20 ноября этого года исполнилось бы 70 лет государственному деятелю РК, третьему Премьер-министру нашего независимого государства Нурлану Балгимбаеву.
Сегодня «ПК» предлагает выдержки из интервью казахстанской прессе Нурлана Утебовича, будучи на посту главы Кабинета министров РК. О том, какие тогда, в первые кризисные для страны годы, Нурлан Балгимбаев решал вопросы, какие поднимал проблемы, что думал о народе.
О себе
Время Премьера
«…Наш кабинет пришел в тот момент, когда уже наметились тенденции «вползания» мировой экономики в тотальный кризис. Первая его волна, ставшая для той же России «девятым валом», Казахстана практически не коснулась. И еще в марте мы шли с очень хорошими экономическими показателями. Но вторая нас серьезно «захлестнула» и «смыла» надежды на, как никогда, успешное завершение 1998 года.
Тем не менее, в очень сложных условиях, как внутренних, так и внешних, я считаю, нам удалось главное – удержать экономику от падения, сохранить ее относительную стабильность. Уровень инфляции – один из основных индикаторов состояния экономики – за 9 месяцев нынешнего года составил всего 2,3 процента. Для сравнения: за аналогичный период 1997 года этот показатель был почти в три раза выше – 7,1%. Вопреки всем финансовым катаклизмам в мире, и особенно в соседней России, удалось буквально «сберечь» стабильный курс тенге. «Тенговая лихорадка» ограничилась всего несколькими днями в августе, после чего курс вернулся на прежний уровень. Удержали и другой важный макроэкономический показатель – официальную ставку рефинансирования Национального банка.
Со стороны Правительства это не было игрой на удержание радующих глаз показателей любой ценой. Мы исходили из реальных возможностей экономики, того запаса «прочности», которым она располагала на тот момент, из прогнозов на будущее. Хотя действовать приходилось в условиях, приближенных к экстремальным. И принимать меры, близкие к чрезвычайным. Впрочем, ничего сверхнового выдумывать не пришлось – меры эти испытаны и неоднократно опробованы во многих экономиках мира. Это, прежде всего, укрепление бюджетной дисциплины и поддержка отечественного товаропроизводителя».
О бюджете…
«Но каждый раз, когда разговор доходит до «точки кипения», я беру проект бюджета, который стал уже моей «настольной книгой», и предлагаю: вот, возьми и сделай свой вариант. Можешь себе добавить, но – у кого-то урезав. И чтобы этот «кто-то» сидел перед тобой, глядя в глаза. Нельзя осчастливить одних за счет других – это не только общечеловеческий, но и социально-экономический закон. И когда в предвыборных речах, где-нибудь на митингах – а таких в нынешней ситуации будет немало – вы услышите из уст новоиспеченных претендентов обещания, что всем дадут, обеспечат, осчастливят, причем быстро и навсегда – не верьте. Это либо искренние заблуждения людей, ничего не смыслящих в реальной экономике, либо политический цинизм и лицемерие тех, кто в экономике достаточно искушен и в свое время уже попробовал вкус власти».
О кризисе
«…Не возьмусь утверждать, что кризис, от которого дрогнули экономики куда более мощные, чем казахстанская, не коснулся нас вовсе, да еще в совокупности с падением мировых цен на продукцию, составляющую основу нашего экспорта и соответственно приносившую львиную долю доходов в бюджет. В этот «букет» неблагоприятных обстоятельств можно добавить еще целый набор – от «сезонных» – на редкость суровой зимы и столь засушливого лета – до общеэкономических проблем, в частности, связанных со случаями проведенной ранее торопливой приватизации ряда казахстанских предприятий.
О принимаемых Правительством антикризисных мерах, в т.ч. и превентивных, я уже говорил. Что касается упущений, то нас пытались обвинить в том, что «просмотрели» начало кризиса. Но подобный упрек можно адресовать и правительствам крупнейших стран мира. И диалектика мировой экономики такова, что никто не мог предвидеть наступления глобальных потрясений, тем более такого масштаба.
Так или иначе, на сегодняшний день казахстанская экономика выстояла, не понеся тяжёлых потерь».
(Из интервью «Мне не стыдно за прожитый год», «Казахстанская правда», 1998 г.)
О ЗЕМЛЕ
«Любая страна, взявшая курс на создание рыночной экономики, рано или поздно сталкивается с необходимостью проведения земельной реформы, введения частной собственности на землю. Это объективная закономерность, и с этим нельзя не считаться. Хотим мы того или нет, но де-факто земельная реформа в Казахстане идет уже не один год. Появились умелые и предприимчивые фермеры, которые владеют и пользуются земельными наделами. Есть настоящие хозяева земли, чувствующие свою ответственность за нее.
Мировой опыт показывает, что введение частной собственности на землю и последующая ее приватизация – это всегда очень сложный и, если хотите, переломный момент в жизни любого государства и общества. Этот процесс должен учитывать весь комплекс политических, экономических, социальных, духовных, исторических, географических и геополитических факторов. Необходимо, чтобы введение института частной собственности на землю было востребовано всем обществом, и, прежде всего, теми, кто живет и работает на земле, реальными хозяевами земли, а не теми, кто хочет извлекать из нее какую-то сиюминутную выгоду. Правительство постарается учесть все высказанные мнения и пожелания наших ученых, общественных деятелей, крестьян и фермеров при дальнейшей доработке законопроекта.
…Да, мы ожидали, что обсуждение законопроекта будет непростым. Большинство СМИ, ряд общественных объединений и политических партий, видных деятелей науки, культуры и искусства, работники и жители села выступили против его отдельных положений. Подверглись жесткой конструктивной критике те положения закона, которые регламентировали введение частной собственности на землю, в том числе сельскохозяйственные угодья, и тем самым могли бы превратить ее в объект рыночных отношений или, говоря проще, сделать предметом купли-продажи. Я, как человек и как Премьер-министр, понимаю и разделяю озабоченность наших граждан и считаю многие из высказанных замечаний и предложений справедливыми, но вместе с тем полагаю, что нам нужен закон, который бы регламентировал земельные отношения, отношения между крестьянином, фермером и государством, иными субъектами экономики.
К сожалению, при подготовке законопроекта разработчики допустили ряд очень серьезных просчетов, причиной которых явилось то, что министерство не сумело привлечь к работе над документом действительно знающих специалистов-аграриев, видных ученых и общественных деятелей, в конце концов тех, кто реально работает на земле, вырос на ней и в дальнейшем желает честно жить и работать. Думаю, что первоначально при подготовке закона возобладал несколько узковедомственный подход; разработчики не учли политических, экономических, а также исторических последствий введения частной собственности на землю, не изучили общественное мнение, превратив тем самым все Правительство в заложников собственных просчетов…
Земля всегда была клубком сложных отношений между теми, кто на ней живет и теми, кто хочет получать ее плоды. История знает немало примеров, когда именно земля становилась причиной многих войн и конфликтов, потому что она – первооснова всего: и государственности, и экономики, и мироощущения.
На мой взгляд, законопроект встретил противодействие со стороны общественности, по крайней мере, по трем взаимосвязанным причинам. Во-первых, по причине исторической: в Казахстане никогда частной собственности на землю не было. Земля всегда находилась в государственной или общественной собственности. Все люди имели на нее одинаковое право, все считали ее совместной собственностью, и всех это положение устраивало.
Во-вторых, введение частной собственности и приватизация земли не могут совершаться одномоментно. В моем понимании этот процесс должен осуществляться поэтапно, продуманно, с учетом реального положения экономики, в т.ч. социально-экономического состояния села и его жителей. Кавалерийские методы в приватизации государственной собственности, которые произошли у нас в течение 1995-1997 годов, как известно, до сих пор вызывают множество споров и конфликтов.
В-третьих, мы должны учитывать тот факт, что большинство нашего населения не готово ни морально, ни материально к введению частной собственности на землю. Все мы знаем положение нашего села. У сельчан нет необходимых и достаточных средств для приобретения земли в частную собственность…»
(Из интервью «Земля – это не предмет для политического торга», «Казахстанская правда», 1999 г.)
В подготовке публикаций использовались материалы из книги «Нурлан Балгимбаев. Естеліктер»
О нём
Не каждый руководитель – лидер
«Автору этих строк довелось работать под непосредственным руководством Нурлана Балгимбаева с 1994 по 2002 годы и с 2010 года до его последних дней. Что было характерного для Нурлана Утебовича в работе? Прежде всего, видение перспективы, понимание цели. Его уверенность вселялась и в нас, работавших под его началом. Он был требователен, скрупулезен до мелочей, но широко доверял профессионалам. Из огромного потока информации, характерного для руководителя такого уровня, он умел выделить главное. Никогда не менял своих решений, был последователен, настойчив. Очень уважительно относился ко всем, кто работал с ним в коллективе, а люди платили тем же.
Не каждый руководитель – лидер. Нурлан Утебович был лидером отрасли, даже когда не занимал никаких постов. Его уважали не только нефтяники, не только земляки в Атырауской и Мангистауской областях. Его знали во всех уголках нашей страны и отдавали должное его заслугам».
Галиаусат КЕШУБАЕВ,
заместитель генерального директора ТОО «Дирекция строящихся предприятий КМГ»
Жил, чувствуя время
«…Потом наступили другие времена. Появилось понятие «рыночные отношения». У нас никакого опыта ведения хозяйства в рыночных условиях не было. Балгимбаев был одним из инициаторов изучения рыночной экономики в США. И он оказался слушателем одного из ведущих университетов и стажером нефтяной компании «Шеврон». Получив соответствующие знания и опыт работы в рыночных условиях, вернулся в республику министром нефтяной и газовой промышленности. В его бытность министром были конкретно определены основные направления дальнейшего существования и развития нефтяной и газовой отрасли в период перехода к рыночным отношениям с участием государства и иностранных компаний. Для достижения поставленных задач, ритмичного развития любой отрасли, естественно, кроме знаний и опыта, требовалось иметь силу воли, целеустремленность, умение доводить дело до желаемого результата, владеть интуицией – всё это у Нурлана было».
Найф КАМАЛОВ,
генеральный директор ПО «Эмбанефть» (1987-1994), АО «Актобемунайгаз» (1994-2000)
Полностью отдавал себя работе
«Во время работы Н. Балгимбаева в Правительстве у нас сложились крепкие мужские отношения, которые с годами переросли в мужскую дружбу. В те годы я был министром госдоходов. Это были кризисные годы, когда цена на нефть была около 8 долларов за баррель, инфляция измерялась десятками процентов. Текущие поступления в доходной части едва покрывали базовые социальные обязательства бюджета. В те годы наши предложения принимались моментально Президентом страны и Премьер-министром. Главные меры – повышение доверия со стороны бизнес-сообщества к проводимой экономической политике, повышение транспарентности крупных экспортёров, создание максимально благоприятных условий малому и среднему бизнесу, аграрному сектору. Все делалось очень быстро и в комплексе. Из кризиса мы вышли быстро в фазу роста.
Сейчас все звучит по-деловому спокойно, но я видел все переживания своего Премьер-министра…»
Зейнулла КАКИМЖАНОВ,
экс-министр государственных доходов и финансов РК
Друг с большой буквы
«Мы с Нурланом начали трудиться в НГДУ «Жетыбайнефть», я – оператором по добыче нефти и газа, он – оператором подземного ремонта скважин. Вот так мы, работая в разных должностях на предприятиях нефтяной промышленности, в течение 45 лет были всегда вместе. Он был удивительно простым человеком, прекрасным другом, всегда с уважением относился к окружающим, любил свою профессию. Будучи человеком очень ответственным, ставил перед собой цель, упорно шел к ней и всегда добивался конечного результата».
Тулеген ХАСАНОВ,
близкий друг, почетный нефтяник Республики Казахстан
Наш нефтяной Премьер
«После работы в Москве, обладая значительным опытом работы на родине, пройдя обучение в Америке, Нурлан Балгимбаев органично вошел в рыночную экономику страны в самом начале становления нефтяной отрасли. Постепенно стал нефтяником-профессионалом, жизнь которого круто изменилась в позднее советское время. Особенно сильно его лидерские качестве проявились, когда он работал в Министерстве нефтяной промышленности республики, которое надо было создавать с нуля в новых условиях. На Казахстан уже смотрели большие нефтяные корпорации, и надо было выстраивать с ними отношения с учетом интересов новой независимой страны, памятуя о бывшей метрополии, России. Отсутствие выхода на морские терминалы, единый трубопроводный транспорт, единая энергосистема и многие, до сих пор не решенные проблемы с «большим братом», прибавляли накал, заставляя работать на износ ежедневно.
Были ошибки, а кто их не делал? Но стратегические решения были правильными.
Огромной заслугой Балгимбаева, безусловно, является привлечение и умение работать с молодыми образованными людьми в Правительстве и Министерстве. За ним шли и молодые дарования, ему верили, он доверял им…»
Сагат ТУГЕЛЬБАЕВ,
государственный деятель
Достойный пример гражданина
«За хорошим человеком остаются его дела, достойные подражания. Доказательством тому служит то, что исатайцы часто добрым словом вспоминают Нурлана. И это неспроста. Еще будучи президентом Национальной нефтяной компании «Казахойл», министром нефтегазовой промышленности РК, а затем Премьер-министром РК, по его прямому поручению на строительство школы в райцентре Аккистау Исатайского района было выделено 394 млн. 668 тыс. тенге. Большое современное трехэтажное здание и сегодня красуется в селе. И в этой школе им. Абая обучаются и воспитываются 784 учащихся. Это и есть знак огромного уважения, почтения и любви Нурлана к родному краю, где началась его славная трудовая биография».
Бакыт СМАТУЛЛИН,
председатель Совета ветеранов АО «Эмбамунайгаз»