Ну и пёс с вами!

nu i pyos s vami Новости

Над бездомными собаками и кошками нависли черные тучи. Бобиков и Мурок, которые проявляют агрессию, болеют и не востребованы, хотят усыплять в течение первых 15 дней после отлова. В Мажилисе работают над новым законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об ответственном обращении с животными», разработанный депутатами для регулирования численности бродячих и безнадзорных животных.

Почему зоозащитники против?

А зоозащитники опасаются, что законодательные поправки направлены на возобновление в стране массового отстрела и уничтожения бродячего зверья, и что эвтаназию будут применять практически для всех хвостиков. Поэтому выступают против пересмотра данного закона, требуя полного его исполнения государственными органами в нынешнем варианте.

В рамках Закона РК «Об ответственном обращении с животными», на настоящий момент массово отстреливать бродячих собак и кошек запрещено, а усыплению подлежат лишь агрессивные животные. В 2023 году из бюджета региона на отлов и стерилизацию четвероногих было выделено 372 млн тенге. После необходимых процедур животное должны были привить, чипировать и отпустить. В среднем сумма затрат на одну собаку составляет примерно 22 тысячи тенге. Их уничтожают тысячами, а укушенных меньше не становится. По данным пресс-службы регионального управления здравоохранения, в 2023 году в травмпункт Атырауской областной больницы обратились около 300 человек, из них 200 пострадали от бродячих собак, и 100 атыраусцев укусили домашние псы. В январе этого года в травмпункте было осмотрено семеро жителей Атырау, пострадавших от бездомных собак и еще шестеро человек — от домашних четвероногих друзей. Им оказали первую помощь, сделали прививку от столбняка. Лечение они продолжат в поликлинике. Год назад в Атырау собака напала на восьмилетнего ребенка. Мальчика в состоянии травматического шока с рваными ранами головы и ног доставили в областную детскую больницу. А в 2022 году жуткая трагедия произошла в Карагандинской области. Собака покусала двоих детей трех и пяти лет. Один малыш погиб.

Бирка не спасла

У собачьей «медали» две стороны. Да, животные кусают людей, и это ужасно, но и сами люди над ними издеваются, фактов жестокого обращения предостаточно, что тоже недопустимо. Вопрос бездомных животных настолько актуальный, что даже, помните, Президент страны, в одном из обращений дал немедленное поручение решить проблему бездомных животных. На тревожную ситуацию в Казахстане с бродячими котами и собаками, издевательствами над ними обращала внимание даже защитница животных мирового уровня Брижит Бардо, написавшая несколько писем Главе государства. И что в итоге? Да, как уже отмечено, усыплять бродячих животных тогда запретили, вместо этого их следовало стерилизовать и пристраивать в приют, если хозяин не объявляется в течение пяти дней. Но беда в том, что исполнение закона, мягко говоря, «спотыкается», продолжается тотальное уничтожение бездомных четвероногих друзей человека, и даже тех, кто нашел крышу. Это не устают доказывать атырауские зоозащитники.

Вот и руководитель общественного объединения «Доброе сердце Атырау» Венера Манасова возмущается, неизвестные люди творят беспредел, а найти управу на них не получается, полиция только разводит руками.

— Недавно убили двух собак с бирками, которые пять лет охраняли частную базу. Там для них создали все условия, и за территорию не выпускали. У них была своя будка. Мы увидели по видеокамере, как неизвестный мужчина на машине объездил несколько раз вокруг базы и поджидал их специально. Потом он вышел и выстрелил, — возмущается Венера Манасова. — Мы сразу связались с отловом. Выяснилось, они в тот день в районе Жулдыза, где находится база, не работали, так как заявок не поступало, более того, автомобиля марки «Opel», на которой разъезжал стрелок, в отлове нет. И вообще, отлов предельно осторожно относится к собакам с бирками. Куратор собак Шырын в панике, она так любила этих милых пушистиков, и в один момент двоих убили. Кому они мешали? Шырын вызвала полицию, мы запросили поднять видео с городских камер, и что вы думаете? Ответ полиции: «На камерах плохо виден номер машины». Как так?! В городе установили сотни видеокамер, и, получается, ничего не видно? Для нас собаки живые существа, мы их любим. У нас, значит, можно совершать беспредел, и все сойдет с рук? В Атырау только городской отлов имеет право работать, а получается, что любой житель может выйти и перебить мирных собак. Нам каждый день приходится испытывать страх, что в один момент какой-то упырь убьет наших животных.

Животные на улице разные, есть просто потерявшиеся домашние питомцы, добавляет она. Их нужно вернуть хозяевам. Другие больные, но они социальные, их нужно вылечить, стерилизовать и пристроить, или выпустить в естественную среду обитания. Да, от агрессивных четвероногих друзей человека надо избавиться, но и тут у зоозащитников свои аргументы.

 Альтернативный шанс. Сработает?

Итак, по новым правилам, если они будут приняты, бродячих животных из числа тех, кто болен, проявляет неоправданную агрессию, не востребован зоозащитными организациями и другими уничтожат в течение 15 дней, а если безнадзорные животные, то за 60 дней. Также владельцев животных планируется обязать самостоятельно определять в приюты в случае отказа от них, а не выбрасывать на улицу.

На странице Facebook зоозащитник, член республиканского общественного экологического совета при партии AMANAT Сергей Снегирев написал пост. Дело в том, что емув личку поступает большое количество сообщений с тревожными вопросами о грядущих изменениях в законодательстве касательно сферы обращения с животными и с просьбами разъяснить перспективы грядущих поправок. И он решил ответить всем.

«К сожалению, достоверно зная намерения законотворцев и лоббистов грядущих изменений, приходится подтверждать опасения общественности — ничего положительного ждать не приходится. Ни для сферы обращения с животными в целом, ни для животных и их владельцев, в частности.Да, законотворцы своими поправками, нивелируют принципы гуманного отношения с животными. Концепция — тотальное уничтожение животных, оказавшихся на улице. Да, права владельцев животных сужаются, вводятся термины «изъятие», «конфискация». И да, намечаются новые, откровенно нелогичные поводы для штрафных санкций.И много ещё такого, что у меня, как у участника сферы обращения с животными, вызывает неприятие ввиду нелогичности, негуманности и нецелесообразности.Например, концепция безвозвратного отлова. Принцип — изъятие с улиц, затем срок содержания до востребования, затем безальтернативное уничтожение. Ответственно заявляю, что в стране, в большинстве регионов отсутствуют пункты временного содержания изъятых с улиц животных. Более того, их не существует ни в форме финансов в бюджетах, ни даже в формах ПСД. Интересно, что лоббисты безвозвратного отлова аргументируют эффективность этого метода регулирования тем, что ряд стран успешно его реализовали. Да, возможно. Но в тех странах, на которые ссылаются законотворцы, была готова инфраструктурная база. А у нас, как мы видим, её нет даже в планах. Без этого концепция теряет пункт о содержании отловленных животных и приобретает форму изъятия и последующего уничтожения. Отстрел. Соглашусь с мнением, что и текущая редакция закона местами далека от идеала. Но в ней хотя бы есть базис – положения, направленные на формирование ответственного обращения с животными, следствием реализации которых станет и снижение количества животных на улицах, в частности, и комфортные общественные отношения в целом. Моя позиция в текущей ситуации — против поправок. Они непродуктивны, не гуманны, увеличивают коррупционные риски и станут причиной общественного неприятия».

Между тем выяснилось, что зоозащитники Казахстана не сидят сложа руки, готовят еще другие поправки.

— Как известно, в прошлом году ряд депутатов Мажилиса инициировал изменения в Закон «Об ответственном обращении с животными». Данные изменения предполагают введение так называемого безвозвратного отлова. По сути, это значит вернуться к старым методам убийства животных, которые за многие годы показали свою неэффективность, — говорит казахстанский зоозащитник и эксперт в сфере государственного управления Олжас Жораев. — Институт парламентаризма по инициативе депутатов Сената Бибигуль Жексенбай и Амангельды Толамисова разработал альтернативные поправки в Закон. При этом предварительно проведены обсуждения с участием представителей общественности и госорганов, зоозащитных организаций, ученых, независимых юристов. На основе лучшего международного опыта альтернативные поправки направлены на внедрение гуманных методов регулирования численности животных, сокращение бюджетных расходов и обеспечение безопасности граждан, в первую очередь детей. Кроме того, принятие альтернативного законопроекта позволит улучшить действующий Закон, заложив более эффективные механизмы его реализации — учет и стерилизация животных, внедрение программы ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат в среду обитания), ограничение контроля за разведением и оборотом животных, ужесточение административной ответственности за самовыгул и другое.

Известный атырауский волонтер Мукаш Джабасов тоже переживает за ситуацию, связанную с животными. Доктор Айболит лечит несчастных собак, попавших в лапы живодеров или угодивших под колеса автомашин. И, понятное дело, не может оставаться безучастным.

— По действующему закону запрещено убивать бездомных животных, а все равно продолжают усыплять, стрелять, — высказывается Мукаш Джабасов. – Теперь представьте, что им законодательно разрешили это. Мы хоть могли возмущаться, полицию вызывать, а теперь? Никто не будет содержать несчастных собачек эти 15 — 60 суток, на сто процентов гарантирую. Никто не станет придерживаться методики эвтаназии по приезду на место, будут сразу усыплять, как сейчас делают. Поэтому наступит полный беспредел. До сих пор в службе отлова нет кинолога, чтобы определить степень агрессии, и вообще, есть она или нет. Достаточно просто позвонить и сказать, в районе собака кидается на людей. Никаких доказательств не нужно. Бригада приезжает и всех собак стреляет. Особенно достается мирным, они легко идут на контакт и попадают в отлов. А наиболее агрессивные сразу убегают. Увы, то, что сейчас происходит – жестокость необузданная.

— Что же делать?

— Не эти дурацкие поправки вносить – ставить срок 15 дней, усыплять, и т.д. Надо ввести запрет на разведение животных по Казахстану, лет на 5-10. Оставить разрешение лишь специализированным органам — КНБ, Вооруженным силам, МВД. Ввести наказание за запрет проверки деятельности службы отлова общественными инспекторами, коими официально мы являемся. А такие факты нередки. И срок наказания должен быть от года до трех лет, если они препятствуют деятельности общественников. Ужесточить наказание за жестокое обращение с животными. За причинение насилия над ними, даже если оно не повлекло увечий, надо налагать большие штрафы. Если такое происходит неоднократно — брать под стражу. Пока все эти моменты не будут сделаны, беспредел будет твориться и дальше, — уверен Мукаш Джабасов. – Был случай, когда человека поймали с собачьим мясом. Да, штраф на него наложили, но для него не ощутимый. Казалось бы, есть закон, он должен бы исправить ситуацию, но…

Как не стать зверем

В свою очередь общественник Атырау Андрей Кораблев говорит, что бесконтрольный рост численности бездомных собак вызывает беспокойство у жителей страны во всех регионах. Собаки сбиваются в стаи и вызывают страх.

— Участились случаи обращения жителей с жалобами о нападении собак на детей и взрослых, которые попадают в больницы с травмами и ранами после укусов. Кто виноват в агрессивном поведении братьев наших меньших? Зоозащитники говорят о том, что люди сами провоцируют собак своим поведением, зачастую бросая в них камни и палки, пытаясь отогнать от себя. Другая сторона, которая считает, что с собаками надо бороться более радикальными методами, вплоть до умерщвления, убеждает нас в том, что это необходимо в целях защиты людей от нападения бродячих собак, — высказывается Андрей Александрович. — И эти два непримиримых лагеря никогда, наверное, не придут к согласию. Я был владельцем кавказской овчарки. Несмотря на свои огромные размеры, это был очень добрый и ласковый пёс, который просто обожал детей. Во многом благодаря ему у меня нет чувства страха к собакам, так как после такой собаки все остальные кажутся моськами. Но многие, увидев его, просто цепенели от ужаса. Не стоит забывать, что собака – это чуткий психолог. Она чувствует состояние человека, его страх и может воспользоваться этим. Это настоящий зверь, с клыками и мощными челюстями, который может атаковать любого, кто вызовет его подозрение или агрессию. Одно дело — домашний питомец, который сыт и обласкан, совсем другое — бродячая собака, находящаяся в постоянном поиске пищи и борьбе за выживание. Это другой мир. Зачастую именно благодаря человеку собака оказывается на улице. То, что необходимо решать вопрос регулирования численности бродячих собак — вопрос актуальный и требующий всестороннего рассмотрения. Но, кроме того, он ещё и очень чувствительный. И нам в первую очередь надо научиться быть людьми и не забывать об ответственности перед живыми существами. Обществу тоже надо понять, что если есть реальная угроза жизни, человеку придётся брать на себя эту нелёгкую миссию, во благо здоровья и благополучия граждан. Главное — не переступать грань…

Мнения разные. Жительница Атырау Галина Чапурина, гуляющая по набережной с породистым псом, говорит, что обозначенная тема сложная и требует рассуждения, если смотреть с точки зрения безопасности людей, то, наверное, это правильно. Только если собака проявляет агрессию или больна.

— А если эти милые животные здоровы, то я категорически против. Почти в каждом дворе живут собаки, и мы к ним привыкаем. Кормим. Они доверяют нам. Но в какой-то момент они пропадают, и мы переживаем. Вот буквально дня три назад пропали шесть собак, в том числе щенки. Я каждый день выхожу гулять со своим питомцем и надеюсь их увидеть. Они очень ласковые. Надеюсь, что их просто забрали в приют. А с другой стороны не знаю, где им лучше. Во дворе жители их хорошо кормили, а как будет в приюте? Мы же не знаем, как там кормят. Сейчас много животных, брошенных их хозяевами. Выбрасывают потому, что испортили мебель, порвали обои или просто надоели. У нас нет штрафов на таких хозяев. Поэтому животные сбиваются в стаи, болеют, кусают людей, — рассуждает Галина Чапурина.

 О праве на жизнь

В Атырау немало людей с добрым сердцем, помогающих зоозащитникам – волонтерам. Среди таких и Виктория Синицына — владелица ротвейлера и нескольких беспородных собачек, которых она взяла с улицы. По ее мнению, если собака выражает агрессию, то надо еще понять причину. А кто это будет решать?

— Мне интересно, у людей, которые намерены внедрить эвтаназию для животных, у них самих есть собаки или кошки? Заключение о состоянии животного должен давать кинолог с большим опытом. Собака может проявлять агрессию вовсе не от того, что она бешеная, злобная, а когда делают больно. И это защитная реакция. Есть службы, где стерилизуют, вакцинирует бездомных псов, тратят на это государственные деньги, потом находим на улицах убитых собак с бирками. Чужие люди заходят на частную территорию и средь бела дня стреляют в животных из дротиков. Но все эти меры все равно не помогают уменьшить количество бездомных животных. Остановить рост численности беспризорных кошек и собак можно только стерилизацией. Нужно наказывать бессовестных людей, которые вывозят животных на автотрассы и оставляют там, ну не нужны они стали, просто поиграли с ними, а потом отказываются от них, потому что погрызли мебель или вдруг заболели. Я всегда говорю, что человек не вправе лишать жизни живое существо. Эвтаназия не решит проблему. Да я уверена, собак убивать будут всех подряд. А сколько было случаев, когда хозяйских потеряшек стреляли? Не один и не два. Все это очень жестоко, — считает Викторина Синицына. Вместо послесловия. Разумеется, если обозначить приоритет – человек или животное, то самое ценное, здоровье и жизнь человека. Недопустимо, чтобы зверь нападал и убивал. Недавно в СМИ прошла информация, что в соседнем государстве алабай сорвал с головы хозяйки скальп и загрыз ее. И это был домашний пес. В нашей стране тоже были трагические случаи. Однозначно то, что надо принимать все меры на законодательном уровне, не дать злобным псинам калечить и лишать жизни людей. Но ведь часто собака становится кусачей только от жизни собачьей. Так ведь?

Светлана НОВАК

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна