Мне кило органической моркови, пожалуйста!
Когда вы приходите на рынок или в овощной ларек у дома, признайтесь честно – смотрите на ценник или на сертификат годности продукции? С таким вопросом к горожанам подходили студенты Атырауского университета им. Х. Досмухамедова, чтобы выяснить – знают ли наши жители о таком словосочетании, как «органические овощи»?
Экологически чистые продукты, или как их еще называют органические, не содержат генетически модифицированных элементов, выращиваются без употребления химических удобрений. Но в курсе ли этого покупатели?
В маркетинговом исследовании на эту тему, затеянном группой ученых-экономистов упомянутого вуза, а также студентами, обучающимися по образовательной программе «Маркетинг», опросили две сотни жителей Атырау и Атырауской области в возрасте от 18 до 80 лет. Оказалось, что 60 процентов респондентов приобретают свежие овощи чаще одного раза в неделю.
– В ходе опроса выяснилось: 86 процентов опрошенных знают, что органические овощи и фрукты позиционируются как экологически чистые, без химических добавок. Остальные даже не ведали, в чем особенности и отличия, – рассказала в интервью «ПК» магистр экономических наук, старший преподаватель Мейрамгуль Дингазиева.
Между тем изучение этого вопроса показало: большая часть респондентов, а это 80 процентов, выразили готовность приобретать помидоры и яблоки без пестицидов и гормонов, пусть даже по завышенной цене. Все опрошенные – «за!» необходимость внедрения отличительного сертификата соответствия органической овощной продукции как экологически чистой.
– Также жители нашего региона считают: необходимо разработать и ввести правовые и законодательные меры в отношении нечестных продавцов, применяющих ложную экологическую маркировку без законного сертификата соответствия органической овощной продукции. Такие законодательные меры защитят потребителей и дадут уверенность в покупке овощей и фруктов без пестицидов, – отметили преподаватели и студенты.
Интересно, что добрая половина респондентов (54 процента) доверяют картофелю и моркови, выращенным на даче и в огороде. Еще 30 процентов предпочитают овощи из теплиц.
– Значит, крайне важно усилить и повысить доверие жителей области, то есть чтобы они были уверены: при выращивании органической овощной продукции сельхозпроизводители реально не использовали химикаты в удобрениях. Это значит, самим крестьянским хозяйствам, фермерам следует избегать употребления «химии», – говорят исследователи.
По словам Мейрамгуль Дингазиевой, маркетинговые исследования показали, что 86 процентам населения требуется просвещение – что такое органические овощи, в чем их отличия от традиционных, какими свойствами они обладают и др.
– Четырнадцать процентов опрошенных выразили мнение, что необходимо всегда оповещать жителей – мол, выращено без химикатов. Еще восемь процентов указали на то, что нужно постоянно держать сертификат качества на видном месте для ознакомления и уверенности в надёжности экологически чистой продукции, – проинформировали исследователи.
И еще. Многие жители в опросе (60%) говорили, что органические овощи продаются только на базарах или рынках, а 16 процентов респондентов уверенно сообщали: экологически чистую продукцию предлагают только в специализированных магазинах.
– Основная цель нашего проекта, а кафедра «Экономика» Атырауского университета имени Халела Досмухамедова выиграла внутривузовский грант на «Маркетинговое исследование и анализ рынка экологически чистых овощей на примерах Атырауской области», в разработке рекомендаций для структуры казахстанского агробизнеса, информационного обеспечения, выявления рыночной ниши и удовлетворения потенциального спроса на овощи-фрукты без пестицидов, – сказала М. Дингазиева.
И вот к чему мы пришли: экономические показатели прибыльности, эффективности и деятельности сельхозпредприятий показывают рост производства и реализации, рациональный подход и экономическую эффективность их деятельности в отличие от индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств Атырауской области. Последняя категория субъектов сельхозформирований за анализируемый период показывает спад по экономическим показателям, но за счет опережающего уменьшения себестоимости производства и реализации овощной продукции над валовой прибылью мы наблюдаем рост эффективности деятельности данной категории субъектов сельхозформирований.
На языке обывателя сложную речь ученого можно передать так: сельхозпроизводителям рекомендовали употреблять как можно меньше минеральных удобрений. А горожанам и сельчанам продолжать выращивать качественную продукцию на грядках своих огородов.
Надежда ШИЛЬМАН