сказать, уязвимая часть услуг, коими всегда были салоны красоты, где легко можно подхватить любую инфекцию, если не соблюдать нормы и правила гигиены.
Ломбард «Актив», салон женской одежды «AGM STORE», которые друг за другом идут по Сатпаева, 32, и не думали у кого-либо попросить надеть маску. Интересно, слышали ли они о существовании приложения «Ashyq»?
И лишь охранник туристического агентства «Otrar Travel», который, видимо, заскучал и вышел на крылечко посидеть, открыл двери, измерил температуру тела и предложил обработать руки, щедро налив мне в ладони жидкий раствор.
Но программы «Ashyq» в турагентстве не было, хотя в сезон это самый посещаемый объект. На все вопросы о приложении владельцы, администраторы, консультанты, продавцы или официанты отвечали, что они дали заявки и со дня на день ждут выдачи. Попадались и те, кто вообще не знает о существовании такого приложения. Как, например, двое парней из ломбарда, бурно выяснявшие отношения, невзирая на посетителей.
Перейдя дорогу, мы оказались на другой стороне проспекта, и первым объектом на нашем пути была одна из точек сети быстрого питания «Burger king». Приложение «Ashyq» было установлено на стекле у входной двери, но мы опять его проигнорировали, и никто не проверил этот факт. Кафе только «просыпалось» от ночного отдыха, поэтому только-только набирало клиентов. Похоже, здесь никому нет дела до посетителей – зашел ли ты с маской, обработал ли руки и сидите ли вы далеко друг друга.
ИИН пойдёт любой
– Маска, маска! – напомнил нам охранник торгового дома «Ардагер», где есть немало бутиков и торговых ларьков, расположенных прямо в холле. Надев защитное средство, мы направились в кинотеатр, расположенный на втором этаже. Тут детям крутили мультипликационный фильм «Космический джем: новое поколение». Далее у нас состоялся такой диалог с работниками кинотеатра:
– А в зал можно всем ходить?
– Да, конечно.
– А как же карантин? Приложение работает?
– Детям приложение не нужно, только взрослым.
– А если у меня нет приложения?
– Можно с удостоверением личности или достаточно назвать свой ИИН.
– Спасибо! – сказала я и поплелась дальше.
Вот это да! Можно назвать свой ИИН или сестры, подруги, соседки, главное, чтобы совпал пол и примерно возраст. И все, никаких преград. Лежит себе сейчас дома на диване контактник, скучно ему стало, и он может прямиком попасть в кинозал, всего лишь назвав ИИН своего родственника. Можно было и не заходить в бутики торгового дома «Ардагер», понятное дело, что здесь не до приложения и мер безопасности. Тут и так покупатель – редкий гость, а вы еще хотите мерами безопасности отпугнуть.
Мы не сдавались и решили посетить отделение «Сбербанка», расположенное по улице Кулманова, 119А. Уж где-где, а банки просто обязаны установить QR-приложение. Штрих-код действительно был, но налеплен он на невидном месте, и никто не проверял – положен ли тебе доступ в здание или ты являешься проблемным пациентом.
Единственным утешением для нас cтала кофейня Angel-in-us Coffee, расположенная по адресу: проспект Сатпаева, 17Б, где кассир предложил пробить свои данные по программе «Ashyq» и только потом согласился обслужить. Молодец, парень! Этого мы и ждали от всех остальных.
Много всего разного есть в Доме быта «Онерпаз». Кто хоть раз был там, подтвердит это. Но вот нет только самого главного – заботы о здоровье. Охрана «Онерпаза» сидит себе, неспешно разгадывая кроссворды. Кто, в каком состоянии зашел, с чем пришел его, похоже, не интересует. А может и верно. Как говорится, наше здоровье в наших руках. Но вот нас беспокоит сознание других. Иначе не было бы такой вспышки инфекции и не было вновь антирекорда в Атырау.
В общем, можете смело посещать Дом быта «Онерпаз», никто вас за руку не потащит, никто не остановит, и вообще никому до вас нет дела.
И даже общепит совсем не торопится приобрести приложение, хотя на это неоднократно обращали внимание санитарные врачи. Сеть общественного питания и выпечки «Сауран», один из филиалов которой расположен в торговом доме «Адал» по проспекту Азаттык, 46, предлагает все, что душе угодно, но только не безопасность. В кулинарию беспрепятственно может пройти каждый из нас.
Также никаких проблем не было при посещении туристического агентства «Онур Трэвел», магазина «КIMEX» и столовой «Injir», расположенных в торговом доме «Агила». Они было доступны всем без какого-либо приложения.
Таким образом, из более чем двадцати объектов малого и среднего бизнеса, которые мы посетили, приложение было только в четырех, и только в одном случае его предложили проверить.
Слово эксперту
Мы попросили представителей Атырауского филиала Национальной палаты предпринимателей прокомментировать эту ситуацию. Как отметил эксперт Палаты Еркебулан Баделов, по области регистрация предпринимателей в программе «Ashyq» началась 26 апреля. И на 22 июля поступило 773 заявки на получение специального QR-кода. Из них 744 объекта получили QR-код.
– Если подробнее, то это 26 фитнес-центров и спорткомплексов, три СПА-центра, четыре кинотеатра, шесть бильярдных клубов, 15 объектов культуры – это театр, филаромния, концертный зал, музеи, дома культуры. У 14 компьютерных клубов, 12 саун, двух боулинг-клубов, одного бассейна, 163 добровольных участника – это бани, офисы,два оператора аэропорта, один железнодорожный вокзал, 26 лотоклубов, 81 отделение «Казпочты», три гостиницы, 12 центров обслуживания населения, четыре детских развлекательных центра, 369 мест общественного питания, – сказал Е. Баделов. – Если говорить по районам, то больше всего, конечно, в областном центре, а меньше всего – в Макатском и Кызылкогинском районах – по 21 объекту. Из этих объектов за нефиксацию посетителей 13 были исключены из программы на две недели. Из 744 объектов 488 прошли тестовый режим и опубликованы на сайте акимата области.
– В чем заключаются плюсы участия бизнеса и населения в проекте?
– Основной плюс – безопасность. В настоящее время бизнес вынужден работать со значительными ограничениями, вызванными угрозой новых вспышек коронавируса. С другой стороны, население также вынуждено подстраиваться под этот режим и отказываться от привычной активности.
Мобильное приложение «Ashyq» позволяет за счет использования QR-кода и интеграции с общей базой ПЦР определить статус посетителя. Таким образом, субъектом бизнеса – участником проекта обеспечивается дополнительный контроль к уже предпринимаемым санитарным мерам.
Поскольку риски заражения гостей и персонала существенным образом уменьшаются, проект позволит оптимизировать алгоритмы продолжения или возобновления деятельности бизнеса в период карантинных ограничений.
– Для чего необходима регистрация посетителей на данном мобильном приложении?
–После сканирования QR-кода в мобильном приложении загорается статус посетителя в цветовом формате, по которому определяется – является ли лицо контактным или инфицированным. «Зеленый» статус – посетитель обозначен в базе данных как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом на Covid-19. «Синий» статус – нет результатов ПЦР-тестирования, не числится как контактный. «Желтый» статус обозначен в базе данных как контактный. «Красный» статус – зарегистрирован в базе с положительным результатом на Covid-19.
– На основании каких данных посетителю присваивается статус?
– Статус присваивается на основании сверки с информационными системами Единый интеграционный портал ПЦР-исследований и Центр Контроля COVID-19 Министерства здравоохранения РК.
– Как будет проходить регистрация иностранцев в мобильном приложении «Ashyq»?
– На данный момент в пилоте не предусмотрена регистрация иностранных лиц, в будущем возможно по номеру паспорта. А пока их состояние можно измерить тепловизором.
– Что делать сотруднику, если у клиента высветился «красный» или «желтый» статус?
– Необходимо соблюдать стандартные меры предосторожности, предполагая, что любой человек может являться носителем вируса. Если у клиента высветился «красный» или «желтый» статус, он препровождается в «зону ожидания» либо не допускается в заведение. О посещении клиента с этим статусом необходимо уведомить территориальное подразделение санитарно-эпидемиологического контроля.
– Как планировать посещение объектов? Сколько по времени сохраняются статусы «желтый» и «красный»?
– Если человек является контактным или инфицированным, он должен находиться на домашнем карантине 14 дней. После 14 дней ему будет автоматически присвоен «синий» статус, если после окончания домашнего карантина он получает отрицательный ПЦР-тест, то ему будет присвоен «зеленый» статус.
«Красный» статус снимается по истечении 14 дней с даты положительного ПЦР-теста. После получения отрицательного результата человек переводится в «зеленый» статус, который сохраняется три дня. Если повторный тест не сдавался, то статус становится «синим».
Лица с «желтым» статусом, или так называемые контактные, переводятся в «синий» статус по истечении 14 календарных дней со дня контакта с лицом, имеющим положительный результат на COVID-19.
– Есть ли возможность проверить статусы без QR кода через ИИН?
–Да, если посетитель не имеет возможности самостоятельно проверить статус, то эту процедуру может осуществить администратор или сотрудник ресепшен с помощью режима «охранника» – через механический ввод в базу номера ИИН с согласия посетителя.
– Каким образом защищаются персональные данные, введенные в данное приложение? Кто за это несет ответственность?
– Приложение прошло испытание на информационную безопасность, и все требования, предъявляемые к информационной безопасности, соблюдены.
Сервера находятся в защищенном контуре АО «НИТ»
– Предусмотрена ли ответственность для участников проекта «Ashyq» за допуск на объект посетителей без проверки статуса?
– Да. Согласно постановлению главного санитарного врача от 13 апреля, на объектах, включенных в проект «Ashyq», субъектом предпринимательства проверяется статус посетителя через QR-код или по ИНН. Нарушения использования приложения выявляются мониторинговыми группами. Участник, нарушивший алгоритм работы, не может вернуться в проект раньше, чем через два месяца.
– То есть проверить, как работает приложение в кафе и ресторанах, может только мониторинговая группа?
– Да, пока только они.
– Будет ли пользование приложением обязательным для всех?
– Ни предпринимателей, ни граждан не будут принуждать пользоваться приложением в обязательном порядке.
– Является ли обязательной установка QR-кода для аптек, небольших продовольственных магазинов у дома?
– Нет, установка приложения для этих объектов не была предусмотрена проектным офисом, за исключением случаев, когда субъект бизнеса хочет установить добровольно.
– Есть ли возможность проверять статус удаленно, не заходя на объект?
– Да, статус можно проверить удаленно на сайте: http://ashyq.kz/. Чтобы проверить свой статус, нужно скачать приложение «Ashyq». При этом QR, размещенный на сайте, является нейтральным, т.е. он не привязан ни к одному из объектов бизнеса.
– Нарушает ли вход в заведения через Ashyq конституционные права граждан на свободное передвижение?
–Конституционные права граждан не нарушаются, т.к. Ashyq внедряется субъектами предпринимательства добровольно. Проверка статусов даёт преимущества самим посетителям, поскольку, попадая на объект, работающий по Ashyq, риски быть контактным с COVID-положительным человеком минимизируются. Также предприниматели-участники проекта получают преференции по графику работы по сравнению с другими субъектами бизнеса, так как приложение позволяет выявлять инфицированных граждан.
«В вопросе вакцинации крайне важна солидарная позиция отечественного бизнеса. Ведь без достижения коллективного иммунитета полностью снять санитарные ограничения для бизнеса невозможно. Для бизнеса и потребителей это во многом возможно благодаря цифровому решению Ashyq.
За последнее время растет число зараженных и контактных, то есть лиц с «красным» и «желтым» статусами, посещающих общественные места. При этом, как только программа их регистрирует, недобросовестные граждане разбегаются в поисках другого места досуга. Видимо, подобные безответственные лица нисколько не боятся штрафов, тем более их никто не выписывает. А ведь фиксация ИИН и иммунного статуса в системе имеется. Подобная безответственность должна быть наказуема. Поручаю ужесточить требования за несоблюдение карантинных ограничений».
Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан
Мурат Камзин, заместитель руководителя Атырауского городского управления санитарно-эпидемиологического контроля:
– Только объектов общественного питания по городу зарегистрировано более тысячи. Из них почти половина работает по приложению «Ashyq». Если вы стали свидетелями нарушений, что объект не применяет программу, хотя она есть, можете позвонить в call-центры по телефонам: 109 или 102. На сегодня с 13 июня по 13 июля по приложению выявлено 99 фактов нарушений. Из них 45 человек с желтым статусом, еще 44 – с красным.